История философии (лекция 1)

Содержание

Слайд 2

Философия: основные этапы

Философия: основные этапы

Слайд 3

Основные этапы истории мировой философии

Философия Древнего мира
Средневековая философия
Философия Возрождения
Философия Нового времени

Основные этапы истории мировой философии Философия Древнего мира Средневековая философия Философия Возрождения

Современная философия

Слайд 4

Философия Древнего мира (VI век до н.э. – VI век н.э.)

Философия Древнего мира (VI век до н.э. – VI век н.э.)

Слайд 5

Философия как особая система взглядов на мир (мировоззрение) возникла в VI веке

Философия как особая система взглядов на мир (мировоззрение) возникла в VI веке
до нашей эры в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

Слайд 6

Появление философии связано с разложением родоплеменных отношений (родовых обычаев и морали), кризисом

Появление философии связано с разложением родоплеменных отношений (родовых обычаев и морали), кризисом
(религиозно-)мифологического мировоззрения, формированием первых научных представлений о мире.

Слайд 7

1. формируется основная философская проблематика (круг «философских вопросов»); 2. очерчивается предмет философии; 3. вырабатываются

1. формируется основная философская проблематика (круг «философских вопросов»); 2. очерчивается предмет философии;
основные методы философии; 4. появляются основные категории философии; 5. выкристаллизовывается ее структура; 6. формируется и закрепляется в культуре «образ философа»

Значение древней философии

Слайд 8

Первый философский вопрос: «Что есть все?»

«Все есть вода» (Фалес)
«Все есть воздух» (Анаксимен)
«Все

Первый философский вопрос: «Что есть все?» «Все есть вода» (Фалес) «Все есть
есть огонь» (Гераклит)
«Все есть число» (Пифагор)

Слайд 9

Один из основных философских вопросов: «Что есть человек?»

«Познай самого себя» — античное

Один из основных философских вопросов: «Что есть человек?» «Познай самого себя» —
изречение, надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где находился Дельфийский оракул. Считается, что впервые его произнес Фалес. Но центральным эта идея стала в философии Сократа.

Слайд 10

Предмет философии

Предмет философии – всеобщие связи и отношения в системе «человек -

Предмет философии Предмет философии – всеобщие связи и отношения в системе «человек
мир» (человек и природа, человек и культура, человек и общество, человек и другой человек, внутренний мир самого человека)

Слайд 11

Методы философии

Диалектический:
направлен на создание динамической «картины мира»;
рассматривает вещи и явления в тесной

Методы философии Диалектический: направлен на создание динамической «картины мира»; рассматривает вещи и
взаимосвязи;
Исходит из признания противоречивой природы любого явления.

Метафизический:
направлен на создание статичной «картины мира»;
рассматривает вещи и явления изолированно друг о друга;
отрицает противоречивость движения и развития.

Слайд 12

Методы философии

Гераклит:
«Все течет, все изменяется»

Парменид:
«Бытие вечно, едино, неподвижно, неизменно»

Методы философии Гераклит: «Все течет, все изменяется» Парменид: «Бытие вечно, едино, неподвижно, неизменно»

Слайд 13

Структура древней философии

Онтология – учение о бытии
Космология – учение о происхождении и

Структура древней философии Онтология – учение о бытии Космология – учение о
устройстве мира
Гносеология – учение о познании
Логика – учение о формах и правилах мышления
Этика – учение о нравственности
Эстетика – учение о прекрасном
Политика – учение об управлении государством

Слайд 14

Стоики уподобляли философию дереву, корни которого – логика, ствол и ветви –

Стоики уподобляли философию дереву, корни которого – логика, ствол и ветви – физика, плоды – этика.
физика,
плоды – этика.

Слайд 15

Образ философа: мудрец , стремящийся познать истину

«Философу свойственно испытывать изумление. Оно и

Образ философа: мудрец , стремящийся познать истину «Философу свойственно испытывать изумление. Оно
есть начало философии». Платон

Слайд 16

Образ философа: «Живи так, чтобы это было достойно человека»

Давид Ж.Л. Смерть Сократа.

Образ философа: «Живи так, чтобы это было достойно человека» Давид Ж.Л. Смерть Сократа.

