Индия

Содержание

Слайд 2

План

Подъём национально-освободительного дви-жения в 1918-1922 гг.
Идеология гандизма
Соляной поход
Конституция 1935 г.
Индия в годы

План Подъём национально-освободительного дви-жения в 1918-1922 гг. Идеология гандизма Соляной поход Конституция
Второй мировой войны
Культура и образ жизни индийцев

Слайд 3

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг.

Индия была самой крупной, богатейшей ко-лонией Великобритании.

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг. Индия была самой крупной, богатейшей ко-лонией
Национально-ос-вободительное движение здесь возглавила партия Индийский национальный конгресс (ИНК) и её лидер М.К.Ганди. Деятельность Ганди и предложенные им формы борьбы сыграли значительную роль в достижении Индией независимости после Второй миро-вой войны.

Мохандас Карамчанд Ганди

Слайд 4

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг.

В годы Первой мировой войны Индия оказа-ла

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг. В годы Первой мировой войны Индия
огромную помощь своей метрополии. На стороне Англии сражалось 1,3 млн индийских солдат. В период войны Англией широко ис-пользовались ресурсы Индии: марганцевая руда, селитра, лес, пенька, чай, пшеница, джут. В Европу отправлялись паровозы, конструкции для железнодорожных мостов, перегонялись пароходы. В 1915 г. Националь-ный конгресс, приняв резолюцию о своей лояльности к британскому правительству, потребовал передачи власти народу. Даже умеренные деятели индийского националь-но-освободительного движения ожидали серьёзных уступок от английских властей.

Ворота Индии - монумент в память об индийских
солдатах, погибших в годы Первой мировой войны.
1931 г. Нью-Дели

Слайд 5

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг.

Однако окончание Первой мировой войны принесло разочарование.

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг. Однако окончание Первой мировой войны принесло
Колонизаторы явно не торопились с преобразованиями. Проект реформ, опубликованный в июле 1918 г., лишь незначительно расширял участие индийцев в управлении страной. А в марте 1919 г. бы-ли приняты два закона, которые предоставляли влас-тям чрезвычайные полномочия. Принятие этих зако-нов вызвало взрыв массового возмущения. ИНК по-шёл на резкое обострение отношений с колониаль-ными властями. Он объявил о проведении всеобщей забастовки (закрытие лавок, прекращение деловой активности), в которой участвовало более 30 городов. В некоторых местах произошли сильные волнения.

Британские солдаты заставляют
индуса ползать перед ними на животе.
Примерно 1918-1919 гг.

Слайд 6

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг.

В Амритсаре (провинция Пенджаб), религиозном центре сикхов,

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг. В Амритсаре (провинция Пенджаб), религиозном центре
были убиты 4 англича-нина, сожжено несколько банков и правительственных учреждений. В городе был вве-дён комендантский час и запрещены все митинги и демонстрации. Но 13 апреля 1919 г., когда в Пенджабе отмечался большой праздник весны, на центральной площади Амрит-сара состоялся многочисленный митинг. Комендант города решил проучить индийцев и, по его словам, «оказать моральное воздействие» на митингующих. Он отправился на площадь во главе отряда из 90 солдат, которые открыли огонь по праздничной толпе без предупреждения. Солдаты стреляли, пока не кончились патроны, убив 379 и ранив 1208 человек.

«Амритсарская бойня».
13 апреля 1919 г.

Амритсар

Слайд 7

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг.

«Амритсарская бойня» потрясла всю Индию и при-вела

Подъём национально-освободи-тельного движения в 1918-1922 гг. «Амритсарская бойня» потрясла всю Индию и
к резкой радикализации лидеров Националь-ного конгресса. Надежды на мирные договорён-ности с властями были серьёзно подорваны. Конг-ресс принял программу Мохандаса Карамчанда Ганди – программу полного бойкота англичан и их власти и в 1920 г. начал претворять её в жизнь. С этого времени Ганди становится признанным лиде-ром Национального конгресса.

