Слайд 2БИОГРАФИЯ
Родился 23 октября (3 ноября н.с.) в Петербурге в знатной, но обедневшей
дворянской семье. Получил домашнее образование, с 1806 учился в Горном кадетском корпусе. С юности проявлял интерес к литературному творчеству. В 1819, не закончив курса обучения, поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли (откуда и поздний псевдоним — Марлинский). Здесь началась литературная деятельность: дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.
Слайд 3Бестужев — участник восстания 14 декабря, вывел на Сенатскую площадь Московский полк.
После разгрома восставших он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Находясь под арестом, написал Николаю I письмо, носившее характер трактата и свидетельствовавшее как о его мужестве, так и глубоком знании социального состояния страны. Был приговорен к 20 годам каторжных работ, затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 находился на поселении в Якутске, с августа был определен рядовым в действующую армию на Кавказ, где проявил необыкновенное бесстрашие. На представления его к наградам император каждый раз отвечал отказом, и только в 1836 ему был присвоен офицерский чин.
Слайд 4Вступление в "Вольное общество любителей российской словесности" (1820) сблизило его с Кюхельбекером,
Рылеевым и др. С 1823 вместе с Рылеевым издает альманах "Полярная звезда". Наряду с Кюхельбекером и Вяземским был наиболее видным литературным критиком начала 20-х годов, сторонником романтизма.
Слайд 5ЗА УЧАСТИЕ В ЗАГОВОРЕ ДЕКАБРИСТОВ 1825 БЫЛ СОСЛАН В ЯКУТСК, А ОТТУДА
В 1829 ПЕРЕВЕДЁН НА КАВКАЗ СОЛДАТОМ. УЧАСТВУЯ ЗДЕСЬ ВО МНОГИХ СРАЖЕНИЯХ, ОН ПОЛУЧИЛ ЧИН УНТЕР-ОФИЦЕРА И ГЕОРГИЕВСКИЙ КРЕСТ, А ЗАТЕМ БЫЛ ПРОИЗВЕДЁН И В ПРАПОРЩИКИ. ПОГИБ В СТЫЧКЕ С ГОРЦАМИ, В ЛЕСУ, НА МЫСЕ АДЛЕРЕ; ТЕЛО ЕГО НЕ НАЙДЕНО.
Слайд 6ТВОРЧЕСТВО
Движение к светской повести началось уже в раннем творчестве А. А. Бестужева-Марлинского:
«Вечер на бивуаке» (1823), оказавшей влияние на повесть Пушкина «Выстрел», и «Роман в семи письмах», в котором раскрывается конфликт незаурядного героя со светским обществом. Но ключевую роль в становлении этого жанра сыграли две повести Бестужева-Марлинского – «Испытание» (1830) и «Фрегат „Надежда“» (1833).
Слайд 7Характерен своеобразный «узорчатый» стиль повестей Марлинского, подвергнутый в свое время уничтожающей критике Белинского.
Он любит пышные метафоры, неожиданные сравнения, каламбуры. Он стремится захватить читателя красочностью изображения. Природа в его повестях не просто фон, но и средство поэтической возбужденности повествования: он часто прибегает к пейзажу-настроению, пейзажу-стихии, пейзажу-миражу, «намекающему на таинственность и странность окружающего» (В. Ю. Троицкий). Подхватывая традиции романтической поэмы, Марлинский и в прозе использует лирические отступления или по ходу повествования высказывает свое отношение к героям, комментирует происходящее, разъясняет особенности своих литературных приемов, вспоминает о своей молодости. Проза Марлинского еще несет на себе глубокую печать зависимости от поэзии и разработанного ею богатого поэтического языка, который на первых порах автоматически переносится в прозу, своего языка еще не имеющую. Надо иметь также в виду, что Бестужев-Марлинский был не только прозаиком, но и поэтом, автором романтических поэм.
Слайд 8Герои Марлинского, зависимые от светского общества, уже лишаются той свободы, которую они
имели в романтической поэме. Романтическая личность начинает испытывать жесткую, подавляющую личное начало власть жизненных обстоятельств. Общество лишает ее свободного развития, теснит и угнетает. В то же время личное счастье за пределами этого общества тоже иллюзорно. В повестях Марлинского еще отсутствует реалистическая диалектика характеров и обстоятельств.