Кром М.М. Рождение государства: Московская Русь XV—XVI. Глава 9. Идейные основы Московского государства

Содержание

Слайд 2

Идеи

Эти идеи скрепляли фундамент Московского государства и служили оправданием его внешней и

Идеи Эти идеи скрепляли фундамент Московского государства и служили оправданием его внешней
внутренней политики

«Христолюбивое
российское царствие»

«Вотчинный государь» и его «холопы»

«Дело государево и земское»

Слайд 3

«Христолюбивое российское царствие»

Обязанности главы всего православного мира: блюсти православие, не обижать церкви

«Христолюбивое российское царствие» Обязанности главы всего православного мира: блюсти православие, не обижать
и монастыри, искоренять людские пороки.
Глава православного мира, приняв «скыпетр царствиа» от Бога, должен стараться угодить Всевышнему.

Слайд 4

«Христолюбивое российское царствие»

Крупные церковные авторитеты: Иосиф Волоцкий и Филофей Псковский
После падения Константинополя

«Христолюбивое российское царствие» Крупные церковные авторитеты: Иосиф Волоцкий и Филофей Псковский После
роль главного защитника православия досталась Ивану III
Иосиф Волоцкий и Филофей Псковский постоянно напоминали государю Василию III о его христианских обязанностях
Усвоив идеи божественного происхождения царской власти, ответственности государя перед Богом за соблюдение чистоты веры и поведение своих подданных, Грозный пошел гораздо дальше своих учителей в утверждении неограниченности царской власти

Слайд 5

Иван Грозный

Подданным Грозного было не суждено насладиться «тихим и безмолвным житием».
Иван

Иван Грозный Подданным Грозного было не суждено насладиться «тихим и безмолвным житием».
IV не желал больше слушать ничьих поучений. Запретил он и обычай «печалования» за опальных, которым по традиции пользовались предстоятели Русской церкви: этот запрет был одним из условий введения опричнины. Когда же митрополит Филипп (Колычев), повинуясь пастырскому долгу, осмелился нарушить повеление царя и возвысил свой голос против опричных бесчинств, он был лишен сана и заточен в монастырь, а год спустя умерщвлен Малютой Скуратовым.
Опричнина была аномалией, нарушением привычного порядка отношений царя и его подданных. Традиционная система этих взаимоотношений подчиняла его некоторым мягким формам контроля, включая разнообразные «поучения», которые великому князю или царю приходилось выслушивать от влиятельных церковных деятелей по тем или иным поводам, а также право «печалования», которым митрополиты при поддержке бояр активно пользовались вплоть. Но, разумеется, такому деспоту, как Иван IV, даже подобные мягкие формы контроля казались недопустимым ограничением его державной воли.

Слайд 6

«Вотчинный государь» и его «холопы»

Грозный превратил любое политическое преступление в тяжкий грех

«Вотчинный государь» и его «холопы» Грозный превратил любое политическое преступление в тяжкий
богоотступничества
Иван IV использовал понятия, которые перешли из хозяйственно-бытовой сферы в политико-правовую: «вотчина», «государь», «холоп»
Иван Васильевич ввёл понятие «вотчинный», т. е. наследственный – в таком случае государь занимал более высокое место в иерархии правителей, чем выборный

Слайд 7

«Вотчинный государь» и его «холопы»

Та же «вотчинная» терминология использовалась Грозным при описании

«Вотчинный государь» и его «холопы» Та же «вотчинная» терминология использовалась Грозным при
отношений со своими подданными
Именование служилых людей «холопами» появилось в конце XV века
Переходы бояр и слуг от одной враждующей стороны к другой стали рассматриваться как измена и караться соответствующим образом
Переход с великокняжеской службы на службу в один из уделов был возможен только с санкции государя, а побег за границу однозначно считался изменой
Бояре и дети боярские оказались в сильной личной зависимости от великого князя

Слайд 8

«Вотчинный государь» и его «холопы»

Это уничижительное именование носило этикетный характер и употреблялось

«Вотчинный государь» и его «холопы» Это уничижительное именование носило этикетный характер и
только в одном контексте — при обращении боярина или иного служилого человека к государю
Духовные лица по отношению к царю именовали себя его «богомольцами», а крестьяне — «сиротами»
Русские вельможи того времени не были «рабами» князя