Древнерусская литература. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы

Содержание

Слайд 2

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году
во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.       Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.

Слайд 3

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную.
Последняя особое распространение и

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и
развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Слайд 4

Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были привезены

Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были привезены
из Византии греческими священниками.
Первая славянская азбука была разработана солунскими братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились
псалмы,
жития,
молитвы и проповеди,
церковные легенды,
поучение
повесть
слово
Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались
в жанры светских произведений.
Другие же остались строго в церковных
рамках.

Слайд 5

Жанры религиозной литературы Житие

это произведения, посвященные описанию
жизни и деяний святых. Речь не идет

Жанры религиозной литературы Житие это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых.
только об
апостолах, продолживших проповедническую
деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и
пострадавшие за веру.
Это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.

Слайд 6

Отличительные признаки ЖИТИЯ

Во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен был

Отличительные признаки ЖИТИЯ Во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен
придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого.
Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.

Слайд 7

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых
верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества.
Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались.
И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.

Слайд 8

Жития преподобных

Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума – непокорного

Жития преподобных Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума –
вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.

Слайд 9

Псалмы

В псалмах ярко выражены многие чувства и
переживания человека: покаяние и

Псалмы В псалмах ярко выражены многие чувства и переживания человека: покаяние и
смирение,
сознание своего не достоинства перед величием
Божиим, благодарение за Его великие милости,
надежда на милосердие Вседержителя и взывание к
Нему о помощи. Монашеский хор прекрасно
передает эти чувства слушателям.

Слайд 10

Поучение

В узком смысле – это церковная проповедь
В широком смысле - это

Поучение В узком смысле – это церковная проповедь В широком смысле -
дидактическое высказывание, которое обращено к читателям.
Это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав "Повести временных лет" "Поучение Владимира Мономаха"

Слайд 11

«Поучение Владимира Мономаха»

Литературный памятник, относящийся к XII веку. Он был написан

«Поучение Владимира Мономаха» Литературный памятник, относящийся к XII веку. Он был написан
Владимиром Мономахом - великим киевским князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.

Слайд 12

Летопись

      В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого

Летопись В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава
в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.       Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.

Летопись. Летописание. Погодная запись (год). 

Слайд 13

В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод»,

В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод»,
составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
      Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
      В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

Слайд 14

«Повесть временных лет»

первый памятник литературы, дошедший до наших дней.
Что значит «временных»? Минувших,

«Повесть временных лет» первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит
давно прошедших.
В это произведение включены легенды, предания. В них
нашли отражение такие темы, как национально-
патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

Слайд 15

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

   Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:
словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.      

 Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.       

Слайд 16

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые
кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.       В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.       Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.

Слайд 17

Понятия и термины

Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В

Понятия и термины Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и
Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.  Ладья –средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом 

Слайд 18

Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
Воевода – предводитель дружины
Дружина –

Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов Воевода – предводитель дружины Дружина
отряд воинов на службе у князя
«Я муж его»…   я служу князю
«в сторожах» – с передовым отрядом
Отчина – земля отцов, родина
Сокрушался – сильно печалился
Княжичи – дети князя
Имя файла: Древнерусская-литература.-Начало-письменности-у-восточных-славян-и-возникновение-древнерусской-литературы.pptx
Количество просмотров: 51
Количество скачиваний: 0