История русской православной церкви

Содержание

Слайд 2

Тема 6: Русская Православная Церковь в эпоху Николая I (1825-1855)

Тема 6: Русская Православная Церковь в эпоху Николая I (1825-1855)

Слайд 3

Император Николай I (1796–1855) :
Семейное воспитание: родился за несколько месяцев до кончины

Император Николай I (1796–1855) : Семейное воспитание: родился за несколько месяцев до
Екатерины II и вступления на престол Павла Петровича - не испытал влияния императрицы Екатерины.
2. Образование:
общественно-гуманитарное – лучшие ученые времени: правоведы М.А. Балугьянский и В.Г. Кукольник, экономист А.К. Шторх, историк и философ Ф.П. Аделунг; но они не смогли сделать из Николая серьезного ценителя современной учености и образованности. Мнение Николая I: великим князьям были скучны занятия, и они мало что из них выносили.

Слайд 4

Император Николай I (1796–1855) :
3. Религиозное образование:
Крестил протоиерей Савва Исаев (при

Император Николай I (1796–1855) : 3. Религиозное образование: Крестил протоиерей Савва Исаев
Павле I отстранен от двора).
С 1799 г. законоучитель - протоиерей Павел Криницкий, выпускник Киевской Академии, 8 лет прослуживший в русском храме в Париже (с 1808 г. – духовник Александра I и всей царской семьи);
став императором, избрал духовником прот. Николая Музовского (в 1817 г. учил русскому языку и основам православного вероучения принцессу Шарлоту, невесту Николая; † 1848 ); разделял военные интересы Николая I, единственный в истории Русской Церкви прецедент совмещения в одном лице царского духовника и обер-священника Главного штаба гвардейского и гренадерского корпусов;
С 1848 г. духовник императора и царской семьи - протопресвитер Василий Бажанов, выпускник СПбДА и бывший профессор МДА.

Слайд 5

Личная религиозность императора Николая I
и его отношение к церковной жизни:
«В отношении религии

Личная религиозность императора Николая I и его отношение к церковной жизни: «В
моим детям было лучше, чем нам (самому Николаю и его брату Михаилу), которых учили только креститься в известное время обедни, да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делалось в нашей душе».
«Если я имею какие сведения о религии и Церкви, то обязан ими брату Александру, а не законоучителю своему»
Не знал религиозных исканий, сомнений и экстазов, апокалиптических восторгов и испугов, не питал симпатий к увлечению западной мистикой, сохранял известную духовную трезвость и строгую верность православию.
Был искреннее благочестив, желал «простой веры»: «как верит русский простолюдин». Желание простоты в духовной жизни иногда оборачивалось упрощением и приводило к нецерковным решениям проблем.

Слайд 6

Богословская концепция православной российской монархии:
Святитель Филарет (Дроздов), слово на день рождения императора

Богословская концепция православной российской монархии: Святитель Филарет (Дроздов), слово на день рождения
(25 июня 1851 г.) : «Бог по образу Своего небесного Единоначалия устроил на земле царя, по образу Своего Вседержительства — царя самодержавного, по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века — царя наследственного».
Убеждение императора Николая, что Бог всегда пребывает с ним и с Россией - императорские манифесты: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог!»; «С нами Бог! никто же на ны!»

Слайд 7

О Николай, народов победитель, Ты имя оправдал свое! Ты победил! Ты, господом воздвигнутый воитель, Неистовство врагов

О Николай, народов победитель, Ты имя оправдал свое! Ты победил! Ты, господом
его смирил... Настал конец жестоких испытаний, Настал конец неизреченных мук. Ликуйте, христиане! Ваш бог, бог милостей и браней, Исторг кровавый скиптр из нечестивых рук.
Тебе, тебе, послу его велений – Кому сам бог вручил свой страшный меч, – Известь народ его из смертной тени И вековую цепь навек рассечь...
Ф.И. Тютчев. Императору Николаю I
<Из Людвига Баварского>

Слайд 8

Нет, я не льстец, когда Царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро,

Нет, я не льстец, когда Царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства
честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный.
Тому, кого карает явно,
Он тайно милости творит…
А.С. Пушкин. Императору Николаю I
<Из «Моим друзьям»>

