Содержание
- 2. Творчество Стравинского принадлежит к самым видным и одновременно самым сложным явлениям музыкального искусства XX века. Стравинский
- 3. Часть первая. «Поцелуй земли». Вступление начинается с наигрыша фагота в сопровождении валторны. Здесь, в вступлении, свирельные
- 4. «Весенние гадания». «Пляска щеголих» Вступает, как фон, вытаптывающий и простейший ритм, аккорд струнных. Он механически повторяется,
- 5. «Игра умыкания» Музыка терпкая и суровая, ибо «игра» здесь ещё недалеко ушла от стихийных проявлений первобытных
- 6. «Вешние хороводы» Начинаются с идиллического наигрыша кларнетов, на трелях флейт: это хороводный зазыв, приступ или сбор.
- 7. «Игра двух городов» Суровая грузная ткань в быстром темпе. Соперничество подвижного темпа с тяжёлым грузом массивных
- 8. «Шествие старшего-мудрейшего» Оно замыкает сюитную цепь плясок и игр. Сюита в большинстве русских музыкально-хореографических произведений составляет
- 9. «Поцелуй земле». «Выплясывания земли». «Поцелуй» – завершение сюиты; «Выплясывания» - финал первой части. Языческая архаическая идея
- 10. Часть вторая. «Великая жертва». В этой второй части музыка передаёт не внешне игровую и плясовую сторону
- 11. «Тайные игры девушек». «Хождение по кругам» На pizzicato виолончелей альты поют только что приведённый мотив в
- 12. «Величание избранной» Буйный и дикий взрыв долго сдерживаемой энергии. Словно тяжёлые молоты выковывают ритм и после
- 13. «Взывание к праотцам» Более бледная и бесцветная архаическая концепция. За повторяющимися пять раз повелительными жестами басов,
- 14. «Действо праотцов человеческих» Медленная поступь. Мерный четырёх дольный ритм: валторны, виолончели и контрабасы, потом все струнные
- 15. «Великая священная пляска» Для неё характерен, прежде всего неравномерный такт. В пляске есть закономерность конструкции. Всего
- 16. Вторая стадия от цифры 149 до 167. На комплексе b вырастает характерная попевка следующей стадии –
- 17. Четвёртая стадия, от цифры 174 до 186, даёт новый материал: Пятая стадия, от цифры 186 до
- 19. Скачать презентацию
Слайд 2Творчество Стравинского принадлежит к самым видным и одновременно самым сложным явлениям музыкального
Творчество Стравинского принадлежит к самым видным и одновременно самым сложным явлениям музыкального
Решающую роль в судьбе Стравинского сыграло знакомство с С.П.Дягилевым. Для его «Русских сезонов» композитором была написана музыка к балетам «Жар-птица», «Петрушка». Следующим сочинением стала «Весна священная», носящая подзаголовок «Картины языческой Руси».
Как-то неожиданно, рассказывает сам Стравинский, в его воображении «возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность». Композитор поделился идеей с художником Николаем Рерихом. Так началась их совместная работа над балетом.
Премьера «Весны священной» прошла при исключительно бурной отрицательной реакции большей части публики. Лишь последующие спектакли и концертное исполнение музыки балета позволили оценить её по достоинству, и вскоре «Весна священная» была признана одним из самых значительных событий музыкальной жизни своего времени.
Стравинский и Дягилев
Н.К. Рерих
Слайд 3Часть первая. «Поцелуй земли».
Вступление начинается с наигрыша фагота в сопровождении валторны. Здесь,
Часть первая. «Поцелуй земли».
Вступление начинается с наигрыша фагота в сопровождении валторны. Здесь,
Наигрыш у фагота
Наигрыш у гобоя
Слайд 4«Весенние гадания». «Пляска щеголих»
Вступает, как фон, вытаптывающий и простейший ритм, аккорд струнных.
«Весенние гадания». «Пляска щеголих»
Вступает, как фон, вытаптывающий и простейший ритм, аккорд струнных.
Гадания переходят в пляску щеголих всё на том же наигрыше, но с новой попевкой у валторны. В пляске сперва нет тяжёло-звонкого топтанья: ткань прозрачная, колорит суховатый, а характер деловитый, кукольно-свободный, без лирики. В ткань привходят излюбленные Стравинским синкопы – толкающие ходы по септимам и нонам в басу. Здесь есть имитация валторнами движений «гармошки». Когда музыка пляса сворачивается в C-dur происходит динамическое нарастание путём наслоения всё нового и нового наигрышного материала. Заключительного каданса тут нет, движение пляски сменяется следующим движением.
