Эпоха Великой степи

Содержание

Слайд 2

«Сформировавшуюся на земле Казахстана древнюю и самобытную цивилизацию мы начали открывать для

«Сформировавшуюся на земле Казахстана древнюю и самобытную цивилизацию мы начали открывать для
себя с чувством гордости и неподдельного восхищения»,
— эти слова принадлежат Первому Президенту Республики Казахстан –
Лидеру нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.

Слайд 3

Издревле пульсация Великой степи рождала пассионарные волны, которые распространялись по всему евразийскому

Издревле пульсация Великой степи рождала пассионарные волны, которые распространялись по всему евразийскому
пространству, определяя этнический и политический облик величайших империй древности и средневековья от Дальнего Востока до Западной Европы и от Сибири до Индостана. Эти исторические сдвиги известны под разными названиями «Великое переселение народов», завоевательные походы «Сотрясателя Вселенной» Чингисхана.

Слайд 4

Мобильные кочевые народы выполняли также важнейшую роль связующего звена между цивилизациями Востока

Мобильные кочевые народы выполняли также важнейшую роль связующего звена между цивилизациями Востока
и Запада. Они распространяли научные знания, новые изобретения, мировоззренческие и религиозные концепции. Именно на номадов была возложена функция хранителей Великого шелкового пути — важнейшей торговой магистрали древности и средневековья.

Слайд 5

Великое прошлое кочевой цивилизации служит вдохновением для современного Казахстана. Народ, унаследовавший и

Великое прошлое кочевой цивилизации служит вдохновением для современного Казахстана. Народ, унаследовавший и
сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира, возрождает сегодня идею «Мәңгілік Ел» — «Вечного Народа», «Вечного Государства». Она пришла к нам из седой древности, высеченная на оказавшихся неподвластным векам каменных стелах тюркских каганов. Это завещание собирателей тюркских племен пронизано идеей построения сильной государственности и сплоченности как залога процветания и единства нации. Сегодня эта фундаментальная для мировоззрения тюрков концепция служит основой гражданской консолидации казахстанского общества, символом Нации Единого Будущего. Глубоко символично, что идея «Мәңгілік Ел» возрождается именно в Казахстане, перед которым Президент Нурсултан Назарбаев поставил цель — войти в число 30 самых развитых стран мира до 2050 г. Выдающиеся деяния наших великих предков свидетельствуют — лидерство вписано в генетическую и историческую память нашего народа. Ведь как гласит одна из известных цитат Первого Президента Казахстана — Лидера нации Нурсултана Назарбаева в книге «Времена и думы»: «Продолжая славные дела старшего поколения, мы проложим дорогу, по которой уверенно зашагают будущие поколения. Это будет путь развития, роста и процветания независимого Казахстана». /

Слайд 9

Фольклор

Фольклор

Слайд 10

Обряды и обычаи казахов взаимосвязаны с жизненными циклами природы, рода, общины, человека.

Обряды и обычаи казахов взаимосвязаны с жизненными циклами природы, рода, общины, человека.
Наурыз — праздник пробуждения созидательных сил природы — занимал особое место в жизни казахов и знаменовал собой начало календарного года — 21-22 марта. Это, пожалуй, один из древнейших праздников на Земле, имеющий пяти тысячелетнюю традицию и известный многим народам Передней и Центральной Азии. На Наурыз традиционно изготавливалось наурыз-коже, в который входило семь ингредиентов, символизирующих семь элементов жизни. Обряды сопровождали жизнь казахов от ее начала до самой смерти. Таковы шилдехана — праздник в честь рождения младенца, тусау кесу — разрезание пут ребенку, делающему свои первые шаги.

Слайд 11

Традиционная музыка — это самое волнующее и сокровенное наследие культуры кочевой цивилизации.

Традиционная музыка — это самое волнующее и сокровенное наследие культуры кочевой цивилизации.
До наших дней дошли тысячи образцов музыкально-поэтического творчества казахского на- рода. Кюи – богатейшее его достояние, жанр, в котором оттачивалось мастерство степных виртуозов, а неповторимый музыкальный язык кочевников достиг вершин совершенства. Кюи исполнялись на трехная, развитая, достигшая профессиональных высот область инструментальной музыки казахов. Из древности до нас дошли произведения Кетбуги — современника Чингисхана, храброго батыра, мудрого бия и выдающегося кюйшы.