Слайд 17

Социальные функции философии

Мировоззренческая
Методологическая
Гносеологическая
Аксиологическая
Воспитательно-гуманитарная
Критическая
Прогностическая

Социальные функции философии Мировоззренческая Методологическая Гносеологическая Аксиологическая Воспитательно-гуманитарная Критическая Прогностическая

Слайд 18

Социальные функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве,

Социальные функции философии Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об
месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, предлагает их науке.

Слайд 19

Социальные функции философии

Гносеологическая  функция имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.
Роль критической

Социальные функции философии Гносеологическая функция имеет целью правильное и достоверное познание окружающей
функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия; расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения ценностей. 

Слайд 20

Социальные функции философии

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и

Социальные функции философии Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические
идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее человека, природы и общества.

Слайд 21

Древнеиндийская философия

Древнеиндийская философия

Слайд 22

Главные особенности философии Древней Индии

тесная связь с религией и слабая - с

Главные особенности философии Древней Индии тесная связь с религией и слабая -
наукой;
незначительный интерес к социальной проблематике;
Неразрывная связь с книжной традицией и ведической литературой;
цель философии – совершенствование человека;
представление о неведении как источнике всех страданий человека, и представление о том, что лишь знание может быть условием спасения человека;

Слайд 23

Главные особенности философии Древней Индии

источник философии — тревога за человека, которая проявляется

Главные особенности философии Древней Индии источник философии — тревога за человека, которая
в стремлении предостеречь человека от ошибок, которые ведут к страданию, (при этом вся индийская философия пропитана скепсисом и пессимизмом по этому поводу);
вера в «риту» — вечный нравственный миропорядок, существующий во вселенной;
понимание вселенной как арены для нравственных деяний;

Слайд 24

Главные особенности философии Древней Индии

представление о длительном сознательном сосредоточении как источнике любого

Главные особенности философии Древней Индии представление о длительном сознательном сосредоточении как источнике
знания;
осознание необходимости самоконтроля и подчинения страстей разуму, которые рассматриваются как единственный путь к спасению;
вера в возможность освобождения через мудрость.

Слайд 25

Ортодоксальные школы – те, которые признают безусловный авторитет Вед (священных книг индуизма)

Основные

Ортодоксальные школы – те, которые признают безусловный авторитет Вед (священных книг индуизма)
направления древнеиндийской философии

Неортодоксальные школы – те, которые не признают безусловный авторитет Вед (священных книг индуизма)

Слайд 26

Вайшешика (VI-V век до н.э.),
Миманса (VI век до н.э.),
Санкхья (VI

Вайшешика (VI-V век до н.э.), Миманса (VI век до н.э.), Санкхья (VI
век до н.э),
Ньяя (II в. до н. э.),
Йога  (II в. до н..),
Веданта (IV-II в.в.до н.э.)

Ортодоксальные

Слайд 27

Буддизм (VI в. до н.э.)
Джайнизм (VI в. до н.э.)
Чарвака-локаята
(середина I тыс.

Буддизм (VI в. до н.э.) Джайнизм (VI в. до н.э.) Чарвака-локаята (середина
до н.э.)

Неортодоксальные

Слайд 28

Буддизм как философская школа

Время возникновения: VI век до н.э.
Основатель – Сидхартха

Буддизм как философская школа Время возникновения: VI век до н.э. Основатель –
Гаутама
Основные тексты: «Дхаммапада», «Типитака»
«Четыре благородные истины»
«Восьмеричный путь» спасения

Слайд 29

Джайнизм как философская школа

Время возникновения: VI вв. до н.э.
Основатель – Вардхамана

Джайнизм как философская школа Время возникновения: VI вв. до н.э. Основатель –
(Джина Махавира)
Основные идеи:
Не причинять вреда живому (ахимса).
Быть искренним и благочестивым (сатья).
Не красть (астейя).
Не прелюбодействовать (брахмачарья).
Не стяжать (апариграха).

Слайд 30

Джайнизм как философская школа

Время возникновения: VI вв. до н.э.
Основатель – Вардхамана

Джайнизм как философская школа Время возникновения: VI вв. до н.э. Основатель –
(Джина Махавира)
Основные идеи:
Не причинять вреда живому (ахимса).
Быть искренним и благочестивым (сатья).
Не красть (астейя).
Не прелюбодействовать (брахмачарья).
Не стяжать (апариграха).