Аккорды струнных в «Весеннем гадании»
Попевка у валторн
Синкопы – толкающие ходы по септимам и нонам в басу
Слайд 5«Игра умыкания»
Музыка терпкая и суровая, ибо «игра» здесь ещё недалеко ушла от
«Игра умыкания»
Музыка терпкая и суровая, ибо «игра» здесь ещё недалеко ушла от
«Убегающий» наигрыш
«Волевой жест»
Слайд 6«Вешние хороводы»
Начинаются с идиллического наигрыша кларнетов, на трелях флейт: это хороводный зазыв,
«Вешние хороводы»
Начинаются с идиллического наигрыша кларнетов, на трелях флейт: это хороводный зазыв,
Наигрыш кларнетов
Тема хоровода
Слайд 7«Игра двух городов»
Суровая грузная ткань в быстром темпе. Соперничество подвижного темпа с
«Игра двух городов»
Суровая грузная ткань в быстром темпе. Соперничество подвижного темпа с
Основная попевка
Вторая попевка
«Тяжеловесная» тема
Слайд 8«Шествие старшего-мудрейшего»
Оно замыкает сюитную цепь плясок и игр. Сюита в большинстве русских
«Шествие старшего-мудрейшего»
Оно замыкает сюитную цепь плясок и игр. Сюита в большинстве русских
Порядок и связь звеньев
Слайд 9«Поцелуй земле». «Выплясывания земли».
«Поцелуй» – завершение сюиты; «Выплясывания» - финал первой части.
«Поцелуй земле». «Выплясывания земли».
«Поцелуй» – завершение сюиты; «Выплясывания» - финал первой части.
Поцелуй земле
Выплясывания земли
Слайд 10Часть вторая. «Великая жертва».
В этой второй части музыка передаёт не внешне игровую
Часть вторая. «Великая жертва».
В этой второй части музыка передаёт не внешне игровую
Затем выдержанный аккорды валторн исчезают: музыка растворяется в шорохе и шелесте, во вздрагивающих судорожных движениях. Тема девушек вырисовывается всё рельефнее, но всё же ещё в отдалении, как манящий отголосок действительности. Под флажолетами флейт её интонируют валторны мягко и тоже словно наощупь:
Слайд 11«Тайные игры девушек». «Хождение по кругам»
На pizzicato виолончелей альты поют только что
«Тайные игры девушек». «Хождение по кругам»
На pizzicato виолончелей альты поют только что
С появлением нового наигрыша (альт-фагот) начинается «Хождение по кругам»:
Поступь музыки чуть ускоряется. Кларнеты подхватывают этот мотив и ведут его параллельно в большой септиме, напряжение растёт. Снова смена поступи, снова осторожное движение. Призывные рога (трубы и валторны) останавливают хождение. Последний эпизод без остатка сметает паническое чувство девушек.
Слайд 12«Величание избранной»
Буйный и дикий взрыв долго сдерживаемой энергии. Словно тяжёлые молоты выковывают
«Величание избранной»
Буйный и дикий взрыв долго сдерживаемой энергии. Словно тяжёлые молоты выковывают
Слайд 13«Взывание к праотцам»
Более бледная и бесцветная архаическая концепция. За повторяющимися пять раз
«Взывание к праотцам»
Более бледная и бесцветная архаическая концепция. За повторяющимися пять раз
Слайд 14«Действо праотцов человеческих»
Медленная поступь. Мерный четырёх дольный ритм: валторны, виолончели и контрабасы,
«Действо праотцов человеческих»
Медленная поступь. Мерный четырёх дольный ритм: валторны, виолончели и контрабасы,
Колорит мрачнеет: зловещее осеннее дуновение (альтовая флейта на фоне фаготов, рожка и альтов) завладевает вниманием и заставляет насторожиться. Шорох и шелест скрипок с сурдинами присоединяются к холодному течению воздуха флейт. Вдруг налетает течение волшебной музыки: флейты продолжают вести свою линию, но вокруг них совершается что-то подобное осеннему обновлению природы, когда неожиданно среди запаха тления и посреди увядания повеет теплом. Это приводит к изложению нового материала. Сумрачно жуткий колорит, явление нездешних образов :
Слайд 15«Великая священная пляска»
Для неё характерен, прежде всего неравномерный такт. В пляске есть
«Великая священная пляска»
Для неё характерен, прежде всего неравномерный такт. В пляске есть
a
b
Слайд 16Вторая стадия от цифры 149 до 167. На комплексе b вырастает характерная
Вторая стадия от цифры 149 до 167. На комплексе b вырастает характерная
Третья стадия, от цифры 167 до 174, является повторением первой, но полутоном ниже, также со срывом в конце.
c
Слайд 17Четвёртая стадия, от цифры 174 до 186, даёт новый материал:
Пятая стадия, от
Четвёртая стадия, от цифры 174 до 186, даёт новый материал:
Пятая стадия, от
а)ритмический комплекс;