Культура народов Восточного Средиземноморья: Финикия и Палестина

Содержание

Слайд 3

История и культура Финикии

История и культура Финикии

Слайд 4

Уже к концу 3­-го тыс. до н.э. здесь появились первые государства, центрами

Уже к концу 3­-го тыс. до н.э. здесь появились первые государства, центрами
которых были портовые города. Самыми крупными из них были Библ (современный Гебал), центр торговли с Египтом, Сидон и Тир (современный Сур), враждовавшие между собой.

Храм обелисков в Библе

Слайд 5

Терракотовый сосуд из Библа (1600-1200 гг. до н.э)

Найденная в Сидоне протома персидского быка

Терракотовый сосуд из Библа (1600-1200 гг. до н.э) Найденная в Сидоне протома персидского быка

Слайд 6

Считается, что именно финикийцы построили знаменитый храм царя Соломона в Иерусалиме.

Считается, что именно финикийцы построили знаменитый храм царя Соломона в Иерусалиме.

Слайд 7

Главными занятиями финикийцев были морская торговля и пиратство.

Ассирийский военный корабль (вероятно, построенный финикийцами)

Главными занятиями финикийцев были морская торговля и пиратство. Ассирийский военный корабль (вероятно,
с двумя рядами вёсел, рельеф из Ниневии, ок. 700 г. до н. э.

Слайд 8

Торговые пути финикийцев проходили по всему Средиземноморью, доходили до севера Европы и

Торговые пути финикийцев проходили по всему Средиземноморью, доходили до севера Европы и
юг а Африки, они основывали в разных местах свои колонии. Самой известной из них был основанный на севере Африки Карфаген

Слайд 9

Финикийские боги Ваал и Молох

Финикийские боги Ваал и Молох

Слайд 10

Финикийское письмо — одно из первых алфавитных письменностей в мире. Практически все

Финикийское письмо — одно из первых алфавитных письменностей в мире. Практически все
алфавитные письменности мира имеют корни именно в финикийском письме.

Слайд 11

Финикийцы распространили по Средиземноморью удобный материал для письма – папирус. Греки стали

Финикийцы распространили по Средиземноморью удобный материал для письма – папирус. Греки стали
называть книгу библион – так назывался пофиникийски папирус и их город.

Слайд 12

Истоки и начало древнееврейской культуры

Истоки и начало древнееврейской культуры

Слайд 13

Величайшим вкладом евреев в мировую культуру является создание иудаизма и Библии

Величайшим вкладом евреев в мировую культуру является создание иудаизма и Библии

Слайд 14

Основная масса населения Палестины этнически принадлежала к западносемитской группе (так называемые ханаанеяне,

Основная масса населения Палестины этнически принадлежала к западносемитской группе (так называемые ханаанеяне,
по еще одному названию Палестины –
Ханаан, или земля Ханаанская).

Слайд 15

Захваченную землю иудеи разделили по племенному признаку на наделы (колена), которые позднее

Захваченную землю иудеи разделили по племенному признаку на наделы (колена), которые позднее
стали историческими областями нового государства.

Слайд 16

Под воздействием внешней угрозы со стороны филистимлян в 1012 г. до н.э.

Под воздействием внешней угрозы со стороны филистимлян в 1012 г. до н.э.
царь Саул объединил 12 еврейских племен в союз — так было и образовано Израильское царство.

Царь Саул
(1079-1010 гг. до н.э.)

Слайд 17

Сын и преемник Саула царь Давид окончательно утвердил еврейское государство. Его столицей

Сын и преемник Саула царь Давид окончательно утвердил еврейское государство. Его столицей
стал Иерусалим, объединив Израиль и Иудею.

Слайд 18

Политику Давида успешно продолжил его сын царь Соломон. Время его правления –

Политику Давида успешно продолжил его сын царь Соломон. Время его правления –
расцвет еврейского государства.

Царь Соломон
(X век до н.э)

Слайд 19

В 590 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор  II разбил иудейские войска, взял город Иерусалим и полностью разрушил его. Храм и дворец  Иерусалима были сожжены, а городские стены разрушены. 

Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея

В 590 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II разбил иудейские войска,

Слайд 20

В 539 г. до н.э. персидский царь Кир захватил Вавилон. Евреям было разрешено вернуться на родину и отстроить Иерусалим. Тем не менее, царская власть  не была восстановлена.

Кир II Великий (VI век до н.э.)

В 539 г. до н.э. персидский царь Кир захватил Вавилон. Евреям было

Слайд 21

В эпоху эллинизма была предпринята попытка ввести среди евреев греческие религиозные культы, проводилась политика насильственной эллинизации.  Это вызвало  возмущение еврейского населения, которое поднялось на восстание под предводительством Иуды Маккавея (ум. 161 до н.э.).

В эпоху эллинизма была предпринята попытка ввести среди евреев греческие религиозные культы,

Слайд 22

Саддукеи – это   представители знатных жреческих родов, военная аристократия, богатые землевладельцы, поддерживающие политику правящей династии Хасмонеев и не возражающие против приобщения к греческой культуре. 