Слайд 31

Чарвака (локаята) как философская школа

Единственная материалистическая и атеистическая школа философии Древней Индии
Время

Чарвака (локаята) как философская школа Единственная материалистическая и атеистическая школа философии Древней
возникновения: VI вв. до н.э.
Основатель – Чарвака/Брахаспати
Основные идеи:
Вселенная и всё сущее произошло естественным путём из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Они вечны и являются первоосновой всего сущего.
истинное постигаемое - это непосредственное восприятие,
единственная реальностью— материя;
цель человеческого существования — достижение наслаждения

Слайд 32

Древнекитайская философия

Древнекитайская философия

Слайд 33

Даосизм
Конфуцианство
Моизм
Легизм (школа Фа-цзя)

Философские школы Древнего Китая

Даосизм Конфуцианство Моизм Легизм (школа Фа-цзя) Философские школы Древнего Китая

Слайд 34

Передача на «Радио Маяк» из цикла «Объект 22». «Философия Китая». В передаче

Передача на «Радио Маяк» из цикла «Объект 22». «Философия Китая». В передаче
принимает участие А.А. Маслов. Аудио и видео. Ссылка: https://radiomayak.ru/persons/person/id/2160 68/ Или: https://www.youtube.com/watch?v=C4_9U-1xKYI Там же передача: «Конфуцианство»

Рекомендуемые интернет-материалы по теме
«Древнекитайская философия»

Слайд 35

Античная философия

Античная философия

Слайд 36

Главные периоды античной философии

Ранний, или досократический, период: VI – первая половина V

Главные периоды античной философии Ранний, или досократический, период: VI – первая половина
вв. до н.э.
Классический период: вторая половина V - конец IV вв. до н.э.
Эллинистический период: Конец IV – I вв. до н.э.
Римский период: I в. до н.э. – VI в. н.э.

Слайд 37

Главные школы античной философии

Милетская школа
Пифагорейская школа
Элеаты
Софисты
Платоники (Академическая школа)
Перипатетики
Эпикурейцы
Скептики
Стоики
Киники

Главные школы античной философии Милетская школа Пифагорейская школа Элеаты Софисты Платоники (Академическая

Слайд 38

Основные направления философии

Основные направления философии

Слайд 39

Что такое философский идеализм?
Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea - идея) -

Что такое философский идеализм? Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea - идея)
общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно.

Слайд 40

Объективный идеализм:
утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.
Представители

Объективный идеализм: утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.
в античной философии: Платон, Аристотель.
В Новое время: Гегель, Шеллинг

Основные формы идеализма

Субъективный идеализм:
либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.
Появился в философии Нового времени:
Беркли, Юм, Фихте

Слайд 41

Главная особенность античной философии - космоцентризм

Главная особенность античной философии - космоцентризм

Слайд 42

Значение философии для человека
«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а

Значение философии для человека «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией,
в старости не устает заниматься философией... Кто говорит, что еще не настало время занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени".
Эпикур. Письмо к Менекею

Слайд 43

Значение философии для общества
«Пока в государствах не будут царствовать философы либо так

Значение философии для общества «Пока в государствах не будут царствовать философы либо
называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – их много, – которые ныне порознь стремятся либо к власти, либо к философии, до тех пор … государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого …»
Платон. Государство

Слайд 44

Передачи из цикла «Объект 22» на «Радио Маяк» (на сайте Радио Маяк

Передачи из цикла «Объект 22» на «Радио Маяк» (на сайте Радио Маяк
и на Youtube): 1. Философия Гераклита Эфесского 2. Софисты 3. Сократ и его философия. 4. Мозг. Платон. Теология и теория идей 5. Платон. Политическая философия. 6. Платон. Философия ХХ века.

Рекомендуемые интернет-материалы по теме «Античная философия»

Слайд 45

Передачи из цикла «Объект 22» на «Радио Маяк» (на сайте Радио Маяк

Передачи из цикла «Объект 22» на «Радио Маяк» (на сайте Радио Маяк
и на Youtube) 7. Аристотель. Метафизика Аристотеля 8. Аристотелевская традиция в III-IX вв. у греков и латинян 9. Философия. Киническая школа 10. Философия. Скептицизм. 11. Философия. Плотин.