Слайд 9

Архиереи эпохи:
1. Московская кафедра:
архиепископ (с 1826 митрополит) Филарет (Дроздов) (1821-†1867)
2. С-Петербургская и

Архиереи эпохи: 1. Московская кафедра: архиепископ (с 1826 митрополит) Филарет (Дроздов) (1821-†1867)
Новгородская кафедра:
митрополит Серафим (Глаголевский) (1821-†1843);
митрополит Антоний (Рафальский) (1843–1848);
митрополит Никанор (Клеменьтевский) (1848–1856)
3. Киевская кафедра:
митрополит Евгений (Болховитинов) – до 1837 г.;
митрополит Филарет (Амфитеатров) (1837–1857)
4. Значимые архиереи других кафедр:
архиепископ Иннокентий (Борисов) Херсонский
архиепископ Антоний (Амфитеатров) Казанский
архиепископ Филарет (Гумилевский) Черниговский

Слайд 10

Обер-прокуроры:
князь П. С. Мещерский (1817–1833);
С. Д. Нечаев (1833-1836);
граф Н. А. Протасов

Обер-прокуроры: князь П. С. Мещерский (1817–1833); С. Д. Нечаев (1833-1836); граф Н. А. Протасов (1836-1855).
(1836-1855).

Слайд 11

Основа государственной политики при правлении Николая I : «самодержавие, православие и народность»

Основа государственной политики при правлении Николая I : «самодержавие, православие и народность»
(по словам министра Народного просвещения графа С. С. Уварова (1833–1849)).
Император служил своему народу, Церкви, православной вере, как он понимал это служение.
1850 г. итоговый отчет обер-прокурора Святейшего Синода гр. Н. А. Протасова за 25-летие царствования:
прибавилось 13 епархий и 7 викариатств (к 1855 – еще 2 епархии);
число монашеских обителей выросло от 460 до 600 (включая бывшие униатские);
учреждена новая - Казанская - духовная академия, 8 духовных семинарий (к 1855 г. еще 3); в целом число духовно-учебных заведений возросло с 340 до 421;
в православие обратилось свыше 700 тыс. чел., не считая присоединения униатов;
расходы по духовному ведомству возросли (с 671 237 до 3 804 300 руб.)

Слайд 12

Кодификация Русского законодательства 1832 г.
Первый Свод законов Российской империи.
40 ст.: Православная

Кодификация Русского законодательства 1832 г. Первый Свод законов Российской империи. 40 ст.:
Церковь является господствующей в Российской империи, следовательно, пользуется рядом привилегий.
Иноверцам категорически запрещалось вести пропаганду своего учения на территории Российского государства; наоборот, православная миссия среди иноверцев всячески поощрялась, хотя были и особенности в зависимости от регионов. Детей в смешанных браках крестили в Православии. Выход из Православия или принуждение к такому шагу наказывался в судебном порядке.
Российский император обязан принадлежать к православному исповеданию, его Священное коронование совершалось через помазание, во время коронования император должен был читать Символ веры и обещать жить по заповедям Господним.

Слайд 13

42 ст. - разъяснение загадочной фразы о российском императоре как «Главе Церкви»,

42 ст. - разъяснение загадочной фразы о российском императоре как «Главе Церкви»,
включенную императором Павлом I в акт 1797 г. о наследовании престола: «Император яко христианский государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния».
45 ст. : определено и значение Святейшего Синода: «В церковном управлении самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного».
-

Слайд 14

42 ст. - разъяснение загадочной фразы о российском императоре как «Главе Церкви»,

42 ст. - разъяснение загадочной фразы о российском императоре как «Главе Церкви»,
включенную императором Павлом I в акт 1797 г. о наследовании престола: «Император яко христианский государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния».
45 ст. : определено и значение Святейшего Синода: «В церковном управлении самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного».
-

Слайд 15

Униатство на территории Российской империи в первой половине XIX в.
Отношения с

Униатство на территории Российской империи в первой половине XIX в. Отношения с
униатами – одна из специфических проблем Православной Российской Церкви в синодальный период, обострившаяся после разделов Польши.
Три тенденции внутри униатов к началу XIX в:
1) усиление латинизации униатства;
2) стремление к сохранению восточного обряда с освобождением от латинизмов («чистота унии»);
3) стремление к воссоединению с Православной Церковью.
Дополнительная проблема внутри униатства – и раскол между приходским униатским духовенством и базилианскими монахами, как по состоянию, так и по отношению к католичеству.

