Идеология в советском кино в 1970 годы

Содержание

Слайд 2

Актуальность проблемы: На фоне осмысления многих культурных процессов, происходивших в СССР, идеологизация

Актуальность проблемы: На фоне осмысления многих культурных процессов, происходивших в СССР, идеологизация
Отечественного кинематографа имеет большое значение, как определенный культурный процесс, возникавший в ходе просмотров фильмов зрителями.
Цель – проследить основные приемы идеологизации в советских фильмах 1970-х годов разных жанров.

Актуальность и цель статьи

Слайд 3

Контроль самих кинотекстов, недопущение любых деталей (коллизии, визуальные и пластические образы, реплики,

Контроль самих кинотекстов, недопущение любых деталей (коллизии, визуальные и пластические образы, реплики,
метафоры и др.) разрушавшие идеальный образ советской страны.
Эстетические принципы создания фильма. Они вызывали отторжение у идеологов практически на бессознательном уровне, но, при этом, присутствовало понимание того, что все эти «сложности» — реакция на мировые тенденции развития кинематографа, с которыми уже нельзя не считаться.

Типы идеологических фильтров в Отечественном кино

Слайд 4

«Этому реализму незачем скрывать свою форму, поскольку он сам и есть собственная

«Этому реализму незачем скрывать свою форму, поскольку он сам и есть собственная
форма. Никакая «правда» здесь невыделима и недостижима. И это проявляется в том пессимизме красок, освещения, монтажа, о котором шла речь. Этот мир лишен права высказывания, но лица и предметы, попадающие в кадр, впитывают в себя, помимо экранной истории, также и не могущую высказаться историю времени и страны. История словно застревает в изображении, мешая ему развиваться, двигать сюжет, быть коммуницирующим»

Олег Аронсон

Слайд 5

В художественном кино появился современный герой — он иначе выстраивал свои отношения

В художественном кино появился современный герой — он иначе выстраивал свои отношения
с миром, нарушая правила социалистического образа жизни (трудился без энтузиазма, влюблялся в чужих жен и мужей, много читал, думал и говорил, обращался к религии в поисках смысла существования и др.). Этот новый герой отражал мироощущение своих создателей и свидетельствовал об изменениях в самосознании поколения семидесятников;
Герой не содержит в себе устойчивых знаков, считывая которые мы бы моделировали некий логичный и объясняющий все порядок;
Одним из самых распространенных и запоминающихся киногероев этого времени можно считать мужчину средних лет, который внешне оправдывает общественные представления о «нормальной» жизни: его окружают жена, дети, друзья, у него есть работа и квартира;
Отдельные героические образы.

Архетип киногероев 1970-х годов

Слайд 6

Человек в поисках самого себя

Человек в поисках самого себя

Слайд 7

Человек в поисках счастья

Человек в поисках счастья

Слайд 8

Героизация в Отечественном кино

Героизация в Отечественном кино

Слайд 9

Проанализированные материалы свидетельствуют о том, что, с одной стороны, советскую эпоху между

Проанализированные материалы свидетельствуют о том, что, с одной стороны, советскую эпоху между
финальным кинообразом (визуальной репрезентацией) и первоначальным авторским замыслом существовало чрезвычайно большое количество «идеологических фильтров», которые задавали различные векторы «конструирования реальности». Наиболее одиозные образцы кино 1970-х включались в набиравший обороты процесс «деконструкции» тотальной мифологической реальности, в которой существовал советский человек. Идеология контролировала огромную часть выпускаемой Отечественной кинопродукции.

Вывод:

Слайд 10

1). Аронсон О. Метакино. М.: Ад Маргинем, 2003. 264 с.;
2). Есаулов И.

1). Аронсон О. Метакино. М.: Ад Маргинем, 2003. 264 с.; 2). Есаулов
Критический реализм // Соцреалистический канон: сб. ст. / Под ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. 1040 с., ил.;
3). Марголит Е. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов: сб. ст. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2012. 560 с., ил.;
4). Раскатова Е.М. «Идеологические фильтры и позднее советское кино» №6, 2016;
5). Сальникова Е. Эволюция визуального ряда в советском кино, от 1930-х к 1980-м // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Биб. Жур-ла исслед. соц. пол.; под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.: ООО Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 335–358.

Использованная литература