Готический стиль в архитектуре

Содержание

Слайд 2

История возникновения готического стиля.

Готика (Готический стиль) – исторический художественный стиль, пришедший на

История возникновения готического стиля. Готика (Готический стиль) – исторический художественный стиль, пришедший
смену романскому стилю, начиная с XII века. Он господствовал по всей Европе вплоть до XV века, а в некоторых странах существовал и в XVI столетии.  Слово готика не имеет отношения к германскому племени готов. Сначала оно использовалось в уничижительном смысле деятелями Возрождения, которые сравнивали все предшествующее искусство с варварскими формами. Во Франции готика называлась более правильно – «стрельчатым стилем». Сейчас готика по праву считается выдающимся архитектурным стилем средневековья.

Слайд 3

Характерные особенности готической архитектуры.

• стремление вверх, легкость архитектурных форм; • большая высота строения; •

Характерные особенности готической архитектуры. • стремление вверх, легкость архитектурных форм; • большая
стрельчатые арки; островерхие крыши;  • большие окна с витражами; • большое количество скульптурных фигур.

Слайд 4

Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством

Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством
аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis)

Слайд 5

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек,

Общее описание готической архитектуры Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает
приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.
Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Слайд 6

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика,

Строительная схема готического собора Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется
являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

Слайд 7

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным
временным отрезкам:

1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.).

2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.)

3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. 

Слайд 8

1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.).

Собор Парижской Богоматери. Ранняя готика.

1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Собор Парижской Богоматери. Ранняя готика.

Слайд 9

2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) 

Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв.

2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV
(1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

Шартский Собор. Высокая готика.

Слайд 10

Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. 

Название происходит от похожих на языки пламени

Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки
узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

Миланский Собор. Поздняя готика .

Слайд 11

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

1.— Стрельчатая готика

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля: 1.— Стрельчатая
(ранняя) (1140-1240 гг.;
2.— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.);
3.— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.).
Реймский собор. РАННЯЯ ГОТИКА.
Собор Сент-Урбен.
ЛУЧИСТАЯ ГОТИКА .
Троицкое Аббатство в Вандоме. ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА.

Слайд 12

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

1.

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:
- Ланцетовидная готика. 13 век. 

2. - Украшенная готика. 14 век. 

3. - Перпендикулярная готика. 15 век. 

4. - Тюдоровская готика. Первая треть 16 века.

Слайд 13

- ЛАНЦЕТОВИДНАЯ ГОТИКА. 13 ВЕК. 
Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов ,

- ЛАНЦЕТОВИДНАЯ ГОТИКА. 13 ВЕК. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов
напоминающих ланцет.

Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готика .

Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика .

Слайд 14

2. - УКРАШЕННАЯ ГОТИКА. 14 ВЕК.  
Декоративность приходит на смену строгости ранней английской

2. - УКРАШЕННАЯ ГОТИКА. 14 ВЕК. Декоративность приходит на смену строгости ранней
готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

Собор в Эксетере. Украшенная готика .

Интерьер собора в Эксетере. Украшенная готика .

Слайд 15

3. - ПЕРПЕНДИКУЛЯРНАЯ ГОТИКА. 15 ВЕК. 
Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе

3. - ПЕРПЕНДИКУЛЯРНАЯ ГОТИКА. 15 ВЕК. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных
Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Ульмский Собор. Перпендикулярная готика .

Интерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готика .

Слайд 16

4. - ТЮДОРОВСКАЯ ГОТИКА. ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XVI ВЕКА. 

В этот период строятся здания по

4. - ТЮДОРОВСКАЯ ГОТИКА. ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XVI ВЕКА. В этот период строятся
форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Слайд 17

ОКНА В ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами,

ОКНА В ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными
а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Разноцветные стекла (витражи)

Массверк

Слайд 18

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие
небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку ( в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней .

РОЗА

Слайд 19

Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение

Стены в готической архитектуре Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит
снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.

Конрфорсы и аркбутаны

Слайд 20

Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены

Двери (порталы) в готической архитектуре Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери
снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.