Братья Ткачёвы

Содержание

Слайд 2

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. «Братья. Автопортрет».
1981-83 г.
Холст, масло. 158 х

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. «Братья. Автопортрет». 1981-83 г. Холст, масло. 158 х 184. ГТГ
184. ГТГ

Слайд 3

Творческий тандем сформировался в 1950 году. В центре внимания художников — русская

Творческий тандем сформировался в 1950 году. В центре внимания художников — русская
деревня. Герои их картин — реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Манера письма художников импрессионистическая и цветонасыщенная, а картины содержат живые черты натурного этюда.
В работах на историко-революционную тему нарушается «героический канон» и включаются элементы жанрово-бытового рассказа. Братья Ткачевы известны в первую очередь как жанристы, создавая картины о делах и днях русской деревни, о судьбах разных ее поколений. В 1995 году в Брянске открыт музей братьев Ткачевых. Художники передали в дар музею более 200 картин.

Слайд 4

Алексей и Сергей Ткачёвы «Детвора». 1958—1960
Холст, масло. 121 × 200 см. Государственный

Алексей и Сергей Ткачёвы «Детвора». 1958—1960 Холст, масло. 121 × 200 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 5

Художники родились под Брянском в деревне Чучуновка — Сергей в 1922 году,

Художники родились под Брянском в деревне Чучуновка — Сергей в 1922 году,
Алексей в 1925. В 1929 году семья Ткачевых переезжает в Бежицу, где Сергей и Алексей посещают вместе с двумя другими братьями кружок при Доме пионеров. Занятия переросли в большую любовь к искусству.
В молодые годы их судьбы сложились по-разному.
В 1938 году Сергей Ткачёв поступил в Витебское художественное училище, но, проучившись 3 года, ушёл в армию, воевал на фронте, был тяжело ранен. Воевал Сергей Ткачев до самого конца войны, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Судьба Алексея сложилась иначе: победив на Всесоюзном конкурсе рисунка, он в 1939-м году был принят без экзаменов в Московскую среднюю художественную школу для творчески одарённых детей, отбор которых осуществлялся по всей стране. В 1941 году Алексей работал на военном заводе «Уралмаш» в Свердловске, куда был эвакуирован вместе с семьёй. Вскоре, вместе с воспитанниками МСХШ, он продолжил учебу в башкирском селе Воскресенское.

Слайд 6

Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович «Сыновья»

Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович «Сыновья»

Слайд 7

На эту картину братьев-художников вдохновили события, которые произошли в их собственной семье.

На эту картину братьев-художников вдохновили события, которые произошли в их собственной семье.
Сергей Ткачев и два его старших брата — Серафим и Василий — ушли на фронт. Серафим Ткачев погиб, а будущий художник Сергей Ткачев был тяжело ранен, и на него по ошибке пришла «похоронка». В документах Министерства обороны более 60 лет значилось: «Рядовой Ткачев погиб геройской смертью». Только в 2007 году недоразумение окончательно разрешилось — Сергея Ткачева пригласили в Кремль, где президент лично вручил ему награды «За отвагу» и «За боевые заслуги».
В композиции картины «Сыновья» художники передали мрачную атмосферу военного времени: комната написана темными красками, ее углы теряются в сумраке. Тревожное впечатление усиливает черный траурный платок на голове матери: она словно прощается с сыновьями навсегда и не надеется увидеть их живыми.

Слайд 8

Ткачёв А.П., Ткачёв С.П. «Прости-прощай, родимый дом...» 1984-88 гг.

Ткачёв А.П., Ткачёв С.П. «Прости-прощай, родимый дом...» 1984-88 гг.

Слайд 9

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев «Безымянная высота»

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев «Безымянная высота»

Слайд 10

А.П. и С.П. Ткачевы
«Дорогами войны»

А.П. и С.П. Ткачевы «Дорогами войны»

Слайд 11

В 1945 г. Алексей поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.

В 1945 г. Алексей поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.
Сурикова (мастерская Г.Г. Ряжского). Сергей же после демобилизации вернулся в Свердловск и поступил в Свердловское художественное училище. В 1946 году он перевелся в институт, где уже учился младший брат, в мастерскую
С.В. Герасимова и Д.К. Мочальского.
Суриковский институт они окончили соответственно в 1951 и 1952 годах и были направлены на работу в Белорусский Союз художников. Здесь и началась их совместная работа и родился их знаменитый дуэт — художники братья Ткачевы. Алексей Ткачёв был любимым учеником Сергея Герасимова. Также, одним из своих наставников Ткачёвы считают известного советского художника Аркадия Пластова.

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. Автопортрет. 1960 г.

Слайд 12

В конце 1950-х−1960-е годы был создан целый ряд большеформатных картин, в которых

В конце 1950-х−1960-е годы был создан целый ряд большеформатных картин, в которых
Ткачёвы обращаются к личным жизненным наблюдениями, переживаниями. Одной из известных картин этого периода стало полотно «Между боями» — первое произведение художников, вошедшее в собрание Третьяковской галереи. В этот же период была написана картина «Матери», ставшая одним из ключевых произведений послевоенного искусства.

