Лекционный курс по истории Отечества

Содержание

Слайд 2

Образование и развитие государства (IX-XVII вв.)

1. История России как методологическая и познавательная

Образование и развитие государства (IX-XVII вв.) 1. История России как методологическая и
проблема
2.Предпосылки образования Киевской Руси
3. Принятие христианства на Руси как новый этап в развитии государства
4. Феодальная раздробленность на Руси. Влияние татаро-монгольского нашествия на будущее российской государственности
5. Московское царство как новая форма государственного развития. Реформы Ивана IV (Грозного)
6. Россия в XVII в.

Слайд 3

«Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью,

«Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью,
что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечества, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал»
А.С. Пушкин
«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим.
Кто управляет настоящим, тот управляет прошлым»
Джордж Оруэлл

Слайд 4

Периодизация всемирной истории

Периодизация всемирной истории

Слайд 5

Исторические формы российской государственности

Основание – история восточно-славянских племен
IX-XV вв. – зарождение и

Исторические формы российской государственности Основание – история восточно-славянских племен IX-XV вв. –
развитие Киевской Руси. Отдельным этапом в нем выступает период феодальной раздробленности (XII-XVвв.) – «Русские земли».
XVI-XVII вв. – Московское царство
XVIII-начало XX вв. – Российская империя
Начало XX-конец XX вв. – советский период (существование СССР)
Конец XX в.- по настоящее время – Российская Федерация – современная форма государственности

Слайд 6

Предпосылки образования Киевской Руси
Социально-экономические
Политические
Культурные

Предпосылки образования Киевской Руси Социально-экономические Политические Культурные

Слайд 7

Социально-экономические предпосылки

Разрушение родовой общины в ходе экономического роста и переход к соседской

Социально-экономические предпосылки Разрушение родовой общины в ходе экономического роста и переход к
общине
Возникновение собственности и социального неравенства, что приводит к острым социальным противоречиям и социальным конфликтам
Формирование раннефеодальных отношений где основной ценностью является обладание землей
Возникновение государства как социального института, механизма разрешения противоречий
882 г. – образование Киевской Руси

Слайд 8

Политические предпосылки образования Древнерусского государства

Необходимость защиты территории от внешней опасности со стороны

Политические предпосылки образования Древнерусского государства Необходимость защиты территории от внешней опасности со
других государств и кочевников (новое качество)
Потребность развития межгосударственных отношений
Укрепление и развитие системы государственного управления («пирамида власти», ее рычаги)

Слайд 9

Культурные предпосылки

Территориальная близость восточнославянских племен, схожие природные условия создавали общность приемов ведения

Культурные предпосылки Территориальная близость восточнославянских племен, схожие природные условия создавали общность приемов
и тип хозяйства
Единство языка (древнеславянский)
Однотипность традиций и обрядов
Схожий тип религиозных воззрений (язычество). Единые славянские боги

Слайд 10

Роль географического фактора в становление древнерусского этноса

Климатические условия (резко континентальный климат) формировали

Роль географического фактора в становление древнерусского этноса Климатические условия (резко континентальный климат)
зону рискованного земледелия. Поэтому основной хозяйственной единицей, в отличие от Западной Европы, становится община.
Природный ландшафт (сочетание больших открытых степных пространств и лесных массивов; большое количество судоходных рек; свободные земельные ресурсы) создают предпосылки для преобладания экстенсивных методов экономического развития и универсальности типов хозяйственной деятельности.

Слайд 11

Особенности российского самосознания

Все это способствовало складыванию характерных черт древнерусского этноса, получивших название

Особенности российского самосознания Все это способствовало складыванию характерных черт древнерусского этноса, получивших
менталитет:
Коллективизм (взаимопомощь)
Высокий уровень патриотизма и героизма
Приверженность традициям и определенная доля консерватизма (следование старым порядкам, недоверие новому)

Слайд 12

Принятие христианства на Руси

Основной причиной перехода к новой идеологии являлся процесс

Принятие христианства на Руси Основной причиной перехода к новой идеологии являлся процесс
укрепления единоличной власти великого князя. До этого формулой власти была «первый среди равных». Ей же соответствовала и идеология язычества (т.е. многобожие).
Новая система государственной власти требовала принципиально иной идеологии, в основе которой лежала идея одного бога (монотеизм). Попытки вписать язычество в данную схему заканчиваются неудачей.

Слайд 13

Принятие христианства на Руси
Кроме того усложнение международных отношений, участие в них Киевской

Принятие христианства на Руси Кроме того усложнение международных отношений, участие в них
Руси, где большинство государств осуществили уже переход к монотеистическим религиям, затруднял стране их равноправное состояние (при заключении договоров, межмонархических браков и др.).
Тем самым на первый план выдвигался вопрос не о необходимости новой идеологии, а о её выборе. Такой выбор на Руси был сделан в 988 г.
Почему он был сделан в пользу православия?
Для ответа на данный вопрос необходимо иметь в виду, что это был выбор, прежде всего, политический, выбор стратегического союзника. Поэтому главным субъектом события был не народ (этнос), а интересы государства в лице великого князя и его основной силы – военной дружины.

Слайд 15

Выбор был сделан в пользу христианства (т.е. Западная Европа и Византийская

Выбор был сделан в пользу христианства (т.е. Западная Европа и Византийская империя).
империя). Почему именно православие? Здесь решающим становится два фактора:
В Византии религия выступала в поддержку личной власти императора, в то время как католичество исповедовало подчинение государственной власти в пользу власти Папы Римского.
В отличие от католичества, православие проповедовалось на языках территорий, где оно внедрялось. К этому времени на славянский язык были переведены церковные книги и на нем велись службы.