Культура первобытного общества

Содержание

Слайд 2

Каменный век. 40 – 4 тыс до н. э.
1.1. Палеолит (древнекаменный век).

Каменный век. 40 – 4 тыс до н. э. 1.1. Палеолит (древнекаменный
40 – 12 тыс. до н. э.
1.2. Мезолит (среднекаменный век). 11 – 6 тыс. до н. э.
1.3. Неолит (новокаменный век). 5 – 4 тыс. до н. э.
2. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н. э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н. э.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 3

ПАЛЕОЛИТ

1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н. э.
2.

ПАЛЕОЛИТ 1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н. э.
Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н. э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н. э.
3.1. Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н. э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н. э.

Слайд 4

АРХИТЕКТУРА ПАЛЕОЛИТА

Полуземлянка типа «Волчий грот»

Палеолитическая землянка

Полуземлянка тип Пушкари I

АРХИТЕКТУРА ПАЛЕОЛИТА Полуземлянка типа «Волчий грот» Палеолитическая землянка Полуземлянка тип Пушкари I

Слайд 5

Первое изученное поселение первобытных людей современного типа находилось в гроте Кро-Маньон у

Первое изученное поселение первобытных людей современного типа находилось в гроте Кро-Маньон у
французского города Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй.

Пещера дала название всем людям эпохи верхнего палеолита — кроманьонцы. Помимо человеческого погребения здесь были найдены кремнёвые орудия, а также украшения, которые относятся к Ориньякской и Граветтской культурам, датируемым примерно 30 тыс. лет до нашей эры. Из пяти найденных скелетов один принадлежит младенцу, а четыре оставшихся — взрослым людям возрастом более пятидесяти лет. Этим Кро-Маньон отличается от других подобных находок на территории Европы, где в основном были найдены останки молодых людей и подростков.

Слайд 6

ЖИВОПИСЬ ПАЛЕОЛИТА

1. Изображения очень реалистичны, точны в деталях.
2. Передаётся динамика движения.
3. В

ЖИВОПИСЬ ПАЛЕОЛИТА 1. Изображения очень реалистичны, точны в деталях. 2. Передаётся динамика
живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
4. В рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.
5. Использование широкой палитры красок.
6. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны.

Слайд 7

Макаронные рисунки – беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами

Макаронные рисунки – беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами
руки.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.

Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.

Слайд 8

В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается, что их оставили

В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается, что их оставили
древние охотники между 9 000 и
7 000 годами до н. э. Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.

ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА

К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Слайд 9

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА
(Испания)

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА (Испания) Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино
в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

ПАННО БИЗОНОВ. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.

Слайд 10

ПЕЩЕРА ЛЯСКО
(Франция)

Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная

ПЕЩЕРА ЛЯСКО (Франция) Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений:
галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).

СЦЕНА ОХОТЫ. Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.

Слайд 11

ПЕЩЕРА ФОН-ДЕ-ГОМ
(Франция)

Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах

ПЕЩЕРА ФОН-ДЕ-ГОМ (Франция) Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах
небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.

ПАСУЩИЙСЯ ОЛЕНЬ.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.

ФРАГМЕНТ. БИЗОН. Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.

Слайд 12

ПЕЩЕРА НИО
(Франция)

Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др.

ПЕЩЕРА НИО (Франция) Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов
животных ледниковой фауны.

ЛОШАДЬ.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.

БИЗОН. Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.

Слайд 13

На отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по

На отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по
которому распылялась жидкая краска.

ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ
(ФРАНЦИЯ)

В семи камерах пещеры обнаружены яркие, живые изображения таких животных, как мамонт, пятнистые лошади, одноцветные лошади, быки, северные олени, а также отпечатки человеческих ладоней и даже изображения людей. На глубине около 0,7 км были найдены отпечатки детских ступней в глине.

Было установлено, что некоторые рисунки, по-видимому, наносились на стену при помощи аккуратных плевков красящим веществом.

