Миссиология. Семинар по теме 1 (продолжение)

Содержание

Слайд 2

Значение крестовых походов
(конец XI – конец XIII вв.)

Значение крестовых походов (конец XI – конец XIII вв.)

Слайд 3

Тема 2:
Просвещение Поволжья и Сибири в XVII–XVIII вв.

Миссионерство в Новгородской епархии.
Учреждение Пермской

Тема 2: Просвещение Поволжья и Сибири в XVII–XVIII вв. Миссионерство в Новгородской
епархии.
Присоединение Казани и Астрахани, просвещение татар.
Присоединение Сибири, просвещение ее народов.
Деятельность архиеп. Киприана в Сибири. Сибирские святые.
Распространение монастырей и духовное образование.

Слайд 4

Миссионерство в Новгородской епархии

По просьбе вел. кн. Владимира патриарх Николай Хрисоверг

Миссионерство в Новгородской епархии По просьбе вел. кн. Владимира патриарх Николай Хрисоверг
прислал несколько еп-пов, в т.ч. Иоакима (+ 1030), который прибыл в Киев около 991 года и в 992 году, отправился в Новгород с Киевским митр-том Леоном.
Митр. Леон, оставляя Иоакима в Новгороде, поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую.
Хорошо знавший слав. язык, Иоаким, после разъяснения народу языческого суеверия, несмотря на сопротивление, не устрашился ниспровергнуть в реку Волхов главного идола Перуна, перед которым особенно благоговел Новгород, истребить кумиры и требища языческие. Основал первую школу, куда кн. Ярослав повелел собрать около 300 детей.
За время его служения язычество пало не только во всей Новгородской земле, но и в прилегающих областях.

Слайд 5

Учреждение Пермской епархии

Стефан Пермский
(ок. 1340 - 1396),
епископ Великопермский с 1383 г.

Учреждение Пермской епархии Стефан Пермский (ок. 1340 - 1396), епископ Великопермский с
Составил азбуку зырянского языка и перевел на него несколько церковных книг. В 1379 году еп. Коломенский Герасим, управляющий делами Московской митрополии, благословил его миссию к зырянами, посвятил во иеромонаха, снабдил антиминсами, святым миром и богослужебными книгами.

Из Устюга Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян.

Строил храмы, открывал училища, ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке, перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Октоих, Литургию и др. книги.

Слайд 6


Присоединение Казани и Астрахани, просвещение татар

к началу
XVI в.

Разорительные набеги

Присоединение Казани и Астрахани, просвещение татар к началу XVI в. Разорительные набеги
на русские земли продолжались, что обусловило необходимость защиты российской государственности. 2 окт.1552 г. Казань была взята, по стенам и улицам города прошел крестный ход.

Слайд 7

Присоединение Казани и Астрахани, просвещение татар


Вел. кн. Иоанн Васильевич сам

Присоединение Казани и Астрахани, просвещение татар Вел. кн. Иоанн Васильевич сам заложил
заложил храм Спаса Нерукотворного на месте ханской ставки и рядом - храм сщмч. Киприана и мч. Иустинии, память которых совершается в этот день.
Татары принимали крещение в массовом порядке от князей до простолюдинов, но, все же по царскому указу Казань была заселена русскими. В 1555 г. была образована Казанская епархия во главе с архиеп. Гурием. Центрами миссионерства стали Спасо-Преображенский и Успенский монастыри.
В 1554 г. было завоевано и Астраханское ханство, после чего местные жители, в том числе и татары, стали переходить в Православие.
В Астрахань был послан игумен Кирилл, который основал в городе миссионерский монастырь Пресвятой Троицы и школу при нем. Епархия была открыта только в XVII в., при св. Патриархе Иове.
Процесс христианизации татар имел свои сложности: историческая память о завоевании, недостаток ревностных священников, знающих татарский язык, проживание в мусульманской среде способствовали постепенному охладеванию новокрещенных татар к православию.

Слайд 8

Присоединение Сибири, просвещение ее народов


Сражение с войском хана Кучума

1587 г.

Весть

Присоединение Сибири, просвещение ее народов Сражение с войском хана Кучума 1587 г.
о разгроме татарского войска, превосходившего в 30 раз численность отряда Ермака, быстро разошлась по Сибири, к Ермаку стали приходить местные князья и присягать русскому царю. В 1586 г. был заложен первый русский город Тюмень с храмами свт. Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Поощрялось переселение русских в Сибирь. Население Сибири в основном состояло из трех этнических групп: племен финского (вогулы, остяки, самоеды) - шамаизм, монгольского (киргизы, калмыки, буряты, тунгусы, якуты, чукчи, коряки, камчадалы) -ламаизм и тюрко-татарского происхождения. Ислам появился в XVI в. в т.ч. с татарами-беженцами из Казанского и Астраханского ханств.