Рекомендуемые интернет-материалы по теме
«Античная философия»

Слайд 46

Средневековая философия (II – XIV вв. н.э.)

Credo quia absurdum est.
(Тертуллиан)

Средневековая философия (II – XIV вв. н.э.) Credo quia absurdum est. (Тертуллиан)

Слайд 47

Средневековые философы

Средневековые философы

Слайд 48

Главные особенности

Вступает в союз с религией.
Ставит под сомнение познавательные возможности человеческого разума,

Главные особенности Вступает в союз с религией. Ставит под сомнение познавательные возможности
не просветленного религиозной верой, дискредитирует роль чувственного познания.
Обосновывает важнейшее значение религиозной веры как инструмента познания мира и человека.
Отличается повышенным интересом к этической проблематике.
Основная особенность – теоцентризм.

Слайд 49

Главные этапы

Патристика (II – VIII вв.) – учение отцов Церкви (Тертуллиан, Аврелий

Главные этапы Патристика (II – VIII вв.) – учение отцов Церкви (Тертуллиан,
Августин, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.).
Схоластика (IX – XIV вв.) – школьное (университетское) богословие (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский и др.)

Слайд 50

Главная проблематика

Соотношение веры и разума в деле спасения души
Соотношения Божественного Предопределения и

Главная проблематика Соотношение веры и разума в деле спасения души Соотношения Божественного
человеческой свободы в судьбе человека
Теодицея - проблема оправдания Бога как источника Блага перед лицом царящего в мире зла

Слайд 51

Августин – главный представитель западной патристики

«Хочу понять бога и душу. И ничего

Августин – главный представитель западной патристики «Хочу понять бога и душу. И
более? Совершенно ничего!». Аврелий Августин

Слайд 52

Аврелий Августин

Основные работы: «Исповедь», «О Граде Божьем»
Главное влияние: Платон
Основные идеи:
Все в мире

Аврелий Августин Основные работы: «Исповедь», «О Граде Божьем» Главное влияние: Платон Основные
происходит исключительно по доброе воле Божьей; источник зла – своеволие человека;
Время, как и пространство, существует только для созданного Богом мира и человека: прошлое, настоящее и будущее существует только в сознании людей;
История имеет направленность: от грехопадения Адама до Страшного Суда

Слайд 53

Направления схоластики

Реализм – направление, признающее существование универсалий «до вещей» в уме Бога

Направления схоластики Реализм – направление, признающее существование универсалий «до вещей» в уме
(Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)
Концептуализм – направление, признающее существование универсалий в уме человека в виде понятий, отражающих существенные общие свойства вещей (Пьер Абеляр)
Номинализм – направление, признающее существование универсалий «после вещей», в виде имен (слов) (Уильям Оккам)

Слайд 54

Философия – «служанка богословия»

"Каждая вещь, постольку называется истинной, поскольку приближается к сходству

Философия – «служанка богословия» "Каждая вещь, постольку называется истинной, поскольку приближается к
с богом... И то, что познается душой, есть истина, поскольку в ней существует сходство с той божественной истиной, которую познает бог."

Фома Аквинский

Слайд 55

Передачи из цикла «Объект 22» на «Радио Маяк» (на сайте Радио Маяк

Передачи из цикла «Объект 22» на «Радио Маяк» (на сайте Радио Маяк
и на Youtube): 1. Философия. Тертуллиан. 2. Философия. Ориген 3. Философия. Аврелий Августин. 4. Схоластика. 5. Псевдо-Дионисий Ареопагит 6. Философия Фомы Аквинского 7. Пьер Абеляр – Философия 8. Уильям Оккам

Рекомендуемые интернет-материалы по теме «Средневековая философия»

Слайд 56

Философия Возрождения (XV – XVI века)

Титаны Возрождения

Философия Возрождения (XV – XVI века) Титаны Возрождения

Слайд 57

Главные особенности

Возрождение интереса к античному наследию (греческой и римской культуре в целом

Главные особенности Возрождение интереса к античному наследию (греческой и римской культуре в
и к античной философии, в частности)
Критическое отношение к религии и церкви, а также средневековой философии (антисхоластическая направленность)
Обоснование необходимой человеку активной социальной и жизненной позиции. Человек – творец собственной судьбы
Антропоцентризм – пробуждение интереса к изучению человека как социального и политического существа, обоснование его права на земное счастье и реализацию всех творческих способностей

Слайд 58

Гуманизм

Гуманизм – позиция, согласно которой человек представляет собой высшую ценность, независимо от

Гуманизм Гуманизм – позиция, согласно которой человек представляет собой высшую ценность, независимо
своего социального статуса, происхождения, материального достатка, уровня интеллектуального или психологического развития и пр. Гуманизм – это всегда вера в человека и его неотчуждаемое нравственное достоинство.

