Духовная жизнь в эпоху Караханидов

Содержание

Слайд 2

Общие черты в культуре населения страны Караханидов

В ту далёкую эпоху общество делилось

Общие черты в культуре населения страны Караханидов В ту далёкую эпоху общество
на различные социальные группы и классы. Ощутимой была разница в культуре кочевников и оседлого населения.
Знания могли получить не только знатные, но и просто зажиточные люди, при этом расширялся их кругозор, углублялись сведения о мире.
Настоятельная необходимость изучения общемусульманской священной книги «Коран» создавала возможность усвоения арабского языка и ознакомления с произведениями, представленными на этом языке. Под влиянием арабской письменности начали формироваться собственные письменные традиции.
Это послужило толчком для широкого распространения в Караханидском государстве общелитературного, письменного языка, основанного на чигильском диалекте.

Слайд 3

Чагатайский язык

Чагата́йский язы́к (Джагатайский язык), чагата́йский тюрки́, староузбекский (جغتای — jaĝatāy или ترکی — Turkī; узб. ﭼﯩﻐﻪتاي, chigʽatoy tili, чиғатой тили; уйг. چاغاتاي تىلى,

Чагатайский язык Чагата́йский язы́к (Джагатайский язык), чагата́йский тюрки́, староузбекский (جغتای — jaĝatāy
чағатай тили; ср. Чагатай) — средневековый среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык, достигший наибольшего оформления и единообразия как язык классический в тимуридских уделах Мавераннахра во 2-й пол. XV—XVI вв.
Благодаря близости проживания и активным контактам между представителями карлукской, кыпчакской и огузской групп тюркских наречий, стал наддиалектным языком.
Чагатайский язык характеризуется высоким уровнем художественной выразительности и терминологической полноты. Жанры поэзии и прозы включают стили религиозной, философско-дидактической, научной, юридической, деловой, эпистолярной литературы.

Слайд 4

Настоятельная необходимость изучения общемусульманской священной книги «Коран» создавала возможность усвоения арабского языка

Настоятельная необходимость изучения общемусульманской священной книги «Коран» создавала возможность усвоения арабского языка
и ознакомления с произведениями, представленными на этом языке.

Слайд 5

Бумага и письмо

От эпохи Караханидов до наших дней сохранил0сь не только эпитафическое

Бумага и письмо От эпохи Караханидов до наших дней сохранил0сь не только
письмо, выгравированное на камне или же на другом твердом материале. Материалом для письма, широко использовавшимся населением, была бумага.
Бумагой в Центральной Азии начали пользоваться в середине VIII века. Тогда высоким качеством отличалась бумага, вырабатываемая в Самарканде, она даже экспортировалась в другие государства. Чтобы писать чернилами, применялись специальные ручки. Арабское письмо отличалось от латинской и кирилловской графики: строки писались справа налево, существовал ряд способов применения арабского письма. Например, при письме на стенах пользовались его куфийской разновидностью. Наиболее широко распространённый способ арабского письма назывался «насх».

Слайд 6

При каждой крупной мечети были открыты библиотеки и начальные школы. Для изучения

При каждой крупной мечети были открыты библиотеки и начальные школы. Для изучения
Корана в школах обучали арабскому алфавиту и языку.

Слайд 7

Система образования

В эпоху Караханидов большое развитие получил0 образование. При каждой крупной мечети

Система образования В эпоху Караханидов большое развитие получил0 образование. При каждой крупной
были открыты библиотеки и начальные школы. (На территории г. Ош и во всей Восточной Фергане первые мечети начали появляться начиная с IX века). Для изучения Корана в школах обучали арабскому алфавиту и языку. Кроме этого, проводились специальные уроки шариата (свода правовых мусульманских норм). Были школы, которые обучали и не религиозным предметам (математика, литература и др.).
Высшее учебное заведение называлось медресе, что в переводе с арабского означает «место, где проводится даре» (урок). В медресе проводились не только религиозные уроки (мусульманского права - фикх, общерелигиозные), но и уроки математики, философии, литературы. Учёные, преподававшие в медресе, вносили свой вклад в науку. Широкое распространение получили научные сведения по медицине, естественным наукам, астрономии.