Слайд 9

Деятельность архиеп. Киприана в Сибири. Сибирские святые


В 1620 г. была

Деятельность архиеп. Киприана в Сибири. Сибирские святые В 1620 г. была учреждена
учреждена для Сибири еп. кафедра в г. Тобольске.
Первый архиеп. Киприан (1620-1624) за три года своего служения основал несколько монастырей, церквей, упорядочил жизнь обителей и приходов, пресек бесчинства и своеволие сибирского воеводы, других правителей и казачества.
Проблемы возникали из-за отсутствия женского православного населения, поэтому процветало сожительство казаков с туземками, бахвальство и многоженство сборщиков «ясака» в России.
При Киприане была составлена Первая сибирская летопись с именами Ермака и первых русских героев-сибиряков. Было установлено особое их поминовение в Неделю Православия. В Сибирской летописи, хранящейся в библиотеке Тобольской семинарии под 1622 годом, по этому поводу записано: «Помяни, Господи, пострадавших ради Твоего имени святого и кровь свою пролиявших, по благочестии победиша в Сибири безбожного царя Кучума: атаманов Ермолая (Ермака-Василия), Иоанна (Кольцо), Никиту, Иакова, Матвея и дружину их: Сергия, Иоанна, Андрея, Тимофея, Иоакима, Григория, Алексия, Никона, Михаила, Тита, Федора, Иоанна, Артемия, Логина, Иоанна, Владимира, Василия, Лукиана, Иакова, Савву, Петра и прочих из их дружины, «имена их Ты, Господи, веси согрешения их призри и сподоби их небесного Твоего царствия».

Слайд 10

Распространение монастырей и духовное образование


В 1702-1711 гг. и в 1715-1720 гг.

Распространение монастырей и духовное образование В 1702-1711 гг. и в 1715-1720 гг.
Сибирскую кафедру занимал митр. Филофей (Лещинский). Его должно назвать по праву Апостолом Сибири. Одним из первых его дел была посылка в 1705 г. миссионеров на Камчатку, где близ Нижне-Камчатска была основана иноческая обитель с храмом в честь Успения Божией Матери и крестились камчадалы. В 1707 г. он по указу Петра I отправил миссию к березовским остякам. Однако остяки встретили миссию враждебно, крестились из них лишь немногие. Трижды святитель посылал миссионерскую экспедицию в Монголию для изучения буддизма, монгольского языка и обращения местных жителей в христианство.

Ко времени перевода архиеп. Киприана на Крутицкую кафедру (1624) в Сибири было 30 храмов, 12 монастырей, 300 священников, 50 монахов и монахинь. Христианство продолжало распространяться и при его преемниках.
Миссионерской работой между Уралом и Обью прославился Успенский Далматский монастырь, основанный в 1644 г. на р. Исети.
В 1681 г. Патриарх Иосиф и царь Феодор Алексеевич отправили Даурскую миссию на Амур, в Восточную Сибирь. Православие продвинулось за Иркутск, в пределы Забайкалья.

свт. Филофей

Слайд 11

Распространение монастырей и духовное образование


В 1712-1715 гг. предпринял 6 миссий

Распространение монастырей и духовное образование В 1712-1715 гг. предпринял 6 миссий к
к остякам и вогулам, неоднократно подвергался смертельной опасности.
Сибирь медленно осваивалась государством, причем чиновники отнюдь не всегда служили примером христианской жизни. Делу христианского просвещения мешали русские ссыльные и купцы, которые ради своей наживы спаивали и грабили остяков, записывали их крепостными (т.е. попросту в рабство).
Митр. Филофей организовал подготовку православных проповедников из
местного населения. Для этого он с согласия родителей брал детей остяков в открытую им в Тобольске школу, где они изучали русскую грамоту и катехизис. Дети также обучались в школах при монастырях Верхотурском, Кондинском и Березовском.
Хотя в Сибири строились монастыри, но при малой населенности края их число и количество насельников в них росло очень медленно. На этой огромной территории влияние монастырей, далеко отстоявших друг от друга, на кочевое местное население было ослаблено по сравнению с другими регионами Российской империи. Монахи и другие русские жители Сибири, жившие по заветам Христа и канонам православной Церкви и имеющие в себе Дух Божий, привлекали к себе местные народы, но прочное, надежное
христианское сообщество складывалось лишь тогда, когда бывшие язычники попадали в русскую среду.

Слайд 12

Распространение монастырей и духовное образование


Другая трудность состояла в том, что

Распространение монастырей и духовное образование Другая трудность состояла в том, что миссионеры
миссионеры того времени не имели никакой специальной подготовки. Они не знали ни языков местных народов, ни их верований, их быта, не имели никаких учебников или пособий по миссионерской работе. В то время не было и речи о том, чтобы Слово Божие звучало на местном языке - ни у одного из народов Сибири и Дальнего Востока не было ни своей письменности, ни даже азбуки. К тому же ничего по-русски (тем более по церковнославянски) новообращенные не понимали, хотя и участвовали в богослужениях. Таким образом, даже потянувшиеся к христианству язычники оставались жить в прежней среде с примитивной культурой, а христианство глубоко не укоренялось.
Время от времени появлялись отдельные миссионерские организации и отдельные просвещенные миссионеры, знавшие местные языки, довольно успешно трудившиеся на поприще христианизации сибирских народов, но на смену им никто не приходил. Миссионерское дело не имело преемственности, не было правильно организованной миссии, которая постоянно, преемственно и соборно действовала бы в Сибири. Но главное - не было языковой подготовки. Язык еще не стал основным оружием миссионера. Постепенно это
становилось неотложной задачей, как и перевод Священного Писания и богослужебных книг, как проповедь и богослужение на местных языках. И до тех пор пока это не началось (до конца XVIII в.), миссионерская работа, по существу, была малоэффективной.