Культура Древнего Египта. Иллюстрированный словарь

Содержание

Слайд 2

Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране

Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране
сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и возрождения жизни.
Древние египтяне были народом, чрезвычайно ориентированным на жизнь, который в значительной мере пытался вытеснить мысль о возрасте и смерти. Вместо нее на первый план было поставлено представление о жизни в потустороннем мире и о возрождении.

Слайд 3

Мышление древнего египетского народа было не рационально - логическим, а образно -

Мышление древнего египетского народа было не рационально - логическим, а образно -
символическим. Действовал магический принцип, что все совершенные, великие вещи имеют отражение в чем-то малом, внешне невзрачном - как вверху, так и внизу, макрокосмос равен микрокосмосу. На этой основе жук-скарабей стал символом восходящего солнца, а небо могло быть изображено в качестве коровы. Таким же образом можно было посредством символических действий и рисунков оказывать влияние на важные процессы, происходящие в мире Богов и в потустороннем мире. Самим символам приписывалась присущая им внутренняя сила, что-то вроде сущности или души.

Слайд 4

Разновидностью клафта был немес — полосатый платок, в таком платке на фресках

Разновидностью клафта был немес — полосатый платок, в таком платке на фресках
и саркофагах изображали фараонов.

Все сословия носили клафт — платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми.

Слайд 6

УСКХ— большое ожерелье из нескольких рядов бус или воротник-оплечье символизирующее солнце.
Оно

УСКХ— большое ожерелье из нескольких рядов бус или воротник-оплечье символизирующее солнце. Оно
делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями

Слайд 7

Другие украшения

Типично египетские формы украшений: пектораль - нагрудное украшение, носимое на цепи

Другие украшения Типично египетские формы украшений: пектораль - нагрудное украшение, носимое на
или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов; и нечто наподобие парика, в котором вместо волос - пряди из золотых бусин или самоцветов.

Слайд 8

Пекторали

Основа – священные жуки-скарабеи

Пекторали Основа – священные жуки-скарабеи

Слайд 10

Клафт

Ускх

Трехвостый
бич

Схенти

Уас -изогнутый жезл

Урей

Урэй

Клафт Ускх Трехвостый бич Схенти Уас -изогнутый жезл Урей Урэй

Слайд 11

Поистине поразительным было мастерство ремесленников - ткачей, создававших прочную прозрачную ткань виссон,

Поистине поразительным было мастерство ремесленников - ткачей, создававших прочную прозрачную ткань виссон, которую называли "сотканный воздух".
которую называли "сотканный воздух".

Слайд 12

Мужчины носили передник схенти — повязку из широкого куска ткани, обернутую вокруг

Мужчины носили передник схенти — повязку из широкого куска ткани, обернутую вокруг
бедер и закрепленную поясом.
Схенти знатных людей изготавливали из плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти.

Слайд 13

И мужчины, и женщины носили калазирис — одежду, состоявшую из длинной рубашки,

И мужчины, и женщины носили калазирис — одежду, состоявшую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала.
плиссированной юбки и покрывала.

Слайд 14

Символический смысл «справедливость» имела перо в головном уборе судьи. В "Книге мёртвых",

Символический смысл «справедливость» имела перо в головном уборе судьи. В "Книге мёртвых",
описывающий последовательность погребального ритуала, рассказывается о том, как сердце умершего взвешивают на суде Осириса.
Сердце, не отягощенного грехами, должно было быть не тяжелее птичьего пера, положенного на вторую чашу весов.

Слайд 15

В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг,

В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг,
как символ вечности.
Их сочетание обозначает бессмертие.
Анкх может быть истолкован как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал (овал Исиды и крест Осириса), а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.
В иероглифическом письме этот знак символизировал "жизнь"; он же являлся частью слов "благосостояние" и "счастье". Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле.

Слайд 16

КОЛЬЦО ШЕН

Кольцо шен и одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Его часто изображают на настенных

КОЛЬЦО ШЕН Кольцо шен и одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Его часто изображают
картинах с божественными животными. Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

Слайд 17

Рен («имя») — в представлении древних египтян имя занимало очень важное место в

Рен («имя») — в представлении древних египтян имя занимало очень важное место
жизни человека, поскольку они верили, что оно в дальнейшем определяет судьбу человека. Потому имена часто давались в честь богов, склоняя их к проявлению милости по отношению к носителю имени. В некоторых случаях имя заменяет человека, а воздействие на имя - это воздействие на человека. Пока существует имя - человека помнят. Исчезает имя из памяти потомков, человек погружается в забвение и вечной жизни ему не будет. Потому фараоны периодически уничтожали имена своих врагов на памятниках и гробницах.

Слайд 18

Ка («двойник») — это жизненная энергия (способность совершать действия, здоровье, благополучие), которую создал

Ка («двойник») — это жизненная энергия (способность совершать действия, здоровье, благополучие), которую
бог Хнум; то, что отличает живое от мертвого. Уходит из тела Ка и тело становится мертвым. Однако, выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом. Потому тела и мумифицировались, чтобы поддерживать сущестование Ка. И пища оставалась в погребении. Ибо даже при жизни пищей подпитывается именно Ка, а не тело. Иногда Ка изображают как двойника человека. Боги и фараоны имели несколько Ка. Изображается в виде двух поднятых рук.

Слайд 19

Ба («душа», «жизненная сила») — сознание человека, личность, психика, душа; то, что дает

Ба («душа», «жизненная сила») — сознание человека, личность, психика, душа; то, что
индивидуальность. Изначально «ба» было присуще только фараонам и божествам, однако в Среднем царстве «ба» приписывается каждому человеку и даже поселению. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Могла свободно перемещаться между миром мертвых и живых. Индивидуальность-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти (выхода его Ка), Ба тоже толжно быть освобождено от тела путем специальных ритуалов. После них Ба находилась рядом с сердцем при его взвешивании Анубисом, затем, по мнению египтян, возносится на небо, но каждую ночь возвращается к телу умершего. Потому даже после смерти тело должно быть в сохранности. Ба могла изображаться как в виде птицы с человеческими руками и головой, так и в виде барана.

Слайд 20

УАС - египетский иероглиф, обозначающий власть. Изображается в виде жезла с
т-образным навершием

УАС - египетский иероглиф, обозначающий власть. Изображается в виде жезла с т-образным
и раздвоенным концом, который держат фараоны, боги и влиятельные чиновники. Также является характерным египетским иероглифом, означающим слово власть.

Слайд 21

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО - УАДЖЕТ

Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним –

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО - УАДЖЕТ Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним
это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение.
Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета.
В математике Око имело любопытную функцию – оно использовалось для обозначения дробей. Согласно одной из версий мифа, Сет разрезал вырванный глаз Гора на 64 части, поэтому неполное его изображение символизирует какое-то дробное число: зрачок – 1/4, бровь 1/8 и т.д.

Слайд 25

называется

Г

называется Г