Слайд 2В эпоху Киевской Руси декоративно-прикладное искусство было очень широко распространено. Существовало около
60 ремесел в разных городах. Широко была распространена деятельность кузнецов, литейщиков, резчиков, стеклодувов, гончаров и ювелиров.
Слайд 3В декоративно-прикладном искусстве древней Руси особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Резные
корабли, деревянная утварь, мебель, расшитые золотом ткани и ювелирные изделия пронизаны поэзией мифологических образов. Вещи, найденные в кладах, украшены изображениями животных, имевших символическое значение.
Слайд 4Образцом искусства чеканки Древней Руси может служить Турий рог, найденный в княжеском
кургане Черная могила в Чернигове. Турий рог с чеканкой у славян использовался в качестве священного обрядового сосуда.
Слайд 5Имели ритуальное значение или служили в качестве оберега женские украшения с символическими
изображениями. Золотые цепи, серебряные колты, монисто из нарядных медальонов, цветных бус, усыпанных зернью с тончайшей сканью, подвески-лунницы, браслеты, перстни — все это придавало праздничному женскому наряду многоцветность и богатство. Птицы, змеи, драконы, вплетенные в растительные узоры чеканного орнамента также имели смысл заклинательной магии.
Слайд 6Излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение. Чернь представляла собой сложный сплав олова,
меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Ювелиры применяли чернь для изображения грифонов и языческих празднеств.
Слайд 7Зернь – один из видов древнерусского ювелирного мастерства, при котором тончайший узор
образуется путем напаивания тысяч мельчайших шариков.
Скань – вид ювелирной техники, отделка изделия узором из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки, проволочное кружево.
Слайд 8Одной из вершин декоративно-прикладное искусство Древней Руси достигло в цветных эмалях —
перегородчатой и выемчатой. Эмалью украшались женские головные уборы, цепи, колты, переплеты книг.
Слайд 9Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. Например, знаменита «Черниговская гривна»,
или «гривна Владимира Мономаха». Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая злое начало.
Слайд 10Ремесло резьбы по дереву применялось на Руси с древнейших времён. Из дерева
изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Резными узорами украшали окна и двери домов, чтобы через них в дом не могла проникнуть нечистая сила. Чаще всего использовались сосна, клен и ясень.
Слайд 11Ассортимент изделий из кости в IX – XIII вв. был достаточно широк.
Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, гребни, обкладки луков и сёдел. Большинство бытовых изделий из кости и рога покрывалось орнаментом при помощи резцов. Материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость.
Слайд 12Стеклоделие в Древней Руси получило значительное развитие. Стекло использовали для создания посуды,
отделки украшений, изготовления смальты для мозаик. Большое распространение получили стеклянные бусы и браслеты.
Слайд 13Декоративно-прикладное искусство - это та область художественного творчества, с которой человек находится
в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь, не воспринимая это как искусство. Люди делали необходимые в быту вещи, создавая предметную среду: традиционное оформление жилища, бытовую утварь, орудия труда. В создаваемом простыми народными умельцами предметном мире отражались общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира и свои представления о счастье и красоте, а также неповторимый национальный характер.