Слайд 13

С.П. и А.П.Ткачёвы «Между боями». Холст, масло. 58х60.

С.П. и А.П.Ткачёвы «Между боями». Холст, масло. 58х60.

Слайд 14

С.П. и А.П. Ткачёвы «Между боями»
Холст, масло. Вариант. 119,5х155. 1960-1980.

С.П. и А.П. Ткачёвы «Между боями» Холст, масло. Вариант. 119,5х155. 1960-1980.

Слайд 15

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. «Матери». 1960 – 61 гг. ГТГ

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. «Матери». 1960 – 61 гг. ГТГ

Слайд 16

Отношение властей к картине «Матери» было настороженно недоверчивое. Она не укладывалась в

Отношение властей к картине «Матери» было настороженно недоверчивое. Она не укладывалась в
формат соцреализма с его оптимистичной перспективой.
История искусства 1960-х годов сопряжена с беспримерной борьбой художников за правдивость изображения. Правда преследовалась, грозила серьезными последствиями. На Всесоюзной художественной выставке 1961 года министр культуры Е. Фурцева, возмущенная искажением образа советской матери, предложила снять картину с экспозиции. Сергей Ткачев выступил против мнения министра. Гелий Коржев, пытаясь спасти картину, предложил изменить название, вместо казавшегося претенциозным, «Матери», назвать ее «На скамейке». Так она и вошла в каталог выставки. В те времена советские художники разделились как бы на два лагеря. Молодых художников защищали С. Гeрасимов, А. Пластов, К. Юон,
А. Грицай, И. Грабарь. Осуждали их живопись В. Серов, Д. Налбандян, А. Дейнека, считая, в частности, картину «Матери» «немецкой» живописью. Приобретенная Государственной Третьяковской галереей, она прочно заняла место в экспозиции только в 1970-х годах.

Слайд 17

Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович «Дети войны». 1984 г.
Холст, масло.

Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович «Дети войны». 1984 г. Холст, масло.
200 х 150. ГТГ

За годы творческой деятельности Сергей и Алексей Ткачевы написали сотни картин.
В своем творчестве художники обращались к историческим и современным им темам. В цикле картин «В трудные годы», «Между боями», «За землю, за волю!», «В колхоз», «Хлеб республики», «Свет» Ткачевы обращаются к истории времен Великой Октябрьской революции и первых лет Советской власти. Большое количество картин, конечно же, посвящено грозным годам Великой Отечественной войны.

Слайд 18

С.П. Ткачев, А.П. Ткачев «Родная земля. Победители». 1968 г.

С.П. Ткачев, А.П. Ткачев «Родная земля. Победители». 1968 г.

Слайд 19

А.П. и С.П. Ткачевы «В партизанском краю»

А.П. и С.П. Ткачевы «Память о

А.П. и С.П. Ткачевы «В партизанском краю» А.П. и С.П. Ткачевы «Память о войне»
войне»

Слайд 20

Совместную творческую деятельность художники начали в начале 1950-х годов, когда однажды Алексей

Совместную творческую деятельность художники начали в начале 1950-х годов, когда однажды Алексей
нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Это был этюд к их первой картине.
Каждый из них является крупной творческой личностью со своей индивидуальностью. Сергей — художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развёрнутых работ; Алексей — более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен «братьев Ткачёвых», который включает в себя редкое мастерство в создании «большой картины» с досконально проработанной внутренней драматургией и живым языком пленэрной живописи.

Слайд 21

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев «Ветреный день».1956—1957

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев «Ветреный день».1956—1957

Слайд 22

А.П и С.П. Ткачевы «Прачки (Летом)». 1955-1957
Киевский музей русского искусства

А.П и С.П. Ткачевы «Прачки (Летом)». 1955-1957 Киевский музей русского искусства

Слайд 23

Свет играет на телах, на одежде, он обогащен рефлексами. Художники без боязни

Свет играет на телах, на одежде, он обогащен рефлексами. Художники без боязни
пишут синеватой краской тело ребенка, а в женские фигуры добавляют сиренево-желтые цвета. От движения бликов вода движется, трепещет. Необычайно красивы сочетания синего на синем: синей шайки на синей воде, синего с серым столбика и его темного отражения. Вся цветовая гамма колоритна, а сама сцена стирки дается на темно-зеленом фоне леса, несущего прохладу. Хотя влияние импрессионизма, особенно К. Моне, ощущается здесь в технологии письма, нельзя не заметить, что это не эпигонство, а развитие и продолжение. Причем столь же относимое к пленэризму начала века, как и к импрессионизму. Это естественно, ибо новое время, рождая новые восприятия мира, новые мироотношения отвергает устаревшую живописную пластику. Картинное построение темы с композиционными узлами, сознательно поставленными смысловыми акцентами не мешают восприятию «Прачек (Летом)» как стихийного потока света, бликов, освещенности, поглощающих темноту. Живое дыхание природы не было регламентировано авторами, напротив, они освободили его от принятых норм изображения.