Слайд 59

Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения

Признание творческой природы человека
Преклонение перед красотой природы и человека
Признание

Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения Признание творческой природы человека Преклонение перед красотой природы
права человека на земное счастье и наслаждение
Признание достоинства человека и уважения к нему

Слайд 60

Главные направления

Пантеизм – направление в философии, обосновывающее единство Бога и природы.

Главные направления Пантеизм – направление в философии, обосновывающее единство Бога и природы.
«Природа и Бог – одно и то же» (Лоренцо Валла).

Слайд 61

Портрет философа: Николай Кузанский

«Человек, объятый самым пламенным рвением, может достичь более высокого совершенства

Портрет философа: Николай Кузанский «Человек, объятый самым пламенным рвением, может достичь более
в мудрости в том лишь случае, если будет оставаться весьма ученым даже в самом незнании, составляющем его свойство, и тем станет ученее, чем лучше будет знать, что он ничего не знает». Николай Кузанский. «Об ученом незнании»

Слайд 62

Передачи из цикла «Объект 22» на «Радио Маяк» (на сайте Радио Маяк

Передачи из цикла «Объект 22» на «Радио Маяк» (на сайте Радио Маяк
и на Youtube): 1. «Государь» Никколо Макиавелли 2. Мишель Монтень 3. Блез Паскль

Рекомендуемые интернет-материалы по теме:
«Философия Возрождения»

Слайд 63

Философия Нового времени (XVII – первая половина XVIII века)

Философия Нового времени (XVII – первая половина XVIII века)

Слайд 64

Эпоха Нового времени

Становление капиталистической экономики и рыночных отношений
Промышленный переворот (переход от ручного

Эпоха Нового времени Становление капиталистической экономики и рыночных отношений Промышленный переворот (переход
труда к машинному)
Период политических революций (свержение абсолютизма), демократизация общества
Превращение науки в социальный институт и непосредственную производительную силу
Развитие и повышение статуса науки, образования и культуры
Кризис религиозного мировоззрения, потеря церковью своего господствующего положения в культуре

Слайд 65

Характерные черты философии Нового времени

Возвышение разума, признание его высшей, самостоятельной, самодостаточной способностью

Характерные черты философии Нового времени Возвышение разума, признание его высшей, самостоятельной, самодостаточной
человека
Вера в разум как инструмент решения всех индивидуальных и коллективных проблем и разумность человека,
Вера в социальный и научно-технический прогресс
Опора на научные достижения и стремление превратить философию в строгую науку
Нарастание противостояния и борьбы двух основных направлений – идеализма и материализма
Убежденность в том, что истинные знания, полученные наукой, касающиеся мироустройства, общества и человека, – сила, способная сама по себе изменить и мир, и самого человека

Слайд 66

Философы – ученые XVII-XVIII веков

Философы – ученые XVII-XVIII веков

Слайд 67

Основные направления философии Нового времени

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк)
Сенсуализм (Локк)
Деизм

Основные направления философии Нового времени Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) Эмпиризм (Бэкон, Гоббс,
(Вольтер, Руссо, Джеферсон, Ньютон)
Дуализм (Декарт)
Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте)
Трансцендентальный идеализм (Кант)
Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель)
Материализм (Гоббс, Толанд, Коллинз, Гольбах)

Слайд 68

Основные темы размышлений философов Нового времени

Проблемы познания человеком окружающего мира и самого

Основные темы размышлений философов Нового времени Проблемы познания человеком окружающего мира и
себя
Проблема поиска ответа на вопрос о естественном происхождении общества и государства

Слайд 69

Государственный деятель периода правления Якова I (лорд-хранитель королевской печати)
Основные произведения: «Новый Органон»,

Государственный деятель периода правления Якова I (лорд-хранитель королевской печати) Основные произведения: «Новый
«Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII».
Самое известное изречение:
«Знание есть сила, сила есть знание».