Слайд 14

КАПОВА ПЕЩЕРА
(Россия)

Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень

КАПОВА ПЕЩЕРА (Россия) Как и во многих других подобных случаях, сама пещера
давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В. И. Далем.
Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

Слайд 15

СКУЛЬПТУРА ПАЛЕОЛИТА («МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА»)

Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.

Статуэтки и иные

СКУЛЬПТУРА ПАЛЕОЛИТА («МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА») Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).

Уплощенные предметы с гравировками и росписями.

Три типа объектов:

Слайд 16

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота
Шаффо с изображениями двух ланей или оленух.

ОЛЕНИ, ПЕРЕПЛЫВАЮЩИЕ РЕКУ. Фрагмент. Резьба по кости. Франция.

Слайд 18

В СИБИРИ, В ПРИБАЙКАЛЬЕ БЫЛА НАЙДЕНА ЦЕЛАЯ СЕРИЯ СВОЕОБРАЗНЫХ СТАТУЭТОК СОВЕРШЕННО ИНОГО

В СИБИРИ, В ПРИБАЙКАЛЬЕ БЫЛА НАЙДЕНА ЦЕЛАЯ СЕРИЯ СВОЕОБРАЗНЫХ СТАТУЭТОК СОВЕРШЕННО ИНОГО
СТИЛИСТИЧЕСКОГО ОБЛИКА. НАРЯДУ С ТАКИМИ ЖЕ, КАК В ЕВРОПЕ, ГРУЗНЫМИ ФИГУРКАМИ ОБНАЖЕННЫХ ЖЕНЩИН, ЗДЕСЬ ЕСТЬ СТАТУЭТКИ СТРОЙНЫХ, ВЫТЯНУТЫХ ПРОПОРЦИЙ И, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЕВРОПЕЙСКИХ, ОНИ ИЗОБРАЖЕНЫ ОДЕТЫМИ В ГЛУХИЕ, СКОРЕЕ ВСЕГО МЕХОВЫЕ ОДЕЖДЫ, ПОХОЖИЕ НА "КОМБИНЕЗОНЫ".

Слайд 19

МЕЗОЛИТ

Перемена в области искусства:
1. Главным героям изображения становится не отдельный зверь, а

МЕЗОЛИТ Перемена в области искусства: 1. Главным героям изображения становится не отдельный
люди в каком-либо действии.
2. Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
3. Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
4. Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным.
5. Используются локальные цвета - красный или черный.

Слайд 20

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы:

КАМЕННАЯ МОГИЛА НА УКРАИНЕ

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: КАМЕННАЯ МОГИЛА НА УКРАИНЕ

Слайд 21

ГОБУСТАН В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

ГОБУСТАН В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Слайд 22

ШАХТЫ В ТАДЖИКИСТАНЕ

ШАХТЫ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Слайд 23

ЗАРАУТ-САЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

ЗАРАУТ-САЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

Слайд 24

БХИМПЕТКА В ИНДИИ

БХИМПЕТКА В ИНДИИ

Слайд 25

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы. Петроглифы – это выбитые,

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы. Петроглифы – это выбитые,
вырезанные или процарапанные наскальные изображения. При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

Слайд 26

В новом каменном веке появился первый искусственный материал –
огнеупорная глина, развивалось

В новом каменном веке появился первый искусственный материал – огнеупорная глина, развивалось
гончарное производство и строительное дело.
2. Значительным усовершенствованием техники изготовления каменных орудий труда способом шлифования или полирования, а так же пиления и сверления камня.
3. Изобретение керамики. Практическая потребность вызвала к жизни умение изготавливать и обжигать глиняные сосуды, которые украшали абстрактным орнаментом. Эта утварь предназначалась как для повседневного обихода, так и для религиозных ритуалов.
4. Совершенствуется строительное дело, ткачество и обработка кожи.
5. Распространяется мелкая пластика, художественные ремесла и орнамент, положившие начало декоративному искусству.