Слайд 16

Итоги царствования Александра I в отношении к униатам:
определенный успех пролатинского направления: по

Итоги царствования Александра I в отношении к униатам: определенный успех пролатинского направления:
сведениям польских историков, возможно, преувеличенным, восточный обряд оставили около 200000 человек;
ряд указов русского правительства, препятствовавших дальнейшим переходам униатов в католичество;
1804 г.: в Римско-католическую коллегию, которой подчинялись униаты в России, наряду с 8 католическими членами, введены 4 униата; 1805 г.: она была разделена на 2 департамента: католический и униатский;
титул митрополита униатской Церкви в России получил ревнитель «чистой» унии преосв.й Ираклий (Лисовский);
1809 г.: униатская Церковь на территории России разделена на четыре новых епархии: Виленскую, Полоцкую, Луцкую, Брестскую (без согласования с Римом).

Слайд 17

События в белорусском и литовском униатстве 1820-30-х гг.:
1827 г.: записка униатского свящ.

События в белорусском и литовском униатстве 1820-30-х гг.: 1827 г.: записка униатского
Иосифа Семашко, члена Греко-униатского департамента: опасности для униатства и предложения;
1828 г.: указ правительства: для управления униатами в России образована особая Греко-униатская коллегия; униатские епархии преобразованы в две - Литовскую (митрополит Иосафат (Булгак)) и Белорусскую (епископ Иаков (Мартушевич), викарий - епископ Иосиф (Семашко)); базилианские монастыри подчинены епархиальным архиереям и духовным консисториям; в каждой из двух епархий открыта семинария для униатского юношества.
1831 г.: польское восстание дало повод закрыть базилианские монастыри и передать их Православной Российской Церкви (ослабление пролатинского направления в униатстве).
1832 г.: Д. Н. Блудов назначен министром внутренних дел, униатская коллегия перешла в ведомство этого министерства.
1833 г.: в Полоцке была открыта православная епархия (епископ Смарагд (Крыжановский).
1833 г.: после смерти еп. Иакова митр. Иоасафат (Булгак) перемещен на Белорусскую епархию, а еп. Иосиф (Семашко) поставлен на Литовскую.

Слайд 18

События в белорусском и литовском униатстве 1820-30-х гг.:
1827 г.: записка униатского свящ.

События в белорусском и литовском униатстве 1820-30-х гг.: 1827 г.: записка униатского
Иосифа Семашко, члена Греко-униатского департамента: опасности для униатства и предложения; внимание к записке товарища министра Народного просвещения Д. Н. Блудова, которому был поручен надзор за Главным управлением иностранных исповеданий, и самого Николая I.
1828 г.: указ правительства: для управления униатами в России образована особая Греко-униатская коллегия; униатские епархии преобразованы в две - Литовскую (митрополит Иосафат (Булгак)) и Белорусскую (епископ Иаков (Мартушевич), викарий - епископ Иосиф (Семашко)); базилианские монастыри подчинены епархиальным архиереям и духовным консисториям; в каждой из двух епархий открыта семинария для униатского юношества.
1831 г.: польское восстание дало повод закрыть базилианские монастыри и передать их Православной Российской Церкви (ослабление пролатинского направления в униатстве).
1832 г.: Д. Н. Блудов назначен министром внутренних дел, униатская коллегия перешла в ведомство этого министерства.
1833 г.: в Полоцке была открыта православная епархия (епископ Смарагд (Крыжановский).
1833 г.: после смерти еп. Иакова митр. Иоасафат (Булгак) перемещен на Белорусскую епархию, а еп. Иосиф (Семашко) поставлен на Литовскую.

