Футуризм - формалистическое направление в искусстве и литературе 10-х годах XX века

Содержание

Слайд 2

Футури́зм (лат. futurum — будущее) — Формалистическое направление в искусстве и литературе 10-х

Футури́зм (лат. futurum — будущее) — Формалистическое направление в искусстве и литературе
гг. XX в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства.

Слайд 3

Русские футуристы имели четыре основные группы:

кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский)
эгофутуристы

Русские футуристы имели четыре основные группы: кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский) эгофутуристы
(Игорь-Северянин)
«Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев)
«Центрифуга» (Пастернак, Асеев)

Слайд 4

Отношение к действительности:

стремление к ее революционному изменению;
пренебрежение традиционными ценностями культуры;
антибуржуазные убеждения;
неоднозначное отношение

Отношение к действительности: стремление к ее революционному изменению; пренебрежение традиционными ценностями культуры;
к войне (с одной стороны – необходимое крушение старого мира, с другой – преступление государства против людей);
поддержка Октябрьской революции и новой власти.

Слайд 5

Маяковский
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй. 1917 г.

Хлебников
Свобода приходит нагая,

Маяковский Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй. 1917 г.

Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на «ты».
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца -
Самодержавном народе.
1917 г.

Слайд 6

Представление о будущем России:

городская, техническая цивилизация;
уничтожение традиционных устоев;
рационализм как основа мира будущего.

Представление о будущем России: городская, техническая цивилизация; уничтожение традиционных устоев; рационализм как основа мира будущего.

Слайд 7

Маяковский
Немножко утопии про то, как пойдет метрошка

Что такое?
Елки-палки!      
По Москве —
землечерпалки.      
Это
       улиц потроха
вырывает МКХ
МКХ
тебе   
не

Маяковский Немножко утопии про то, как пойдет метрошка Что такое? Елки-палки! По
тень      
навело
на майский день.   
Через год
     без всякой тени   
прите
в метрополитене.
Я
   кататься не хочу,
я
не верю лихачу.

Я
   полезу
с Танею   
в метрополитанию.
Это
       нонече
не в плане —      
в тучи
лезть   
на ероплане.
Я
   с милёнком Семкою
прокачусь подзёмкою.
Под Москвой
товарищ крот      
на аршин
    разинул рот.
Электричество гудёт, под землей трамвай идет.         

Во Москве-реке
    карась      
смотрит
   в дырочку сквозь грязь.   
Под рекой
      быстрей налима   
поезда проходят мимо.
У трамвайных
у воришек      
в морде
радости излишек.
Времена пойдут не те,
поворуем
      в темноте.   
У милёнка
       чин огромный:   
он
     в милиции подзёмной.

За проезд цена кусается.
Крот
в метрошку   
лезет зайцем.         
1925 г.

Слайд 8

Назначение искусства:

смешение с ускоренным жизненным прогрессом;
отказ от традиций и порядков прошлого;
преображение мира,

Назначение искусства: смешение с ускоренным жизненным прогрессом; отказ от традиций и порядков
устремление к будущему.

Слайд 9

Форма и язык произведений:

отказ от привычных правил построения стихотворной речи, произношения, правописания,словопостроения(по

Форма и язык произведений: отказ от привычных правил построения стихотворной речи, произношения,
манифестам «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу»);
отказ от общепринятых правил пунктуации («Садок судей»);
расширенное значение слов при помощи акцента на звуковой и графической составляющей знаков;
Формотворчество;
графика (текст мог свободно располагаться в пространстве страниц; использование аналогии между начертанием букв и образами из жизни);
эксперименты с ритмикой, рифмой.

Слайд 10

Маяковский
Ничего не понимают
Вошел к парикмахеру, сказал - спокойный: "Будьте добры, причешите мне уши". Гладкий

Маяковский Ничего не понимают Вошел к парикмахеру, сказал - спокойный: "Будьте добры,
парикмахер сразу стал хвойный, Лицо вытянулось, как у груши. "Сумасшедший! Рыжий!"- Запрыгали слова. Ругань металась от писка до писка, И до-о-о-о-лго Хихикала чья-то голова, Выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
1913 г.

Хлебников
Заклятие Смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!