Слайд 2 В XVII — XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе
и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям.
Слайд 3 В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то,
во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.
Слайд 4 В недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и духовных ценностей, решительно
пересматривалась концепция отношений человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения.
Слайд 6 Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность
свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований.
Слайд 7 Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, выявить
законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества.
Слайд 8 Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую
действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т. д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Неизбежно следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую "школьную премудрость" на латинском языке.
Слайд 9 Элементы новых социальных отношений, подходов к человеку, воспитанию и обучению исподволь
зарождались в недрах феодализма в XIV — XVII в., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация.
В преддверии нового времени ( XVII — начало XVIII в.) в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной к светской аргументации. Как писал Ф. Энгельс, "место догмы, божественного права заняло право человека".
Слайд 10 XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении
природы человека и его воспитания. В этот период нарастает роль образования в процессе вхождения личности в общество, что также получило отражение в педагогической мысли.
Слайд 11 В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала свои
выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Яркий пример проявления указанных тенденций — творчество ряда мыслителей.