Мохандас Карамчанд Ганди

Слайд 8

Идеология гандизма

В то время как некоторые лидеры в странах Востока следовали западным

Идеология гандизма В то время как некоторые лидеры в странах Востока следовали
моделям решения национальных проблем, М.К.Ганди опирался прежде всего на индуис-тские традиции. В борьбе за национальные права он активно проповедовал древнюю доктрину ненасилия (ахимса). Неотъемлемой частью пассивного сопротив-ления, учил он, является страдание, самопожертвова-ние и сила любви, способная убедить самого грозного противника идти по правильному пути. Созданная им система политических, философских и морально-эти-ческих взглядов - гандизм - выросла из национально-крестьянской специфики Индии и особенностей рели-гии индуизма.

Мохандас Карамчанд Ганди. 1918 г.

Слайд 9

Идеология гандизма

Гандизм стал официальной идеологией ИНК. Его сутью является сарводайя (общество всеобщего

Идеология гандизма Гандизм стал официальной идеологией ИНК. Его сутью является сарводайя (общество
благоденствия) и сатьяграха (ненасильственное сопротивление) как одно из средств достижения сарводайи. Классовую борьбу Ганди отрицал, считая её фактором, разъединяющим общество. Даже в тех случаях, когда английские войска открывали огонь по демонстрантам или митингующим, Ганди настаивал на соблюдении принципа ненасилия.

Слайд 10

Идеология гандизма

Философия гандизма отражала не только ин-дуистское, но и западное влияние. Ганди

Идеология гандизма Философия гандизма отражала не только ин-дуистское, но и западное влияние.
восхищался христианским учением о любви, читал труды американского философа XIX в. Генри Торо, который верил в силу гражданс-кого неповиновения и считал вполне прием-лемым не подчиняться несправедливым за-конам. Отнюдь не чужды ему были идеи де-мократии и национализма. Он отвергал не-равенство кастовой системы и последова-тельно боролся за прекращение жестокого обращения с «неприкасаемыми», предо-ставление равных прав всем индийцам, женщинам и мужчинам.

Генри Торо

Слайд 11

Идеология гандизма

В своей общественно-политической деятельности Ганди придавал большое значение личному примеру. Отказавшись

Идеология гандизма В своей общественно-политической деятельности Ганди придавал большое значение личному примеру.
от западной одежды, он одевался в простое белое одея-ние, которое носили крестьяне. Он ратовал за повсеместное развитие и поощрение тра-диционной прядильной и ткацкой промышленности, сделав прядильное колесо симво-лом национального движения.

М.К.Ганди с прядильным колесом

Флаг ИНК, разработанный М.К.Ганди

Слайд 12

Идеология гандизма

В 1920-1930-е гг. Ганди осуществил серию акций ненасильственного характера против британско-го

Идеология гандизма В 1920-1930-е гг. Ганди осуществил серию акций ненасильственного характера против
правления, призывая к бойкоту английских товаров, особенно текстильных, и убеждая ин-дийцев носить хлопчатобумажную одежду из хлопка, выращенного и сотканного только в Индии. Кампании гражданского неповиновения получили широкую народную поддержку. Когда же протестное движение приводило к насилию и жертвам, Ганди глубоко огорчался. Он воздер-живался от пищи, молился и призывал патрио-тов учиться контролировать свои чувства и дей-ствия.

Мохандас Карамчанд Ганди

Слайд 13

Соляной поход

В 1930 г. Ганди призвал положить конец британс-кой соляной монополии в

Соляной поход В 1930 г. Ганди призвал положить конец британс-кой соляной монополии
Индии. Подобно преж-ним правителям Индии, британцы установили своё исключительное право на добычу и продажу соли. Соляная монополия позволяла получать зна-чительные средства, шедшие на содержание коло-ниального аппарата. Для Ганди эта правительст-венная монополия была олицетворением коло-ниального зла, символом британского угнетения. В отличие от других налогов налог на соль лежал бременем на всём населении страны, и прежде всего на его беднейших слоях. Поэтому Ганди и избрал этот налог мишенью своей кампании. В на-чале 1930 г. Ганди писал британскому вице-коро-лю Индии, объясняя мотивы и цели своих дейст-вий. Заявив о своём намерении отменить закон о соляной монополии, он осудил британское прав-ление как «бедствие».