Музыка

Слайд 12

Литература
Истоки казахской литературы восходят к величественным памятникам древнетюркской письменности и богатейшей сокровищнице

Литература Истоки казахской литературы восходят к величественным памятникам древнетюркской письменности и богатейшей
национального эпоса. В истории мировой литературы лишь несколько народов создали такой величественный жанр поэзии, как национальный эпос. В их числе казахи, оставившие своим потомкам грандиозные эпические полотна, сопоставимые по масштабу и художественной ценности с эллинской «Илиадой» и индийской «Рамаяной». Героические эпосы «Едиге» , «Алпамыс», «Кобыланды», «Шора», «Камбар-батыр», «Ер Таргын» и лирические «Козы-Корпеш и Баян сулу» и «Кыз-Жибек» — это подлинные шедевры устного творчества. Поэма «Кыз-Жибек» включена в мировое культурное наследие ЮНЕСКО, а 2008 г. был объявлен этой организацией Годом 500-летнего юбилея эпоса. В средневековых городах-оазисах на юге Казахстана родилась письменная литература, яркими образцами кото- рой можно назвать словарь «Дивани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари и «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») — свод наставлений Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни.

Слайд 13

В героическую эпоху становления Казахского ханства, мужавшего в борьбе с сопредельными государствами,

В героическую эпоху становления Казахского ханства, мужавшего в борьбе с сопредельными государствами,
особая роль принадлежала поэтам импровизаторам жырау. Жырау зачастую были не просто певцами-сказителями, повествующими о ратных подвигах ханов и батыров, а вдохновенными мыслителями и важными политическими фигурами — советниками ханов, главами родов, военачальниками. В памяти народа остались имена выдающихся жырау: Асана Кайгы, Казтугана, Доспанбета, Шалкииза, Бухар-жырау, Умбетея, Актамберды. В XVIII-XIX веках, когда героическая эпоха осталась позади и традиционное общество переживало кризис, на первый план вышла поэзия акынов — Коктема, Шала, Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Биржан-сала, Асета Найманбаева, Акана-сери. Творчество Абая Кунанбаева знаменовало новый этап казахской письменной литературы. Многочисленные ипостаси Абая — поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы — свидетельствует об универсальности его творческого гения. Это, безусловно, роднит Абая с титанами Ренессанса.

Слайд 14

Архитектура
В средние века на благодатной земле Южного Казахстана и Жетысу расцвела богатая

Архитектура В средние века на благодатной земле Южного Казахстана и Жетысу расцвела
городская культура. В немалой степени этому способствовало то, что здесь, на стыке кочевой и оседлой цивилизаций, веками проходила оживленная сеть торговых путей, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы — Великий шелковый путь. Такие города, как Испиджаб (современное село Сайрам), Отырар, Тараз, Баласагун, Сыганак, являлись не только центрами торговли, но также административными, научными и культурными центрами средневековья. По меркам того времени эти города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализацию и отопление. Обычным для быта крупных городов были водопроводы, представлявшие собой подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Средневековые города имели сходную планировку: в центре размещалась цитадель, где располагалась резиденция правителя. Цитадель окружал шахристан, где проживала знать, купцы и землевладельцы, служители культа и военные. В торгово-ремесленных предместьях, рабадах, жило основное население города. Говоря о вкладе цивилизации Великой степи в сокровищницу мировой архитектуры, прежде всего следует упомянуть о куполе. Именно кочевники, соорудившие юрту и бревенчатые курганы древности, раскрыли принципы построения купольных сооружений и шатровой архитектуры. Эти секреты великий завоеватель, царь гуннов Аттила увез с собой в Европу, где они легли в основу
христианской храмовой архитектуры. Среди сохранившихся до нашего времени сооружений средневековья особое восхищение вызывают мавзолеи и мазары: мавзолеи Бабаджи-Хатун (Х-ХI вв.), Айша-Биби (ХI- ХII вв.) близ Тараза; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулимберды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Карахана (XII-XIII вв.) в Таразе и др. Их оригинальная архитектурная композиция и изящество декоративного убранства свидетельствуют о высоком строительном мастерстве степных зодчих. Мавзолей Айша-Биби — настоящая жемчужина архитектурно-строительного и декоративного искусства, в котором проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции здания и орнаментального декора.