Слайд 19

Присоединение белорусских и литовских униатов 1839 г.:
Два плана воссоединения униатов: 1) епископа

Присоединение белорусских и литовских униатов 1839 г.: Два плана воссоединения униатов: 1)
Смарагда, поддержанный Синодом: воссоединять небольшими группами, опираясь на активность православного епископата; 2) епископа Иосифа (Семашко), поддержанный Блудовым: воссоединять медленно, но целыми епархиями, с предварительным привлечением к плану воссоединения униатского приходского священства (куда пастырь – туда и паства).
Для согласования планов в 1835 г. образован Секретный комитет по униатским делам в составе трех православных епископов, Иосифа (Семашко), Иосафата (Булгака), трех гражданских чиновников, обер-прокурора Нечаева и Блудов.
В феврале 1838 г. умер митрополит Иосафат (Булгак), во главе Униатской коллегии был поставлен Иосиф (Семашко), вопрос о назначении униатского митрополита остался открытым.
1 декабря 1838 г. - записка Иосифа (Семашко) с предложением немедленного воссоединения униатов с Православной Церковью (775 священнослужителей Литовской епархии готовы принять воссоединение, остальные 160 — ненадежны, и требовать от них подписи бессмысленно).

Слайд 20

Присоединение белорусских и литовских униатов 1839 г.:
Согласие Московского и Киевского митрополитов с

Присоединение белорусских и литовских униатов 1839 г.: Согласие Московского и Киевского митрополитов
мнением преосвященного Иосифа, план воссоединения святителя Филарета (Дроздова): соотнесение церковной и государственной составляющих в присоединении.
12 февраля 1839 г. – собор униатских епископов в Полоцке (преосвященный Иосиф (Семашко), его викарий епископ Антоний (Зубко) и епископ Полоцкий Василий (Лужицкий)); акт о возвращении униатов в лоно православия по указанному порядку утвердили Синод и император.
Грамота Синода о воссоединении публично оглашена в Витебске, 15 мая, в день Пятидесятницы митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым) (иллюстрация слов праздничного кондака: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа»).
Большинство униатского духовенства перешло в православие, большая часть белорусских крестьян приняли воссоединение; центрами сопротивления стали базилианские монастыри, особенно женские, и их сопротивление продолжалось вплоть до 1855 г.

Слайд 21

Присоединение белорусских и литовских униатов 1839 г.:
Святейший Синод образовал три новых православных

Присоединение белорусских и литовских униатов 1839 г.: Святейший Синод образовал три новых
епархии: Литовскую с центром в Вильне, Полоцкую с центром в Витебске и Могилевскую; на первой остался архиепископ Иосиф (Семашко), возглавлявший ее до своей кончины в 1868 г., с 1852 г. в сане митрополита, на Полоцкую был поставлен епископ Василий (Лужицкий), Могилевскую занял епископ Исидор (Никольский).
Греко-униатская коллегия существовала до 1843 г.
Папа Григорий XVI опротестовал воссоединение на заседании Консисториальной конгрегации 22 ноября 1839 г., на письменный протест папы император Николай I не ответил ничего конкретного.
НО!!! Воссоединение 1839 г. не решило проблему униатов во всей полноте: униаты оставались на территории России в Холмской области и в Галиции. Воссоединение первых произошло в 1870-х гг., последних — уже в 1940-х гг.

Слайд 22

Состояние старообрядчества к началу царствования Николая I:
значительно укрепились старообрядческие центры: в начале

Состояние старообрядчества к началу царствования Николая I: значительно укрепились старообрядческие центры: в
ХIХ в. московская Рогожская община включала около 120 тыс. человек, имела 12 священников и 4 диаконов. В 1820–30-х гг. в раскол перешло 200 беглых священников;
деятельность старообрядческих предпринимателей стала важным фактором экономики России: кланы Рахмановых, Кузнецовых, Рябушинских, Громовых, Гучковых, Шелапутиных, Ямщиковых, Морозовых обладали огромными капиталами.
Эти центры стали центрами старообрядчества - П. И. Мельников : «Пропаганда его происходила не в часовнях и келиях Рогожского и Преображенского кладбищ, а на фабриках, заводах, в лавках и магазинах…Развитие околомосковской фабричной промышленности приносило громадную пользу России в экономическом отношении, но по стечению обстоятельств принесло в то же время большой ущерб Православной Церкви».

