Государственный суверенитет Жана Бодена

Содержание

Слайд 2

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации
«О государственном суверенитете Российской Федерации». Выделяют три вида суверенитета:

государственный су­веренитет;
суверенитет народа;
суверенитет нации;

Слайд 3

Жан Боден

Идеологом теории государственного суверенитета считается французский мыслитель, политик, экономист, правовед, член

Жан Боден Идеологом теории государственного суверенитета считается французский мыслитель, политик, экономист, правовед,
Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Жан Боден (фр. Jean Bodin) (1530 — 1596, родился в г.Анжера)

Слайд 4

Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены

Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены
им в главном его труде «Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой» Боден здесь имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще

Слайд 5

В первой — рассматриваются основы социальной общности;
Во второй — формы государства;
В третьей

В первой — рассматриваются основы социальной общности; Во второй — формы государства;
— институты;
В четвертой — перемены в устройстве государства и контроль за ними;
В пятой — приспособление к обстоятельствам и задачи государства;
В шестой, последней, — средства власти и вопрос о лучшей государственной форме;

Слайд 6

Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства:

Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства:
"Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными".

Слайд 7

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета.

ПЕРВЫЙ ИЗ НИХ — ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ, АДРЕСУЕМЫХ

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. ПЕРВЫЙ ИЗ НИХ — ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ,
ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОДДАННЫМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ ГОСУДАРСТВА.
ВТОРОЙ — РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ВОЙНЫ И МИРА.
ТРЕТИЙ — НАЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.
ЧЕТВЕРТЫЙ — ДЕЙСТВИЕ В КАЧЕСТВЕ ВЫСШЕГО СУДА, «СУДА В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ.
ПЯТЫЙ — ПОМИЛОВАНИЕ.

Слайд 8

Власть государства постоянна и абсолютна.
Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями

Власть государства постоянна и абсолютна. Государство Боден определяет как правовое управление многими
и тем, что у них общее, на основе суверенной власти.

Слайд 9

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство — совокупность именно семей,

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство — совокупность именно семей,
а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает.

Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений:

супружеские

родительские

господские

Слайд 10

Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в

Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в
государстве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит божественным установлениям и природе человека.

Слайд 11

Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником

Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником
смут и волнений в государстве.
Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает деление форм государства на правильные и неправильные. Боден отрицал смешанную форму государства – власть никак не разделить "поровну", какой – то элемент будет иметь решающее значение в государстве.
По мнению Бодена целесообразность и прочность каждой из форм государства зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов.

Слайд 12

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и
властей, а общее дело в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Слайд 13

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди
аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож.

Слайд 14

Наилучшей формой государства Боден считал монархию

Наилучшей формой государства Боден считал монархию

Слайд 15

Ж. Боден выделяет при этом следующие монархии:
Законная (королевская);
Сеньориальная (основанная на праве завоевания);
Тирания,

Ж. Боден выделяет при этом следующие монархии: Законная (королевская); Сеньориальная (основанная на
обусловленная не методами управления, а незаконной узурпацией власти тираном. Тиран становится государем насильственным путем, не имея на престол никаких законных прав, поэтому тирана, в свою очередь, можно низложить и убить.

Слайд 16

Наилучшая форма правления – королевская монархия: верховная власть целиком принадлежит монарху, а

Наилучшая форма правления – королевская монархия: верховная власть целиком принадлежит монарху, а
управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем).

Слайд 17

Боден различал 2 вида государственных соединений:

Первый вид – соединения государств основанных на

Боден различал 2 вида государственных соединений: Первый вид – соединения государств основанных
неравенстве. К ним он относил:
1) государственные образования;
2) федерацию;
Второй вид – соединения государств основанных на равенстве. К ним он относил:
1) Швейцарскую конфедерацию;