Эклектика в Санкт-Петербурге, вторая половина XIX века. Архитектура эклектики

Содержание

Слайд 2

Дом Вавельберга, 1911-1912 гг. арх. Перетяткович.
Здание было перестроено за год с 1911-12

Дом Вавельберга, 1911-1912 гг. арх. Перетяткович. Здание было перестроено за год с
гг. в стиле итальянского ренессанса. Величественный гранитный дом, где размещался банк одного из самых богатых людей Петербурга.

Стиль неоренессанс

Дворец великого князя Владимира Александровича, арх. А. Резанов.
Фасад здания выполнен в духе флорентийского палаццо с арочными окнами и декором в виде гербов.

Слайд 3

Петроградское губернское кредитное общество «Дом кино», 1914-1916 гг., арх. К. Бобровский, Б.

Петроградское губернское кредитное общество «Дом кино», 1914-1916 гг., арх. К. Бобровский, Б.
Боткин.

Архитекторы спроектировали здание в характере итальянского палаццо позднего ренессанса 16-го в. Аттик украшен пышным картушем и статуями крылатых львов.

Особняк фон Дервизов на Английской набережной, 1883-1885 гг., арх. А. Красовский.

Здание особняка выполнено в стиле флорентийского палаццо – весь фасад оформлен рустовкой, арочные окна, парадный вход выделен 2-ух колонным портиком.

Слайд 4

Дворец великого князя Михаила Михайловича, арх. М. Месмахер.
Трехъярусное решение фасада, рустика цокольного

Дворец великого князя Михаила Михайловича, арх. М. Месмахер. Трехъярусное решение фасада, рустика
этажа, арочные окна первых 2-ух этажей и романские окна третьего; мощный венчающий карниз – все это указывает, что архитектор стилизовал фасад под итальянское палаццо эпохи ренессанса.

Николаевский вокзал, 1843-1851 гг., арх. К.Тон.
Фасад напоминает венецианские здания 16 в.- двойные арочные окна первого яруса с колонками посередине; вертикальное членение фасада полуколоннами; «брамантовы» окна на боковых крыльях здания - арочные окна, одетые в прямоугольную рамку и завершенные горизонтальным сандриком; квадратная башня с часами – доминанта фасада.

Слайд 5

Шведская лютеранская ц. св. Екатерины,1838г., К. Андерсон

Церковь Лурдской Божьей Матери, 1867г., арх.

Шведская лютеранская ц. св. Екатерины,1838г., К. Андерсон Церковь Лурдской Божьей Матери, 1867г.,
Бенуа, Перетяткович.

Лютеранская кирха св. Петра и Павла, 1909г., А.Брюллов.

Неороманский стиль. Стиль зародился приблизительно в середине 19 в. В основу стиля легла романская архитектура 11-12 вв. Главное в фасадах зданий – ритм аркады: романские окна, перспективный портал, аркатурный пояс, встречается и окно-роза. Часто здания в этом стиле венчаются одной или двумя башнями.

Слайд 6

Неоготика («новая готика») - распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма,

Неоготика («новая готика») - распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма,
возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики.

Церковь в Парголово, 1840г., арх. А. Брюллов.

Лютеранская кирха св. Архангела Михаила, 1876г., К. Бульмеринг.

Церковь св. Александра Невского, Петергоф, 1834г., К. Шинкель

Слайд 7

Неоготика в гражданских постройках Санкт-Петербурга

Вокзал, Новый Петергоф, 1854-1857гг.,
арх. Н. Бенуа.

Особняк барона

Неоготика в гражданских постройках Санкт-Петербурга Вокзал, Новый Петергоф, 1854-1857гг., арх. Н. Бенуа.
Кельха, 1896-1903гг., дворовый фасад – в готическом стиле, а главный фасад был выполнен в стиле французского ренессанса, арх. В. Шене.

Здание Императорских конюшен,1847-1852гг. Петергоф, разработано арх. Н. Бенуа в стиле английской готики.

Слайд 8

Интерьеры особняка Кельха хорошо иллюстрируют смешение стилей в эклектике: фасады особняка решены

Интерьеры особняка Кельха хорошо иллюстрируют смешение стилей в эклектике: фасады особняка решены
– один в стиле ренессанс, другой в стиле готика; в интерьерах – итальянское барокко и английская готика.

Слайд 9

Неовизантийский стиль. В России подобный стиль под названием «русско-византийский» получил распространение в

Неовизантийский стиль. В России подобный стиль под названием «русско-византийский» получил распространение в
1830-х годах, затем его стали называть просто «византийским». Для этого стиля характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков. Особенно ярко стиль проявился в церковном зодчестве. Доходные дома также возводились с применением этого стиля.

Иоанновский монастырь, 1900-1902гг., арх. Н. Никонов.

Морской Никольский собор в Кронштадте, 1903-1913гг., арх. В. Косяков.

Слайд 10

Тенденции необарокко своеобразно отразились в архитектуре Петербурга середины XIX века. В самом

Тенденции необарокко своеобразно отразились в архитектуре Петербурга середины XIX века. В самом
ярком произведении «второго барокко» дворце Белосельских-Белозерских (1846—1848) архитектор Штакеншнейдер следовал общей композиции Строгановского дворца, возведённого Б. Растрелли столетием раньше. Однако мощная пластика растреллиевского декора превратилась у Штакеншнейдера в утончённую, мелкомасштабную орнаментацию, что было оценено критикой того времени положительно, как улучшение стиля.

Необарокко

Особняк Бутурлиной, арх. Г. Боссе.

Доходный дом Колобова,1910г., арх. С. Гингер.

Дворец Белосельских-Белозерских, арх. Штакеншнейдер.

Слайд 11

Неоклассицизм— термин, применяемый для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX

Неоклассицизм— термин, применяемый для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX
веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, эпохи Возрождения или классицизма. Даже в ситуации, когда архитекторы - ретроспективисты стремились к точному воссозданию исторического прототипа, их композиции вынужденно включали современные функционально-планировочные структуры, новые технологии и материалы, и приобретали совсем другой оттенок.

Доходный дом Штенберга, 1912г., арх. Данини.

Дом князя Абамелек-Лазарева, 1845г., арх. Турмышев.

Слайд 12

Восточный стиль

Соборная мечеть, 1909-1917 гг., архитекторы Н. Васильев, С. Кричинский.

Буддийский храм, 1909г.,

Восточный стиль Соборная мечеть, 1909-1917 гг., архитекторы Н. Васильев, С. Кричинский. Буддийский храм, 1909г., арх. Барановский.
арх. Барановский.

Слайд 13

Неорусский стиль, иногда называемый "псевдорусским" или ошибочно просто "русским" стилем - эклектическое

Неорусский стиль, иногда называемый "псевдорусским" или ошибочно просто "русским" стилем - эклектическое
направление в русской архитектуре XIX - начала XX веков объединяющее несколько архитектурных течений, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства.

Доходный дом Никонова на Колокольной улице, 1899г., арх. Н. Никонов.

Детали фасада.

Слайд 14

Храм Спас на Крови – яркий пример архитектуры псевдорусского стиля. Был построен

Храм Спас на Крови – яркий пример архитектуры псевдорусского стиля. Был построен
в стиле русских деревянных росписных теремов - напоминает храм Василия Блаженного в Москве XVI-го века.

Храм Спас на Крови, 1883-1907гг., арх. А. Парланд и архимандрит Игнатий.