Добыча соли в Индии

Слайд 14

Соляной поход

Исторический соляной поход Ганди начался 12 марта 1930 г. Во главе

Соляной поход Исторический соляной поход Ганди начался 12 марта 1930 г. Во
группы своих сто-ронников он отправился к побережью Аравийского моря, чтобы демонстративно выпа-ривать соль из морской воды. Толпы людей горячо приветствовали процессию на всём её почти 400-километровом пути. Ганди призывал повсюду нарушать соляную монопо-лию, добывая соль самостоятельно. Люди молились за успех кампании, а некоторые присоединялись к участникам похода. Достигнув прииска на побережье, Ганди поднял кусок соляной глыбы над головой и провозгласил: «Этим самым я подрываю основы Британской империи». Соляной поход привлёк внимание всей Индии, а также крупней-ших мировых телеграфных агентств.

М.К.Ганди вов время Соляного похода

Слайд 15

Соляной поход

Ганди всячески побуждал индийцев следовать его примеру. И хотя вскоре он

Соляной поход Ганди всячески побуждал индийцев следовать его примеру. И хотя вскоре
был арес-тован и заключён в тюрьму, жители прибрежных районов начали самостоятельно выпа-ривать соль из морской воды, а то и захватывать её на приисках. Активисты Националь-ного конгресса продавали соль на городских улицах, демонстрировали её на многолюд-ных митингах, их арестовывали и бросали в тюрьмы. Национальный конгресс был объявлен вне закона. По мере того как кампания Ганди набирала силу, десятки тысяч индийцев приговаривались к тюремному заключению.

Монумент «Соляной марш».
Дели. Конец 1960-х гг.

Слайд 16

Конституция 1935 г.

Под давлением национально-освободительного движения был принят закон об управ-лении Индией,

Конституция 1935 г. Под давлением национально-освободительного движения был принят закон об управ-лении
более известный как «конституция 1935 г.». Этот закон означал значи-тельный шаг вперёд по пути к самоуправлению Индии, но и по нему англичане сохраня-ли за собой верховную власть в стране. Неудивительно, что конституция 1935 г. вызвала недовольство практически всех политических сил. Из них ИНК наиболее решительно выступал за полную независимость Индии.

Ганди на заседании круглого стола в Лондоне,
где обсуждался закон об управлении Индией.
1935 г.

Слайд 17

Конституция 1935 г.

Накануне Второй мировой войны деятельность Конг-ресса стала приобретать антимусульманскую окраску.

Конституция 1935 г. Накануне Второй мировой войны деятельность Конг-ресса стала приобретать антимусульманскую
Это обстоятельство вызвало усиление сепаратистского движения индийских мусульман и их общеиндийской организации - Мусульманской Лиги. Руководство Лиги опасалось, что если ИНК придёт к власти, то властью с ней делиться не станет. Её лидер Мухаммед Али Джин-на всё больше склонялся к идее создания независимо-го государства мусульман на территории Индии.

Мухаммад Али Джинна

Слайд 18

Индия в годы Второй мировой войны

В сентябре 1939 г. английские власти объявили

Индия в годы Второй мировой войны В сентябре 1939 г. английские власти
Индию воюющей страной. Огромные тя-готы войны легли на сотни миллионов людей и усилили ненависть народа к английским колонизаторам. Индия снабжала продовольственным зерном индийские и английские войска, находившиеся на театре военных действий. В результате цены на рис и пшеницу внутри страны выросли в 5 раз. В Индии начался голод. В одной только Бенгалии в 1943 г. от голода умерло несколько миллионов человек.

Голод в Бенгалии. 1943 г.