Слайд 8

Медресе

Медресе

Слайд 9

Высшее учебное заведение называлось медресе, что в переводе с арабского означает «место,

Высшее учебное заведение называлось медресе, что в переводе с арабского означает «место, где проводится даре» (урок).
где проводится даре» (урок).

Слайд 10

Центральная Азия – регион научных открытий

Став мусульманским государством, каганат Караханидов получил возможность

Центральная Азия – регион научных открытий Став мусульманским государством, каганат Караханидов получил
установить научных тесные научно-культурные связи с азиатским Востоком и африканским Севером, переживавшими подъём в развитии науки и культуры. Правда, и до образования этого государства из Центральной Азии вышел ряд мусульманских учёных. Среди них был знаменитый философ-мыслитель Лбу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). В мусульманском мире его почитали как «второго учителя после Аристотеля». Фараби родился около города Фараб, который находился на территории современного Южного Казахстана. Последние годы жизни он провел в Передней Азии и умер в городе Дамаске. В своём труде «Трактат о взглядах жителей города» он выдвигал гуманистическое для той эпохи учение.
Математики Мухаммед аль-Хорезми, аль-Фергани были также выдающимися учёными своей эпохи наряду с такими учёными-энциклопедистами, как математик, историк, астроном и географ Лбу Рейхан Бируни (973-1048 гг.), величайший лекарь средневековья Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг.) и другие.

Слайд 11

Абу Рейхан Бируни
(973-1048)

Мухаммед аль-Хорезми,
аль-Фергани
(783- 850)

Абу Наср аль-Фараби
(870-950)

Абу

Абу Рейхан Бируни (973-1048) Мухаммед аль-Хорезми, аль-Фергани (783- 850) Абу Наср аль-Фараби
Али ибн Сина
(980-1037)

Знаменитые философы-мыслители

Слайд 12

Великие ученые

Аль-Фараби

Аль-Хорезми

Великие ученые Аль-Фараби Аль-Хорезми

Слайд 13

Города Баласагун и Кашгар были не только столицами государства Караханидов, но и

Города Баласагун и Кашгар были не только столицами государства Караханидов, но и
центрами культуры, науки и образования. Очагами культуры на территории Западно-Караханидского государства были другие города: Бухара, Шаш, Тараз, Исфиджаб, Ош, Хотан и др.

Слайд 14

Жусуп Баласагын

(араб. يوسف خاص حاجب البلاساغوني‎; около 1015—1070) — выдающийся тюркский поэт

Жусуп Баласагын (араб. يوسف خاص حاجب البلاساغوني‎; около 1015—1070) — выдающийся тюркский
и мыслитель. Жил в XI веке в государстве Караханидов, в городах Кашгар и Баласагун.

Слайд 15

Биография

Юсуф Баласагуни родился около 1015 года в городе Баласагун. Его отец являлся

Биография Юсуф Баласагуни родился около 1015 года в городе Баласагун. Его отец
одним из видных и богатых людей того времени. Юный поэт получил начальное образование в родном городе.
Влияние на творчество поэта оказали учения Авиценны и аль-Фараби, а также книга «Шах-наме» Фирдоуси.
В возрасте 54 лет (в 1069—1070 гг.) Юсуф Баласагуни завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), а затем подарил её кагану Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб». Баласагуни писал, как он сам называл, на тюркском языке караханидской эпохи. «Кутадгу Билиг» — первое произведение, написанное на языке мусульманских тюрков эпохи Мусульманского ренессанса и полностью сохранившееся в трёх поздних копиях, о чем свидетельствуют слова поэта в начале поэмы:
«Да, книг у арабов, таджиков немало,
А нашею речью сия – лишь начало.
Кто мудр, эту книгу оценит с почтеньем,
Лишь тот ценит знанья, кто зрел разуменьем..»
Многие тюркоязычные народы по праву могут считать это произведение истоком или первым шедевром своей письменной литературы мусульманской эпохи. Юсуф умер в возрасте 68 лет. Он похоронен в южной части города Кашгар (современный Китай) в местности Пайпап.

