Казацкая слобода

Содержание

Слайд 2

Возникновение пригородной Казацкой слободы связано с восстановлением воеводой Иваном Полевым и головой

Возникновение пригородной Казацкой слободы связано с восстановлением воеводой Иваном Полевым и головой
Нелюбом Огаревым по указу царя Федора Иоанновича Курской крепости на границе Русского царства в 1596 году. В приграничный город у «сторожевой черты» из Москвы и других городов в Курск для защиты крепости переводились в числе других служивых людей и казаки, несшие службу на своем коне и со своим оружием. Потом коренное население слободы состояло из бывших государственных крестьян, владевших землей на общинном праве. В 1626 году в Курске и уезде служило: детей боярских — 864 человека, казаков — 299 человек, стрельцов — 200 человек, пушкарей и других — 39 человек.

Слайд 3

Первоначально Казачья слобода располагалась около Курского острога. До 1782 года, когда Курск

Первоначально Казачья слобода располагалась около Курского острога. До 1782 года, когда Курск
получил градостроительный план, утвержденный Екатериной II, слобода размещалась западнее реки Кур до нынешней улицы Советской, занимая пространство по обе стороны современной улицы Большевиков. В 1762—1767 годах на самой северной окраине Казацкой слободы, «на гумнах», была возведена каменная церковь Вознесения с приделом Архангела Михаила, длительное время служившая единственным приходским храмом для жителей Казацкой слободы

Слайд 4

В 1887—1888 годы на средства прихожан и жертвователей был возведён Храм Вознесения

В 1887—1888 годы на средства прихожан и жертвователей был возведён Храм Вознесения
Господня, при этом в него был перенесён престол из церкви Вознесения с приделом Архангела Михаила, после чего последняя стала называться Михайловской.По переписи 1897 года в Казацкой слободе насчитывалось уже 7682 человека. После Октябрьской революции в ней проживало 9112 человек. Общее количество дворов было 1216. Земледелием занимались 600 человек, а остальные — ремёслами.Казацкая слобода административно относилась к Курскому уезду, являясь центром одноимённой волости. В Казацкую волость входили деревни Гремячий Колодезь (Гремячка), Долгий Колодезь (Татариново), Поповка и слобода Пушкарная.После Октябрьской революции был создан Казацкий сельсовет. 22 мая 1921 года в Казацкую волость включены населённые пункты, входившие в Стрелецкую волость. 14 июня 1924 года Казацкая волость упразднена, а её территория включена в Ямскую волость. 30 июля 1928 года Ямская волость была упразднена, а Казацкий сельсовет был включён в состав Курского района, в январе 1935 года Курский район был разделён на три района и Казацкий сельсовет вошёл в состав Стрелецкого района. По указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 года Казацкая слобода вошла в городскую черту Курска став частью Дзержинского района, одновременно в черту города Курска была включена и Пушкарная слобода и Казацкий сельсовет был упразднён.

Слайд 5

Китель Бекеши (пальто) Черкеска Башлык — капюшон с длинными концами. «По тому, как завязывался башлык, можно

Китель Бекеши (пальто) Черкеска Башлык — капюшон с длинными концами. «По тому,
было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы были заброшены за спину — казак на отдыхе»[1]. Бурка Брюки, шаровары Рубашка: Косоворотка, Гимнастерка, Бешмет Папаха Кубанка Фуражка

Одежда Казаков

Слайд 6

Знаки отличия

Лампас — цветная нашивка на боковом шве брюк (шаровар), обозначает принадлежность к

Знаки отличия Лампас — цветная нашивка на боковом шве брюк (шаровар), обозначает
войсковому казачьему сословию, а цвет указывает на принадлежность к конкретному войску, обычно совпадая по цвету с околышем фуражки и верхом папахи. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно[1].Серьги — означали место в роду. «Напри­мер, единственный сын у мате­ри носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серь­ги означали единственного ре­бенка у родителей»[1].