Слайд 19

Индия в годы Второй мировой войны

Несмотря на объявление Индии воюющей страной и

Индия в годы Второй мировой войны Несмотря на объявление Индии воюющей страной
введении режима репрессий, антиколониальное дви-жение не прекращалось и приобрело большой размах и силу. В 1940 г. после того как Англия вовлекла Индию в войну без консультации с Национальным конгрес-сом, его лидеры потребовали от колониальных влас-тей предоставить стране независимость. Англичане проигнорировали это требование, после чего Ганди призвал к новой кампании гражданского неповинове-ния. Но колониальные власти разгромили начавшуюся кампанию в зародыше, арестовав 30 тыс. членов На-ционального Конгресса, в том числе одного из лидеров ИНК Джавахарлала Неру. Новыми репрессиями встре-тили англичане и массовое движение протеста в 1942-1945 гг. Десятки тысяч людей были приговорены к смертной казни, число убитых достигло 25 тыс. Всё это свидетельствовало о кризисе британского господства в Индии.

Джавахарлал Неру

Слайд 20

Культура и образ жизни индийцев

Согласно переписи населения в 1931 г., в Индии

Культура и образ жизни индийцев Согласно переписи населения в 1931 г., в
проживало 360 млн человек. Только 8% от их числа были грамотными, причём образование носило религиозный и гуманитар-ный характер. Высокий процент неграмотных был обусловлен бедностью населения и нехваткой школ. Несмотря на крайне ограниченные возможности для научных иссле-дований, индийские учёные первой половины ХХ в. внесли большой вклад в мировую науку. Среди них особое место занимает физик, лауреат Нобелевской премии (1930 г.) Ч.В.Раман. Важная роль в открытии культуры Мохенджо-Даро и Хараппы в 1920-х гг. принадлежит историку Р.Д.Банерджи.

Чандрасекхара Венката Раман

Ракхал Дас Банерджи

Слайд 21

Культура и образ жизни индийцев

Крупнейшим писателем Индии был Р.Тагор, по-лучивший Нобелевскую премию

Культура и образ жизни индийцев Крупнейшим писателем Индии был Р.Тагор, по-лучивший Нобелевскую
в 1913 г. Он призывал индийцев к духовному самосовер-шенствованию, выступал за национальное воз-рождение. В своём родовом поместье Тагор от-крыл университет искусств, выпускники которо-го стали известными мастерами во многих сфе-рах культуры. После Первой мировой войны центральной темой индийской литературы ста-новится борьба за национальную независи-мость. В индийской прозе этого времени силь-но ощущались влияние идей М.К.Ганди и про-буждающийся интерес к жизни социальных ни-зов.

Рабиндранат Тагор

Слайд 22

Культура и образ жизни индийцев

В 1913 г. в Индии началось производство фильмов.

Культура и образ жизни индийцев В 1913 г. в Индии началось производство
Однако экспансия западноевропейс-кого и особенно американского кино после Первой мировой войны тормозили разви-тие индийской кинематографии. Выпускались главным образом коммерческие фильмы на мифологические сюжеты, а также мелодрамы и псевдоисторические фильмы. В стра-не появилась известная в области театра и кино династия Капуров. Её основателями считаются Притхвирадж Капур и его сын Радж Капур, снимавшийся в кино с 1935 г.

Притхвирадж Капур

Радж Капур

Слайд 23

Культура и образ жизни индийцев

Большую роль в повседневной жизни индийцев играли религиозные

Культура и образ жизни индийцев Большую роль в повседневной жизни индийцев играли
обычаи и тради-ции. Общество в Индии сохраняло традиционную общинно-кастовую структуру, насчи-тывавшую более 3 тыс. каст. Самыми бесправными были «неприкасаемые» (они не вхо-дили даже в состав официальных каст). Им разрешалось селиться только отдельно на окраинах деревень и городов. Они не могли учиться в школах вместе с детьми «чистых» каст, ездить в одних вагонах, находиться в ресторанах и гостиницах рядом с другими индусами, подходить близко к храмам.

Школа неприкасаемых недалеко от Бангалора.
1938 г.