Слайд 16

Кутадгу билиг

Историю классической тюркоязычной литературы открывает величественный памятник тюркской литературы и культуры

Кутадгу билиг Историю классической тюркоязычной литературы открывает величественный памятник тюркской литературы и
- первое, старейшее и единственное в своем роде тюркское поэтическое сочинение ХI века - поэма «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), которую без малого тысячу лет назад написал в древнем Кашгаре прозорливый мудрец и вдохновенный поэт Юсуф хасс-хаджиб Баласагуни.
Выдающееся произведение Юсуфа Баласагуни в оригинале носит название «Кутадгу билиг», которое все исследователи этого шедевра тюркоязычной поэзии (Г. Вамбери, В.В. Радлов, Р.Р. Арат, К. Каримов, В. Томсен и другие) переводили примерно одинаково: «Знание, приносящее счастье», «Знание, дарующее счастье», «Знание делающее человека счастливым», «Наука быть счастливым», А.Е. Крымский перевел по-украински «Блаженне знания».

Слайд 17

Некоторые сведения о себе Юсуф Баласагуни сообщает в трех заключительных главах своей

Некоторые сведения о себе Юсуф Баласагуни сообщает в трех заключительных главах своей
поэмы: «Сожаление о прошедшей молодости и о старости» (бейты 6521 - 6564), «О порочности эпохи и неверности друзей» (бейты 6565 - 6604), «Сочинитель, сей книги, Юсуф, великий хаджиб дает себе наставление» (бейты 6605 - 6645).
Согласно предисловию в прозе, Юсуф родился а Баласагуне, известном также под именем Куз-Орду, место положение которого до сих пор с достаточной достоверностью не установлено. Судя, по косвенным данным, этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от города Токмака.
Работа над поэмой «Кутадгу билиг» была закончена в 462 году хиджры -1069-1070 г. н.э.; эта дата дважды указана автором (бейты 6495, 6623). По собственным словам автора (бейт 6624), он сочинил свою поэмы за восемнадцать месяцев.

Слайд 18

Композиционно поэма «Благодатное знание» включает в себя, как уже было выше сказано,

Композиционно поэма «Благодатное знание» включает в себя, как уже было выше сказано,
два предисловия - прозаическое и стихотворное, кроме этого, 85 глав различного объема, заключение, состоящее из трех стихотворных фрагментов, и большое оглавление, авторская принадлежность которого остается под вопросом.
«Кутадгу билиг» - первое известное науке тюркоязычное сочинение, написанное квантитативным стихотворным метром - арузом, заимствованным из арабо-персидской поэзии. Основу аруза составляет определенное чередование долгих и кратких слогов, что соответствует фонетическим способностям арабского языка, где и возникла эта система стихосложения.
Наряду с общемусульманскими идеями, которые он мог почерпнуть из многочисленных мусульманских сочинений, автор «Благодатного знания» широко использует для своих дидактических целей народную мудрость, устное поэтическое творчество тюркских народов, пословицы, поговорки.

Слайд 19

Основная идея поэмы зиждется на четырех принципах:
1. Твердый, правильный закон, который олицетворяет

Основная идея поэмы зиждется на четырех принципах: 1. Твердый, правильный закон, который
правитель Кюнтогды.
2. Счастье - его олицетворением является справедливый везирь Айтолды.
3. Разум - его олицетворяет сын везиря Огдюльмиш.
4. Будущее - загробная жизнь - его представляет отшельник, брат везиря Огдурмыш.
Не исключено, что Айтолды, олицетворяющий счастье, и Огдюльмиш, олицетворяющий разум, представляют в поэме самого Юсуфа и выражают его идеалы, мироощущение и мировоззрение.
Никто не знает - что, какие обстоятельства вызвали к жизни «Благодатное знание» Юсуфа Баласагуни. Возможно, он ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для современного ему общества, в котором происходили непрестанные и губительные для общего благополучия усобицы между претендентами на власть.
Караханидам - недавним кочевникам, которые хотели получить признание властителей и вельмож соседних оседлых областей, подавить величием и пышностью двора оседлое и кочевое население Мавераннахра и Семиречья, нужен был истинный государь - бек, владеющий всеми необходимыми знаниями и внешними атрибутами власти. Помочь воспитать такого бека и должно было дидактическое сочинение Юсуфа, которое несло «знание, образующее царей».