Слайд 24

Алексей и Сергей Ткачевы «Май 1945 года».

Алексей и Сергей Ткачевы «Май 1945 года».

Слайд 25

С.П. и А.П. Ткачёвы
«Май 1945 года». 1980.
Холст, оргалит, масло. 106х122.

С.П. и А.П. Ткачёвы «Май 1945 года». 1980. Холст, оргалит, масло. 106х122.

Слайд 26

Ткачев Сергей Петрович
«Осень 1941 года. Письмо с передовой».
2009-2010 гг.

В центре

Ткачев Сергей Петрович «Осень 1941 года. Письмо с передовой». 2009-2010 гг. В
внимания художников, выросших в селе, — русская деревня. Герои их картин — реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Вместе с тем, художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер. Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, Ткачевы передают «правду времени», драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало.

Слайд 27

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев «Пастушок»

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев «Пастушок»

Слайд 28

Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович «Русское поле. Лихолетье»
(«Горький хлеб Победы»)

Ткачевы Сергей Петрович и Алексей Петрович «Русское поле. Лихолетье» («Горький хлеб Победы») 1986— 1990.
1986— 1990.

Слайд 29

Картина «Русское поле. Лихолетье» — наиболее обстоятельное и выразительное по социальной критике

Картина «Русское поле. Лихолетье» — наиболее обстоятельное и выразительное по социальной критике
произведение. По документальному и художественному кино нам знакома эта тема животного женского труда. Но в кино было объяснено время — послевоенное разорение оккупированных земель. Название картины как бы выводит событие из времени, делает его явлением, характерным для русской жизни, настоящей и будущей.
Ткачевым присуща скорбная передвижническая нота. Вернее их скорбь связана с народом, главным образом, с крестьянским сословием. Передвижничество нового времени (1960—1970-х годов) рассматривает крестьянское существование как беду, из которой народ с трудом выбирается.
Драматизм ситуации у Ткачевых выражается не в действии, а в состоянии, организованным мрачной цветовой гаммой и внутренним напряжением крестьян, ощущаемых в их фигурах, согбенных спинах — приемом, целиком отнесенным к передвижническим композициям.

Слайд 30

С.П. и А.П. Ткачёвы «Подруги»
Холст, масло. 98х75. 1955.

С.П. и А.П. Ткачёвы «Подруги» Холст, масло. 98х75. 1955.

Слайд 31

С.П. и А.П. Ткачёвы «На древнем Вщиже» Холст, масло. 110х190. 1975-1980.

С.П. и А.П. Ткачёвы «На древнем Вщиже» Холст, масло. 110х190. 1975-1980.

Слайд 33

С.П. и А.П. Ткачёвы.
«Июльский полдень».
Холст, масло. 148х177.
1983-1985 гг.

С.П. и А.П. Ткачёвы. «Июльский полдень». Холст, масло. 148х177. 1983-1985 гг.

Слайд 34

С.П. и А.П. Ткачёвы. «Деревенская свадьба». Холст, масло. 107х180. 1988-1989.

С.П. и А.П. Ткачёвы. «Деревенская свадьба». Холст, масло. 107х180. 1988-1989.

Слайд 35

С.П. и А.П.Ткачёвы. Память народная. Холст, масло. 150х214. 1980.

С.П. и А.П.Ткачёвы. Память народная. Холст, масло. 150х214. 1980.

Слайд 36

С.П. и А.П. Ткачёвы
«Лето». 1992.
Холст, масло.

С.П. и А.П. Ткачёвы «Новая

С.П. и А.П. Ткачёвы «Лето». 1992. Холст, масло. С.П. и А.П. Ткачёвы
жизнь».
Холст, масло. 65х190. 1994.

Слайд 37

С.П. Ткачёв, А.П. Ткачёв
«Дети мира». 1985 г.

С.П. Ткачёв, А.П. Ткачёв «Дети мира». 1985 г.

Слайд 38

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. «Братья» 1989 г.

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. «Братья» 1989 г.

Слайд 39

Трагическим событиям отечественной истории XX столетия посвящена и серия «Они сражались за

Трагическим событиям отечественной истории XX столетия посвящена и серия «Они сражались за
Родину», выполненная художниками уже в начале 1990-х годов. По словам Ткачёвых, вновь заговорить о важнейших национальных вопросах уже на рубеже двух тысячелетий их заставили «лживые, неправильные современные оценки событий Великой Отечественной войны». Масштабные полотна этой серии были удостоены Государственной награды.

А. и С. Ткачевы «Товарищи». Из цикла Они сражались за Родину. 2002–2003 гг.

Слайд 40

С.П. и А.П. Ткачёвы «Боль России (Колокол)»
1990.
Холст, масло. 109х130.

С.П. и А.П. Ткачёвы «Боль России (Колокол)» 1990. Холст, масло. 109х130.
Имя файла: Братья-Ткачёвы.pptx
Количество просмотров: 59
Количество скачиваний: 0