Френсис Бэкон
(1561-1626)

Эмпиризм XVII века

Слайд 70

Основные произведения: «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651),«О теле» (1655), «О человеке» (1658)
Посещал

Основные произведения: «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651),«О теле» (1655), «О человеке» (1658)
Францию, Италию, Швейцарию.
Был знаком с П. Гассенди и Г. Галилеем.
В 1682 году книга «Левиафан» была публично сожжена в Оксфордском университете.
Самое известное изречение: «Человек человеку - волк».

Томас Гоббс
(1588-1679)

Эмпиризм XVII века

Слайд 71

Английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.
Основные произведения: «Опыт о человеческом разумении», «Два

Английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Основные произведения: «Опыт о
трактата о правлении», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании»
Наиболее известное изречение: «Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию».

Джон Локк
(1632-1704)

Эмпиризм XVII века

Слайд 72

Рационализм XVII века

Основные труды: «Рассуждение о методе», «Размышления о философии», «Первоначала философии».
После

Рационализм XVII века Основные труды: «Рассуждение о методе», «Размышления о философии», «Первоначала
смерти мыслителя его основные сочинения были внесены в «Индекс запрещенных книг», а  Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Наиболее известное изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую»

Рене Декарт
(1596-1650)

Слайд 73

Рационализм XVII века

Зарабатывал на жизнь шлифовкой линз.
Основные произведения: «Этика, доказанная в геометрическом

Рационализм XVII века Зарабатывал на жизнь шлифовкой линз. Основные произведения: «Этика, доказанная
порядке и разделенная на пять частей»; «Богословско-политический трактат».
Похоронен в общей могиле.
Самое известное изречение: «Свобода есть познанная необходимость».

Бенедикт Спиноза
(1632-1677)

Слайд 74

Немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.
Основные работы:

Немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основные
«Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология».
Наиболее известное изречение: «Настоящий мир — лучший из миров».

Рационализм XVII века

Готфрид Лейбниц
(1646-1716)

Слайд 75

Субъективный идеализм

Шотландский философ, историк, экономист, публицист.
Основные труды: «Трактат о человеческой природе», «Исследование

Субъективный идеализм Шотландский философ, историк, экономист, публицист. Основные труды: «Трактат о человеческой
о человеческом познании», «Диалоги о естественной религии».
Самое известное изречение: «Вещь — это комплекс моих ощущений»

Дэвид Юм
(1711-1778)

Слайд 76

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия

Слайд 77

Общая характеристика школы

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант.
К школе причисляют

Общая характеристика школы Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант. К школе
также: Фихте, Шеллинга, Гегеля и (как правило) Фейербаха.
Главная особенность немецкой классики: идеализм и рационализм.
Условный период существования школы: середина XVIII в. – середина XIX в.

Слайд 78

Иммануил Кант и немецкая классическая философия

Родился и умер в Кенигсберге.
Был

Иммануил Кант и немецкая классическая философия Родился и умер в Кенигсберге. Был
профессором Кенигсберского университета.
Наиболее важные произведения: «Критика практического разума», «Метафизика нравственности», «Спор факультетов», «К вечному миру», «Антропология с прагматической точки зрения», «О мнимом праве лгать из человеколюбия».
Наиболее разработанные разделы философии: гносеология и этика

И. Кант
(1724-1804)

Слайд 79

Гносеологическая концепция Канта

Кант, в отличие от Юма, признает существование вещей как аксиому,

Гносеологическая концепция Канта Кант, в отличие от Юма, признает существование вещей как
но настаивает на принципиальной невозможности для человека познать природу и сущность «вещей в себе»: человек познает не сущность, а явление вещи.
Кант исследует познавательный процесс, исследуя три уровня познания: чувственность, рассудок и разум.
По мнению Канта, разум человека антиномичен: способен одновременно приходить к двум противоречивым суждениям (антиномиям).
Наиболее известные три антиномии: бесконечности-конечности мира; существования – несуществования свободы; бытия – небытия Бога.

Слайд 80

«Категорический императив» - центральное понятие этической концепции Канта

«... поступай только согласно такой

«Категорический императив» - центральное понятие этической концепции Канта «... поступай только согласно
максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом…»
ИЛИ
«... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»