Слайд 20

Баласагуни подчеркивает: человек отличается от животных такими качествами, как ум и знания,

Баласагуни подчеркивает: человек отличается от животных такими качествами, как ум и знания,
что мудрость, учение и знания являются основой уважения и ценности людей, что знания — богатство, без них бесплодны как речь человека, так и его разум. Мыслитель глубоко верил в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством, опираясь на просвещение и науку. Эти идеи Юсуфа созвучны взглядам Фараби, Ибн Сины и Фирдоуси.
Юсуф как гуманист осуждает деспотизм ханов и беков, которые жестоко эксплуатируют массы, попирают достоинство и права, грабят их. Он призывает имущих быть великодушными по отношению к бедным, «одаривать их», поить и кормить. Юсуф видит, что в современном обществе господствуют социальное неравенство и противоречия между имущими и неимущими. И пытается их примирить и объяснить с позиций духовных знаний и мудрости.

Слайд 21

По мнению поэта, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении

По мнению поэта, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении
вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на беков и рабов, а обязан относиться к ним одинаково, как герой поэмы правитель Кюнтогды — символ справедливости.
Только когда глава государства действует справедливо, на основе закона, утверждает Юсуф, возникает идеальное государство. Мыслитель считает, что справедливый властелин должен быть просвещенным, мудрым, он должен обладать разумом, знаниями и рассудком. Он призывал правителей управлять государством, опираясь на успехи науки, просвещения и т.д.
В сочинении Юсуфа особое внимание уделяется проблемам морали, этические идеи проходят красной нитью через всю поэму. Поэт раскрывает содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и зло, показывает их взаимосвязь, выдвигает концепцию: справедливость должна быть основой и содержанием добра. Быть справедливым правителем, полагает он, это значит совершать добрые дела.
Мыслитель показывает роль и значение научных концепций в нравственном совершенствовании человека. Он отстаивает положение: «Знание — это нравственность». Юсуф полагал, что знание и разум помогают личности быть добродетельной и справедливой, что люди, овладев научными знаниями, могут совершенствоваться духовно и нравственно. Поучительны его афоризмы, к примеру, «В науке все благо, в познаниях величие».

Слайд 22

Мыслителя интересовали проблемы смысла жизни и бессмертия человека. Он полагал, что каждая

Мыслителя интересовали проблемы смысла жизни и бессмертия человека. Он полагал, что каждая
личность должна выполнять свой долг перед обществом, оставить после себя свое доброе имя. Все в мире будет забыто, пишет Юсуф, не знают смерти и тления лишь «добрые дела» и «мудрая речь».
Поэт размышляет также над проблемами нравственного воспитания людей и его социальной ролью. В центре внимания мыслителя находятся вопросы воспитания молодежи, подготовка лиц, преданных государству, служащих интересам народа:
А пользы желай не себе, а народу,
Тебе самому его благо — в угоду.
Юсуф уделяет внимание проблемам семейного воспитания личности. Это не случайно, т.к. в семье у детей закладываются основы интеллекта, нравственного и физического здоровья. Он считает, что родители должны быть требовательными, строгими в отношении детей, они обязаны быть примером, достойным подражания. Поэт отмечает, что невоспитанность детей — это несчастье, как для них самих, так и для родителей:
А ежели сын твой не в строгости рос,
Оставь все надежды, какой с него спрос?
Детей баловал — вред себе же нанес:
Весь век горевал, настрадался до слез.
Наследие мыслителя оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры тюркских народов. Своим творческим гением Юсуф доказал, что тюркоязычные народы могут внести свой вклад в развитие общемировой культуры.
Имя файла: Духовная-жизнь-в-эпоху-Караханидов.pptx
Количество просмотров: 73
Количество скачиваний: 0