Слайд 23

Изменение политики государства
по отношению к старообрядчеству:
1826 г.: общины раскольников, прежде всего,

Изменение политики государства по отношению к старообрядчеству: 1826 г.: общины раскольников, прежде
Рогожское и Преображенское кладбища в Москве поставлены под надзор; богослужения староверческих общин могли совершаться только внутри храмов и часовен, причем без посторонних лиц.
1827 г.: Комитет министров запретил старообрядческим священникам совершать переезды из одного уезда в другой.
1834 г.: священникам из провинции запрещено появляться на Рогожском кладбище, предписано не принимать в общины беглых попов; староверческое венчание не признавалось государством, не давало права на получение наследства.
Первая половина 1840-х гг.: запечатано 102 молитвенных дома, 147 разрушено, 12 переданы Православной Церкви.
ИТОГ: крайнее обострение проблемы священства у старообрядцев-поповцев.

Слайд 24

Белокриницкая иерархия
В 1839 г. в старообрядческом поселке Белая Криница (Австрийская империя )

Белокриницкая иерархия В 1839 г. в старообрядческом поселке Белая Криница (Австрийская империя
предпринята попытка обрести архиерея.
Инок Павел (Великодворский): сбор денежных средств, прошение к австрийскому императору о создании епископской кафедры. Поддержка влиятельных иезуитов; декрет австрийского императора 1844 г. о разрешении основать монастырь в Белой Кринице и открыть въезд в него иерархов из-за границы.
Экспедиция инока Павла и монаха Алимпия (Милорадова) с целью поисков архиерея (Славония, Далмация, Палестина, Сирия, Египет). Итог: в Константинополе найден митрополит Амвросий (Паппа-Георгополи Амирей) Босно-Сараевский, удаленный по доносу со своей кафедры и живший на небольшую пенсию.
Преосвященный Амвросий обещал (за деньги) перейти в старообрядчество и поставить «в наместника себе другого архиерея».

Слайд 25

Белокриницкая иерархия
Вопрос о чине присоединения: инок Павел (Великодворский) вкупе с преосвященным Амвросием

Белокриницкая иерархия Вопрос о чине присоединения: инок Павел (Великодворский) вкупе с преосвященным
- третий чин (отречение от ересей и покаяние), зарубежные же староверы - второй чин (отречение от ересей и миропомазание). Старообрядческий собор, собранный по этому вопросу в октябре 1846 г. решение о принятии через миропомазание.
Чин проклятия ересей «переведен на греческие литеры» с выговором «слов по-русски», перед таинством преосв. Амвросий исповедался у старообрядческого иеромонаха Иеронима, хотя тот не знал греческого, а Амвросий – русского языка. Присоединение – 28 октября 1846 г. (7354 г. «от сотворения мира»).
В 1847 г. преосвященный Амвросий поставил в епископа с. Майнос (Турция), наместника Белокриницкой митрополии, дьяка (уставщика) Киприана Тимофеева, получившего в монашестве имя Кирилла, и вместе они поставили третьего архиерея — епископа Славского Аркадия (Дорофеева) для турецких староверов. Таким образом была учреждена Белокриницкая или Австрийская иерархия.

Слайд 26

Реакция на учреждение Белокриницкой иерархии:
Каноническое послание русского Святейшего Синода в Константинополь: просьба

Реакция на учреждение Белокриницкой иерархии: Каноническое послание русского Святейшего Синода в Константинополь:
принять меры к возвращению Амвросия или подвергнуть его церковному осуждению – уведомление Константинопольской Патриархии Карловацкому сербскому митрополиту Иосифу (Раячичу) о недопустимости архиерейского служения преосвященного Амвросия в Австрии, а самому старообрядческому митрополиту — указание на его каноническое преступление: он совершал архиерейские священнодействия, в том числе, рукоположения, не имея на то разрешения своего Первоиерарха.
Российская государственная власть: требование Николая I к австрийским властям закрыть Белокриницкий монастырь, угроза - разрыв дипломатических отношений - митрополит Амвросий вызван во Львов, переправлен в Вену, где ему было предъявлено девять обвинений.
Митрополиту Амвросию не разрешили вернуться в Буковину, поселив в Цилли (современная Словения) под домашним арестом, где его навещали старообрядцы. После кончины (1863) похоронен на греческом кладбище в Триесте (Италия), заочное отпевание в Белой Кринице; в 1996 г. на Всемирном соборе старообрядцев Белокриницкого согласия причислен к лику святых, в 2000 г. его останки были перенесены в старообрядческий собор г. Брэила (Румыния).
Имя файла: История-русской-православной-церкви.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0