Слайд 7

Ша́шка (от адыгского/черкесского «сэшхуэ» или «са́шхо» — «большой» или «длинный нож»)[8] — длинноклинковое рубяще-колющее

Ша́шка (от адыгского/черкесского «сэшхуэ» или «са́шхо» — «большой» или «длинный нож»)[8] —
холодное оружие. Клинок однолезвийный, слабо изогнутый, у боевого конца двулезвийный, длиной менее 1 метра (в России стояли на вооружении различные модели шашек с длиной клинка от 81 до 88 см, исконные черкесские были ещё легче и короче). Эфес обычно состоит только из рукояти с загнутой, обычно раздваивающейся головкой, без крестовины (гарды), что является характерным признаком этого вида оружия. Ножны деревянные, обтянутые кожей, с кольцами, или одним кольцом, для портупеи на выгнутой стороне. Известны шашки двух видов: шашки с дужкой, внешне похожие на сабли, но таковыми не являющиеся (драгунский тип), и более распространённые шашки без дужки (кавказский и азиатский типы).

Оружие

Слайд 8

После утверждения плана города 1782 года Казацкая слобода была перенесена на другие

После утверждения плана города 1782 года Казацкая слобода была перенесена на другие
земли, ранее используемые как сельскохозяйственные угодья. На новом месте казаки стали заниматься не только земледелием, но и городскими промыслами. Сохранились заметки очевидца жизни Казацкой слободы того времени:Определенная часть населения слободы продолжала заниматься хлебопашеством и садоводством. Существует предание, что во время визита в Курск императрицы Екатерины II летом 1787 года житель Казацкой слободы преподнес ей корзину яблок, отлично сохранившихся от урожая прошлого года. Попробовав яблоко, императрица спросила у него, как называется этот сорт. Крестьянин признался, что дерево выросло у него из семечка и он не знает, что это за сорт. В благодарность слободчанин получил от императрицы 100 рублей. Екатерина II приказала каждый год доставлять в Зимний дворец такие яблоки, которым она дала название «Добрый крестьянин». Позже этот сорт, относящийся к разновидности курской антоновки, широко разводился в Курске[7].

Занятия

Слайд 9

Согласно однодневной переписи населения города Курска и его пригородных слобод 1865 года,

Согласно однодневной переписи населения города Курска и его пригородных слобод 1865 года,
в Казацкой слободе на тот момент насчитывалось 2866 мужчин и 3033 женщины, основную часть её населения составляли русские. Хлебопашеством занимались 860 человек, сапожников было 135 , портных — 40, шубников — 50, кузнецов — 66, столяров — 14, бондарей — 14, печников — 13. В торговле было занято 62 человека. Женщины занимались изготовлением пряжи, тканием холста или домашним хозяйством. Нищенствовало 13 человек. Среди мужчин было 343 грамотных, а среди женщин — только 24. В гимназиях учились четверо подростков, в училищах — 15 детей, а ещё 69 детей брали уроки на дому или у дьячков[1].

Слайд 10

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи,

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи,
поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: 1.     Уважительное отношение к старшим. 2.     Безмерное почитание гостя. 3.     Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Традиции и обычаи казаков  

Слайд 11

Казаки стриглись в «скобку», когда волосы подстригались в кружок — одинаково спереди

Казаки стриглись в «скобку», когда волосы подстригались в кружок — одинаково спереди
и сзади. Эта прическа называлась «под горшок», «под арбузную корку» и т. д. Обычай стричь волосы выделял казаков из среды хазар и, впоследствии, половцев, которые носили косы. Срезанные волосы в правилах всех древнейших магий имеют огромную силу, поэтому их тщательно прятали: закапывали в землю, опасаясь, что волосы попадут к врагу и тот совершит над ними заклинания, причиняющие порчу. Во всех казачьих землях сохранился древнейший обычай первой стрижки ребенка. Когда мальчику исполняется год, крестная мать, в окружении женщин-родственниц, но без матери родной, которая не присутствует и при крещении ребенка, усаживает его на кошму и первый раз в жизни стрижет.
Имя файла: Казацкая-слобода.pptx
Количество просмотров: 135
Количество скачиваний: 0