Слайд 2 Музей давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия.
![Музей давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия. Как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-1.jpg)
Как один из самых современных проявлений нашей культуры музей, вместе с храмом, библиотекой, школой и университетом, составляет основу культурной и общественной жизни, являясь и хранилищем живого классического наследия и одновременно влияя на изменение современной интеллектуальной, духовной, художественной жизни. Художественный музей всей природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности, художественной культуры, воспитания разновозрастной аудитории.
Слайд 3 На протяжении столетий музей постепенно, шаг за шагом превращался в особого
![На протяжении столетий музей постепенно, шаг за шагом превращался в особого рода](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-2.jpg)
рода школу, в которой человек учится быть человеком. Эту школу никогда не заканчивают, потому что и ребенок, и пожилой человек, придя на выставку или любимый зал постоянной экспозиции, каждый раз открывают для себя нечто новое – в том случае если они научились видеть и понимать искусство, если общение с ним стало постоянной душевной потребностью.
Слайд 4 Музеи сегодня занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг.
![Музеи сегодня занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-3.jpg)
В современном мире музей как социальный институт приобретает новое место и назначение, он становится активным элементом общественной жизни.
Слайд 5 С XVIII в. просветительная миссия музеев была их основной прерогативой. Но
![С XVIII в. просветительная миссия музеев была их основной прерогативой. Но на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-4.jpg)
на каждом историческом этапе выполнение этой миссии происходило в соответствии с особенностями и потребностями социальной, экономической и политической жизни общества и государства.
Слайд 6 Работа музея с посетителями в советское время носило название «научно-просветительная работа»,
![Работа музея с посетителями в советское время носило название «научно-просветительная работа», теперь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-5.jpg)
теперь музеи используют термин «культурно-образовательная деятельность».
Слайд 7 Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу,
![Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-6.jpg)
погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия – такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев.
Слайд 8 Культурно-образовательную деятельность музеев отличает, прежде всего, разнообразие предлагаемых форм:
1. Экскурсия являет
![Культурно-образовательную деятельность музеев отличает, прежде всего, разнообразие предлагаемых форм: 1. Экскурсия являет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-7.jpg)
собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения.
Слайд 9 2. Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних
![2. Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-8.jpg)
по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии.
Слайд 10 3. Консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер базовая форма. Эта
![3. Консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер базовая форма. Эта форма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-9.jpg)
форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея.
Слайд 11 4. Научные чтения являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц
![4. Научные чтения являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-10.jpg)
результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью.
Слайд 12 5. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою
![5. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-11.jpg)
деятельность главным образом путем самоорганизации.
Слайд 13 6. Конкурсы, олимпиады, викторины, организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей
![6. Конкурсы, олимпиады, викторины, организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-12.jpg)
к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников.
Слайд 14 7. Потребности в рекреации соответствуют такие формы, как концерт, литературный вечер,
![7. Потребности в рекреации соответствуют такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-13.jpg)
театрализованное представление, кинопросмотр.
Слайд 15 При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея
![При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-14.jpg)
необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Слайд 16Методы по преимущественному источнику получения знаний:
Словесные - формы, направленные на получение основной
![Методы по преимущественному источнику получения знаний: Словесные - формы, направленные на получение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-15.jpg)
информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Слайд 17 Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Репродуктивные - формы овладения учебным
![Методы по характеру мыслительной и познавательной активности. Репродуктивные - формы овладения учебным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-16.jpg)
материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Слайд 18 Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и
![Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-17.jpg)
помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Слайд 19 Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и
![Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1031778/slide-18.jpg)
сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).