Догосударственный период. Суд в первобытном обществе

Слайд 2

Российский суд имеет давнюю историю. Институт правосудия столь же древний как и

Российский суд имеет давнюю историю. Институт правосудия столь же древний как и
государство. Причина зарождения суда в том, что любое общество не совершенно, а тем более не идеально. В до государственном и государственном обществе всегда возникали и возникают социальные конфликты. В этой связи возникает естественная потребность в их справедливом разрешении.
По всей вероятности люди сами разрешали свои конфликты, при чем способы их разрешения были произвольны поскольку не регламентировалось юридическими правилами.

Слайд 3

Затем люди стали приглашать третьих наиболее авторитетных лиц, позднее государственных лиц или

Затем люди стали приглашать третьих наиболее авторитетных лиц, позднее государственных лиц или
создавать органы для разрешения. Затем подобные органы стали именоваться государственными, а споры правовыми, юридическими. Точной даты не существует, однако некоторые исторические документы позволяют отсчитывать начало с I десятилетия XIв.

Слайд 4

Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России реконструируется

Суд в первобытном обществе и в древнейших государствах на территории России реконструируется
на примерах Скифии, Боспора, Хазарии.
Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судеб­ный процесс и розыскной суд. В Скифии практиковали казнь. Царь не щадил даже детей казненных: всех сыновей каз­нит, дочерям же не причиняет зла». Применение смертной казни к наследникам казненного говорит о нечеткой грани между престу­плениями против государства и личной обидой: подросшие сыновья казненного могли в последующем отомстить царю или его потомкам, поэтому сыновья осужденного подлежали смерти вместе с отцом. Действительно, в Скифии встречаются семейные захоро­нения — возможные свидетельства древнего, архаичного судебного обряда.

Слайд 6

Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации.

Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации.
Во-первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязатель­но нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во-вторых, скифский суд состо­ял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смерт­ной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, кото­рый проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.

Слайд 8

Суд и процесс Боспора. Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше.

Суд и процесс Боспора. Об уголовном праве и уголовном процессе известно меньше.
В источниках говорится о преступлениях против государства, царя, должностных лиц, нарушении клятвы. В качестве уголовных нака­заний фигурируют смертная казнь и конфискация имущества. Ве­роятно, по этим видам преступлений существовал инквизицион­ный суд, решения суда приводились в исполнение специальными чиновниками — судебными исполнителями, что контролировалось пресбевтами. В ряде случаев использовалась экстрадиция преступ­ников.

Слайд 10

Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в

Хазарский каганат отличался от предыдущих государственных объединений. О суде и процессе в
этом первом феодальном и раннесредневековом государстве Юга России известно немного. Из­вестно, в частности, что внутреннее управление и суд подвластных народов сохранялись в неприкосновенности и соответствующие полномочия возлагались на знать покоренных народов. Отношения между каганом и местными правителями, в том числе и в вопросах подсудности, строились по принципу вассалитета