Искусство 30-х годов

Слайд 2

 30-е годы – один из самых противоречивых и трагических периодов в культуре

30-е годы – один из самых противоречивых и трагических периодов в культуре
и искусстве. Попрание гуманистических принципов в жизни общества отразилось на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса – свобода самовыражения художника. Над художественной жизнью страны довлел метод социалистического реализма (соцреализм), который использовался для политического контроля над художественным процессом. 

Слайд 3

 В 30-е годы пути и судьбы художников все более и более расходились.

В 30-е годы пути и судьбы художников все более и более расходились.
Одни как бы канули в небытие (Филонов, Малевич), другие стали «ведущими художниками эпохи». Появились бесчисленные произведения о «вожде, учителе и друге», бесчисленные портреты «вождя народов».
    Вместе с тем в искусстве 30-х годов можно назвать немало имен интересно работающих художников, таких как Петров-Водкин, Кончаловский, Сарьян, Фаворский и др. Много и плодотворно работал Дейнека. Он расширяет тематику своих произведений за счет жанровых картинок, портретных и пейзажных зарисовок. Одно из поэтичнейших и романтических произведений Дейнеки – картина «Будущие летчики».
     Официально признанные художники создавали иллюзорный образ ликующей праздничной жизни, столь несоответствующей действительности.
            Одним из методов художественного искусства 30-х годов является монументализм . Об этом свидетельствуют Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал им. Москвы, строительство метрополитена, дворцов культуры, театров, санаториев и пр. В жанре монументальной живописи ведущее место принадлежит Дейнеке и Лансере. Так, Лансере исполнил росписи ресторанного зала Казанского вокзала в Москве, ресторанного зала гостиницы «Москва» и др. Примером монументальной живописи является и роспись Дома моделей в Москве, исполненная Фаворским.

Слайд 4

 В скульптуре стало заметно тяготение к идеальной натуре. Особенно это сказалось в

В скульптуре стало заметно тяготение к идеальной натуре. Особенно это сказалось в
монументальных памятниках деятелям культуры, героям гражданской войны. Например, памятник Шевченко в Харькове, Чапаеву в Куйбышеве. Скульптор Манизер вместе со своими учениками исполнил ряд статуй для станции «Площадь Революции» Московского метрополитена.
Скульптор Мухина вместе с архитектором Иофаном создали скульптурную группу «Рабочий и колхозница» на ВДНХ.
В 30-е годы интересно развивается анамалистическая скульптура, где выделяются имена двух мастеров – Вагина («Гималайский медведь», «Тигр») и Ефимова («Кошка с шаром», «Петух»).
В графике плодотворно работают Фаворский, Кибрик, Герасимов.
Но именно в это время значительно пострадали многие памятники архитектуры. Были уничтожены Сухорева башня, Храм Христа Спасителя, построенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

Слайд 5

В 30-е годы возникали многочисленные скульптурные памятники, включавшиеся в ан­самбли площадей и

В 30-е годы возникали многочисленные скульптурные памятники, включавшиеся в ан­самбли площадей и
улиц разных городов. Над проектами памятников работали скульпторы В. И. Мухина и И. Д. Шадр (см. статьи «В. И. Мухина» и «И. Д. Шадр»), С. Д. Меркуров и М. Г. Манизер (1891 — 1966), Н. В. Томский (р. 1900) и С. Д. Лебедева (1892—1967). В 30-е годы началась широкая реализация того плана монументальной пропаганды, который был задуман Лениным и начал осуществляться в первые годы революции.

Слайд 6

Развитие монументальных форм искусства не помешало лирическим или углубленно пси­хологическим жанрам. В

Развитие монументальных форм искусства не помешало лирическим или углубленно пси­хологическим жанрам. В
скульптуре, напри­мер, успешно развивается портрет. Больших успехов в этом жанре добилась Сарра Лебе­дева (1892—1967) — знаток человеческих характеров, умеющая подмечать еле заметные движения души. Лебедева всегда акцентирует внимание на том особом, что присуще лишь данной модели. Ее «Ч к а л о в» — это ода­ренная цельная личность, направившая всю силу характера к достижению цели своей жиз­ни. Лебедева очень свободно лепит свои порт­реты: они не приглажены, в них есть внешние черты этюдности, но от этого они кажутся осо­бенно живыми.