Слайд 2Византия
Византия— одно из крупнейших и могущественных государств эпохи Средневековья, выросшее из Восточной
Римской империи, и просуществовавшее более тысячи лет .
Византия, находясь на перекрестке культурных влияний Востока и Запада, сохранила, впитав традиции восточноэллинистических мира, античное наследие и донесла его до многих стран средневековой Европы, подготовив почву для эпохи Возрождения.
Восприятие элементов византийской культуры в Болгарии и Сербии, Армении и Грузии, в Древней Руси способствовало дальнейшему развитию их культур.
Слайд 3История архитектуры (как и истории) Византии делится на три периода: -
Ранневизантийский
(V-VIII вв.); . Средневизантийский (VIII-XIII вв.); Поздневизантийский (XIII-XV вв.).
Слайд 4Ранневизантийский (V-VIII вв.)
В VI веке, когда Византией правил Юстиниан, Константинополь
можно было назвать не только политическим, но и культурным центром всего региона. Начинала складываться и ранневизантийская архитектура, когда в строениях начали использовать новые элементы, ранее никем не применявшиеся. Если Равенна была центром течений, бравших за основу строгие формы квадратов и сложных фигур, то в византийском стиле начало преобладать центрическое основание храмов с куполом и окнами в нем. Это было связано и с местными формами проведения священных обрядов.
Слайд 5В отношении художественной стороны архитектуры в период ранневизантийского зодчества отчётливо выступают две
основные тенденции. Сирийская и отчасти малоазийская архитектура склоняется к отчетливым геометрическим объёмам, поставленным изолированно, к небольшим проёмам окон, малому их числу, к статичным интерьерам. В константинопольской архитектуре и в архитектуре других крупнейших городов византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания, к расчленённым, даже подчас раздробленным объёмам и их связи с городской застройкой.
Примером построек Византии этого периода может послужить собор святой Софии. Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи.
Слайд 6Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны
с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на передний план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.
Слайд 8Таким образом ранневизантийская архитектура дала начало образованию сперва самостоятельной разновидности византийского зодчества,
а потом - к созданию, на античной и византийской основе, своей собственной архитектуры. Величайшей заслугой ранневизантийской архитектуры явилось то, что она дала мощный толчок ее развитию в дальнейшем.
Слайд 10Средневизантийский (VIII-XIII вв.)
Период, начиная с 843 г, с конца иконоборчества до захвата
крестоносцами Константинополя в 1204 г., известен как средневизантийский период. Первые 180 лет правления Македонской династии были почти золотым веком: возвращены территории в Греции и Италии, завоеваны новые земли на Востоке, и культурное возрождение соединилось с появлением множества новых типологий в церковной архитектуре.
В 1057 г. власть захватила династия Комнинов. Их правление было относительно стабильно. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на западную, римско-католическую, и восточную, греко-кафолическую (православную). К восточной церкви примкнули Сербия, Болгария и Россия.
Тромп – это свод в форме половины или четверти конуса, применяемый как переход от квадратного основания к многогранному или круглому куполу. Был особо распространен в армянской архитектуре VII в.
Слайд 11Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин
Слайд 12Храм крестово-купольный с использованием тромпов. От центрального подкупольного пространства отходят четыре цилиндрических
свода, образующих крест. Небольшие пространства между рукавами креста и стенами были перекрыты сводами.
Церковь с обходом была похожа на более раннюю крестово-купольную церковь, но ее неф меньше, рукава креста редуцированны до арок в стене. Окружающее пространство было также более широким и одной ширины, в то время как галереи были устранены, создав простой обход вокруг подкупольного ядра.
Слайд 13Поздневизантийский (XIII-XV вв.)
В 1204 г. Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами. Империя
пришла в упадок и уже не смогла оправиться от этого удара. На ее территории образовалась Латинская империя, Никейская империя, Эпирское царство и Трапезундская империя. Никея стала хранительницей византийской культуры и центром, из которого началась борьба за освобождение захваченных земель.
В 1261 г. Константинополь был освобожден Михаилом VIII Палеологом, и последующий почти двухсотлетний период (1261-1453 гг.) был назван «палеологовский». В 1453 г. Константинополь был захвачен турками- османами, и империя погибла. Византийская культура уже не разрабатывала новые формы, но совершенствовала старые.
Слайд 14Церковь Святого Феодора
Церковь XI в. была расширена за смет пристроенных нартексов с
тремя куполами в 1320 г. Тщательно разработанный фасад с высокими нишами, аркадами в первом и втором ярусах
Слайд 16Заключение…
Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской
империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.