Дороманская культура

Слайд 2

ДОРМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Средневековую культуру Западной Европы принято подразделять на дороманскую (VI–X вв.), романскую

ДОРМАНСКАЯ КУЛЬТУРА Средневековую культуру Западной Европы принято подразделять на дороманскую (VI–X вв.),
(XI–XII вв.) и готическую (XIII–XV вв.). Дороманское искусство значительно меньше связано с античностью, чем раннехристианское. В эпоху франкской династии Меровингов (486—751) на территории Галлии, в центральных областях Рейна на руинах античности: римских крепостей, цирков, базилик в смеси с готскими шатрами — возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.

Слайд 3

Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства.

Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства.
Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.), о которой уже вскользь упоминалось, создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но трансепт отодвинут от апсиды к западу, придавая плану церкви форму латинского креста, что было вызвано усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц, занятых в отправлении службы. Полностью в базиликах исчезает атриум, наследие античности, ранее отдельно стоящая колокольня сливается со зданием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается и храм типа ротонды. Нередко используются старые античные колонны разных ордеров — вперемешку.

АРХИТЕКТУРА

Слайд 4

В дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой

В дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой
Каролингской империи (конец VIII —первая половина IX в.) —по имени императора франков Карла Великого (768—814), объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегося как император римлян.

КАРОЛИНГСКАЯ ИМПЕРИЯ

Слайд 5

В христианской Европе стихийно возникали и также стихийно исчезали варварские государства, из которых наиболее

В христианской Европе стихийно возникали и также стихийно исчезали варварские государства, из
дееспособным оказалось государство франков. Оно появилось В V в. и достигло небывалых размеров во время правления Карла Великого, короновавшегося в 800 г. в Риме.Культура этого периода получила название «каролингское Возрождение» по имени короля Каролингской династии и по ориентации на римскую античность. Наиболее известный пример подражания античному образцу в архитектуре - капелла в Ахене (788–805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого. Капелла воспроизводит один из видов древнеримской архитектурной конструкции: восьмиугольный в плане средний объем капеллы возвышается над более низким круглым обходом, и все это покоится на квaдратном цоколе. Традиционная римская кoнcтрукция получила при этом мистическое истолкование согласно христианской символике чисел – 7,12,8.

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Слайд 6

При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли

При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли
сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с риз­ницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке, иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.