Саддукеи – это представители знатных жреческих родов, военная аристократия, богатые землевладельцы, поддерживающие

Слайд 23

Фарисеи - это средние и мелкие землевладельцы, торговцев, низшее  жречество, а также ученые-«книжники». 
Они продолжили традицию борьбы с  эллинистами. Требовали строгого соблюдения не только писаного,  но и устного  «закона». 

Фарисеи - это средние и мелкие землевладельцы, торговцев, низшее жречество, а также

Слайд 24

Ессеи находились в оппозиции к обществу и государству в целом.  
Наряду со строгим выполнением  иудейских религиозных законов они отказывались от участия в храмовом культе,  от жертвоприношений, а ряд обрядов, принятых у ессеев, был похож на будущие  христианские обряды. 

Ессеи находились в оппозиции к обществу и государству в целом. Наряду со

Слайд 25

Ослабленная внутренними распрями Иудея стала легкой добычей для Рима.  В I в. до н.э. она вошла в состав Римской империи, а в 6 г. н.э. стала Римской  провинцией, управлявшейся прокураторами. Саддукеи и часть фарисеев признали  их власть,  но народ ответил на это многочисленными восстаниями, жестко подавлчвшимися Римом. 
Эта борьба вылилась в могучее антиримское восстание - Иудейскую войну  (66-73 гг.). 

Ослабленная внутренними распрями Иудея стала легкой добычей для Рима. В I в.

Слайд 26

Рельеф арки Тита в Риме (81 год)

Рельеф арки Тита в Риме (81 год)

Слайд 27

Во время правления  императора Адриана, в  132-135 гг., вновь произошло восстание жителей Иерусалим. Возглавил восстание Симон Бар-­Косеба, прозванный Бар-Кохба (Сын Звезды), провозгласивший себя мессией. Это восстание также было жестоко подавлено римскими войсками 

Во время правления императора Адриана, в 132-135 гг., вновь произошло восстание жителей

Слайд 28

Первые религиозные культы израильтян мало чем отличались от ханаанейских. Рядом с другими

Первые религиозные культы израильтян мало чем отличались от ханаанейских. Рядом с другими
божествами в них существовал общий бог всего израильского племенного союза — Яхве.

Драхма (четверть шекеля) IV века до н.э. из персидской провинции Йехуд Медината, предположительно с изображением Яхве, сидящего на крылатом и колесном троне Солнца.

Слайд 29

Во время правления династии Амвриев в Израиле насаждался культ бога Ваала. Этого бога

Во время правления династии Амвриев в Израиле насаждался культ бога Ваала. Этого
почитали в древности на всем Ближнем Востоке. Сторонники его культа полагали, что Ваалу подвластны солнце и огонь, что он дарует плодородие и военную удачу.

Бронзовая статуэтка Баала, XIV-XII век до н. э.

Слайд 30

После Вавилонского пленения среди иудеев возникло религиозное движение пророков, в котором видным деятелем

После Вавилонского пленения среди иудеев возникло религиозное движение пророков, в котором видным деятелем был Иезекииль.
был Иезекииль.

Слайд 31

Ко времени пророка Эзры сложился текст божественного закона (Торы), который считался написанным Моисеем.

Ко времени пророка Эзры сложился текст божественного закона (Торы), который считался написанным
Сюда вошли правовые и обрядовые предписания и указы, объявленные обязательными для всех иудеев. Любое отступление от духа и буквы Торы и поклонение другим богам, кроме Яхве, были объявлены несовместимыми с принадлежностью к иудейскому народу. Отступничество каралось изгнанием из еврейской общины, поскольку считалось навлечением гнева бога на общину.

Слайд 32

Религиозную основу имеет главный ежегодный праздник Иом Кипур (Судный день).

Религиозную основу имеет главный ежегодный праздник Иом Кипур (Судный день).

Слайд 33

В стене Старого города имеется восемь ворот, из них семь действующих,

В стене Старого города имеется восемь ворот, из них семь действующих, отрытых Яффские ворота
отрытых

Яффские ворота

Слайд 34

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня

Слайд 35

В духовной культуре древних евреев важным памятником является Каббала - религиозно-философское учение о сущности

В духовной культуре древних евреев важным памятником является Каббала - религиозно-философское учение
бога, происхождении и устройстве Вселенной, сущности человека и его души

Слайд 36

Итоги:

Культура народов Восточного Средиземноморья внесла значительный вклад в мировую. Даже в настоящее

Итоги: Культура народов Восточного Средиземноморья внесла значительный вклад в мировую. Даже в
время она сохраняет воздействие на культурное развитие мира, манит и привлекает своими религиозными тайнами, вечными проблемами жизни и смерти, возможностью воскрешения, неразгаданными загадками древности, непознанными символами, обращенностью к человеку.
Имя файла: Культура-народов-Восточного-Средиземноморья:-Финикия-и-Палестина.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0