Содержание
- 2. Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.) Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию, но
- 3. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание
- 4. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона П в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8
- 5. Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому,
- 6. Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу фасада Хорсабадского дворца был
- 7. Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого
- 8. Дворец Тил-Барсиба (ныне Тель-Ахмар) 8 - 7 вв. до н.э. Темами изображений здесь являются жизнь царя
- 9. При Ашшурнасирпале, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость
- 10. Сюжетами композиций были война, охота, сцены быта и придворной жизни, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось
- 11. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Вместе
- 12. В З в. До н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. Рельефы и росписи из
- 13. Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.) Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э.,
- 14. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750
- 15. Вавилон стал символом могущества, власти и смешения народов. Предание о Вавилонской башне отразило впечатление пленных евреев
- 16. сады Семирамиды ворота богини Иштар
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.)
Истоки ассирийского искусства восходят к
Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.)
Истоки ассирийского искусства восходят к
Ассирия
9 - 7 вв. до н.э. - время наивысшего подъема ассирийского искусства. В широком масштабе в этот период осуществляются культурные взаимосвязи Ассирии с другими странами. Около 7 в. до н.э. ассирийцы соприкасаются с греками. Последние через Ассирию восприняли многие культурные достижения Древнего Востока; в свою очередь ассирийцы познакомились с новым, миром образуя цитадель, отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.
Многовековая битва за выживание определила особенности ассирийской культуры и ментальности, которая характеризуется брутальностью и культом силы. Ассирийское право отличалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины. В искусстве деспотизм отразился в каноне обезличенного изображения человека. Реализм проявился лишь в изображении животных, в частности, их страданий и силы.
Слайд 3Вся полнота власти сосредоточивалась в руках ассирийских царей;
от искусства требовалось прославление
Вся полнота власти сосредоточивалась в руках ассирийских царей;
от искусства требовалось прославление
Ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура.
Слайд 4Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона П в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад).
Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона П в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад).
Слайд 5Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи. Своей планировкой дворец восходил к обычному
Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи. Своей планировкой дворец восходил к обычному
Зиккурат хорсабадский состоял из семи ярусов. Самый высокий был ознаменован небольшой часовней.
Слайд 6Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу
Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу
Слайд 7 Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры
Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры
Моделируя их, скульптор использовал богатство светотеневых эффектов. Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль - идущей.
По сторонам от «шеду» вдоль по фасаду здания располагалась фризом цепь монументальных рельефных изображений. Исполинские фигуры непобедимого героя месопотамского эпоса Гильгамеша, душащего одной рукой льва, чередовались с изображениями крылатых людей и крылатых быков. Яркие изразцовые панно украшали верхние части дворцовых входов. Таким образом, внешний облик ассирийских дворцов, в целом очень монументальный, отличался большой пышностью и декоративностью. В богатом украшении парадных дворцовых помещений главное место занимал рельеф, иногда раскрашенный. Употреблялся и глазурованный кирпич, а также красочные росписи.
Слайд 8Дворец Тил-Барсиба (ныне Тель-Ахмар) 8 - 7 вв. до н.э.
Темами изображений
Темами изображений
Слайд 9При Ашшурнасирпале, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения.
Отличительные черты искусства этого
При Ашшурнасирпале, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения.
Отличительные черты искусства этого
В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения.
Почти во всех композициях времени Ашшурнасирпала отсутствует пейзаж; иногда дана только ровная линия почвы. Можно различать здесь сцены исторического характера и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов. К последним относятся наиболее тщательно выполненные рельефы.
Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль.
Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу.
Слайд 10Сюжетами композиций были война, охота, сцены быта и придворной жизни, сцены религиозного
Сюжетами композиций были война, охота, сцены быта и придворной жизни, сцены религиозного
На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.
Слайд 11Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя
Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя
Слайд 12В З в. До н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве.
В З в. До н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве.
Слайд 13Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)
Выдвижение города Вавилона в 19
Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)
Выдвижение города Вавилона в 19
В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада. Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты.
В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше.
Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения. Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и Ш династии Ура.
Вавилон
Гильгамеш
Слайд 14Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя
Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя
Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное содержание. Сцена «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов.
На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.
Слайд 15Вавилон стал символом могущества, власти и смешения народов. Предание о Вавилонской башне
Питер Брейгель
Слайд 16сады Семирамиды
ворота богини Иштар
сады Семирамиды
ворота богини Иштар