НЕОЛИТ

Слайд 27

Жилище трипольского типа

АРХИТЕКТУРА НЕОЛИТА

Жилище трипольского типа АРХИТЕКТУРА НЕОЛИТА

Слайд 28

КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ

Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж

Особая область первобытного искусства

КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж Особая область
– орнамент.
В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

Слайд 29

Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто

Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто
обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.

ТОПОР В ФОРМЕ ЛОСИНОЙ ГОЛОВЫ. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.

ДЕРЕВЯННЫЙ КОВШ ИЗ ГОРБУНОВСКОГО ТОРФЯНИКА БЛИЗ НИЖНЕГО ТАГИЛА

Слайд 30

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная
под названием «Томская писаница».

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.

Слайд 31

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ БУШМЕНОВ. Тассили-аджер (Алжир)

В живописи появляется:
1. Острота и точность рисунка, грация

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ БУШМЕНОВ. Тассили-аджер (Алжир) В живописи появляется: 1. Острота и точность
и изящество.
2. Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
3. Стремительность жестов, движений.

Слайд 32

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты. Схематизм, присущий

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты. Схематизм, присущий
живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.

ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ НА ЛЮТНЕ. Мрамор. (из Кероса, Кикладские острова, Греция).
Национальный археологический музей. Афины.

СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ. Пещерный рельеф. Круазар. Департамент Марна. Франция.

Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Слайд 33

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано

БРОНЗОВЫЙ ВЕК Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было
с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.
Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью.
Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов.
Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Слайд 34

Полуовальный мегарон

АРХИТЕКТУРА БРОНЗОВОГО ВЕКА

Усложнённый план мегарона, появляется преддверие к жилому помещению -

Полуовальный мегарон АРХИТЕКТУРА БРОНЗОВОГО ВЕКА Усложнённый план мегарона, появляется преддверие к жилому помещению - продомусу
продомусу

Слайд 35

МЕГАЛИТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос»

МЕГАЛИТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и
– «камень». Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям.

Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.

На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".

Слайд 36

Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.

ВРАТА

Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
БОГА МАУИ
(мегалитическая арка в северной части острова Тонгатапу)

Слайд 37

Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты

Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты
крышей из такого же монолитного каменного блока. Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом. Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.

Дольмен. г. Пшада. Юг России

Слайд 38

Кромлех – это группа менгиров и трилитов.

СТОУНХЕНДЖ. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3

Кромлех – это группа менгиров и трилитов. СТОУНХЕНДЖ. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы.
– 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Слайд 39

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Ведущим видом творчества этой эпохи продолжает оставаться прикладное искусство.

В Западной Европе

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК Ведущим видом творчества этой эпохи продолжает оставаться прикладное искусство. В
наиболее ярко железный век представлен Гальштатской культурой.
Носители Гальштатской культуры создали очень своеобразную по форме и орнаментации керамику: сосуды разнообразной формы покрывались врезанным по лощеной поверхности сплошным геометрическим орнаментом, который иногда затирался краской. Некоторые из сосудов дополнительно были украшены скульптурными фигурками животных, птиц, людей. Фигурки эти имеют упрощенные, примитивные формы, с едва соблюденными пропорциями.

Слайд 40

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового
и начале железного века так называемый звериный стиль.

Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж.

Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.

Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж.

Слайд 41

В эпоху железа (начало I тыс. до н.э.) появился новый тип архитектуры

В эпоху железа (начало I тыс. до н.э.) появился новый тип архитектуры
- крепости и оборонительные сооружения.
Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости сооружалась вторая стена, отделяющая цитадель как местопребывание вождя и родовой знати.

Маяцкое городище. Дивногорье.

Имя файла: Культура-первобытного-общества.pptx
Количество просмотров: 43
Количество скачиваний: 0