Слайд 2ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. НОМАДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ГУННОВ
2. КУЛЬТУРА УСУНЕЙ И КАНГЛЫ
3. ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И
![ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. НОМАДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ГУННОВ 2. КУЛЬТУРА УСУНЕЙ И КАНГЛЫ 3.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-1.jpg)
ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 31. НОМАДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ГУННОВ
ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ ПЛЕМЕН ХУННУ БЫЛО СКОТОВОДСТВО, КАК ОТМЕЧАЕТ КИТАЙСКИЙ
![1. НОМАДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ГУННОВ ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ ПЛЕМЕН ХУННУ БЫЛО СКОТОВОДСТВО, КАК ОТМЕЧАЕТ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-2.jpg)
ИСТОРИК СЫМА ЦЯНЬ (145-87 ГГ. ДО Н. Э.): «ОНИ ПЕРЕХОДЯТ СО СКОТОМ С МЕСТА НА МЕСТО, СМОТРЯ ПО ДОСТАТКУ В ТРАВЕ И ВОДЕ. ПОСТОЯННОГО ПРЕБЫВАНИЯ НЕ ЗНАЮТ. ЖИВУТ В КРУГЛЫХ ЮРТАХ, ИЗ КОИХ ВЫХОД ОБРАЩЕН К ВОСТОКУ. ПИТАЮТСЯ МЯСОМ, ПЬЮТ КУМЫС, ОДЕЖДУ ДЕЛАЮТ ИЗ РАЗНОШЕРСТНЫХ ТКАНЕЙ».
Слайд 4«ВОЙНА И НАБЕГИ С ЦЕЛЬЮ ЗАХВАТА ДОБЫЧИ - ВАЖНАЯ СТОРОНА ИХ ЖИЗНИ»,
![«ВОЙНА И НАБЕГИ С ЦЕЛЬЮ ЗАХВАТА ДОБЫЧИ - ВАЖНАЯ СТОРОНА ИХ ЖИЗНИ»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-3.jpg)
- ПИШУТ ОЧЕВИДЦЫ ЭТИХ ВРЕМЕН. «В МИРНОЕ ВРЕМЯ ОНИ СЛЕДУЮТ ЗА СКОТОМ И ОДНОВРЕМЕННО ОХОТЯТСЯ НА ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ, ПОДДЕРЖИВАЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, А В ТРЕВОЖНЫЕ ГОДЫ КАЖДЫЙ ОБУЧАЕТСЯ ВОЕННОМУ ДЕЛУ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ НАПАДЕНИЙ». ЭТИ ФОРМУЛИРОВКИ ТРАДИЦИОННЫ ДЛЯ ИНОЗЕМНЫХ ИСТОРИКОВ В ИХ ОЦЕНКЕ КОЧЕВНИКОВ РАННЕГО И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ЕВРАЗИИ. ОДНАКО БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗЫВАЕТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ ХОЗЯЙСТВА.
Слайд 5ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ГУННОВ
ГУННЫ ЗНАЛИ ОСЕДЛОСТЬ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. В ИСТОЧНИКАХ УПОМИНАЮТСЯ ГОРОДА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В
![ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ГУННОВ ГУННЫ ЗНАЛИ ОСЕДЛОСТЬ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. В ИСТОЧНИКАХ УПОМИНАЮТСЯ ГОРОДА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-4.jpg)
ГЛУБИНЕ ГУННСКИХ ЗЕМЕЛЬ И ХРАНИМЫЕ ТАМ ЗАПАСЫ ЗЕРНА. «В СЕВЕРНЫХ ЗЕМЛЯХ СТУЖА РАНО НАСТУПАЕТ, И ХОТЯ НЕУДОБНО СЕЯТЬ ПРОСО, НО В ЗЕМЛЕ ГУННОВ СЕЯЛИ». В ГУННСКОМ ГОРОДИЩЕ В СИБИРИ ОБНАРУЖЕНО ОКОЛО 80 ЖИЛИЩ. ПОСЕЛЕНИЕ БЫЛО ОКРУЖЕНО ЧЕТЫРЬМЯ РВАМИ И ЧЕТЫРЬМЯ ВАЛАМИ. НАЙДЕНЫ В НЕМ ЗЕРНА ПРОСА, ЧУГУННЫЕ СОШНИКИ, ЖЕЛЕЗНЫЙ СЕРП, КАМЕННЫЕ ЗЕРНОТЕРКИ И ЯМЫ - ЗЕРНОХРАНИЛИЩА.
Слайд 6ИВОЛГИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ ГУННОВ (БУРЯТИЯ). РЕКОНСТРУКЦИЯ
![ИВОЛГИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ ГУННОВ (БУРЯТИЯ). РЕКОНСТРУКЦИЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-5.jpg)
Слайд 7ИВОЛГИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ ГУННОВ (БУРЯТИЯ). РЕКОНСТРУКЦИЯ
![ИВОЛГИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ ГУННОВ (БУРЯТИЯ). РЕКОНСТРУКЦИЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-6.jpg)
Слайд 8У ХУННУ ГОСПОДСТВОВАЛО КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО, КАК ОСНОВНОЙ ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО БЫЛИ
![У ХУННУ ГОСПОДСТВОВАЛО КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО, КАК ОСНОВНОЙ ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО БЫЛИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-7.jpg)
ТАКЖЕ НЕБОЛЬШИЕ ОЧАГИ ОСЕДЛОСТИ И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. НАРЯДУ СО СКОТОВОДСТВОМ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ У ГУННОВ БЫЛИ РАЗВИТЫ ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА. ОСОБЕННО ШИРОКО БЫЛО РАЗВИТО ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО, ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО, КУЗНЕЧЕСТВО. НАХОДКИ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ В КУРГАНАХ ГОВОРЯТ О РАЗВИТИИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РЕМЕСЛА. ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОСТОЯННО ЗАНИМАЕТСЯ ДОБЫЧЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ И ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ РУД, РАЗРАБОТКОЙ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА.
Слайд 10ОДЕЖДА ХУННУ
ОДЕЖДА ХУННУ ИЗГОТОВЛЯЛАСЬ В ОСНОВНОМ ИЗ КОЖИ И ШЕРСТИ. ТАКЖЕ ПРИМЕНЯЛИСЬ
![ОДЕЖДА ХУННУ ОДЕЖДА ХУННУ ИЗГОТОВЛЯЛАСЬ В ОСНОВНОМ ИЗ КОЖИ И ШЕРСТИ. ТАКЖЕ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-9.jpg)
КИТАЙСКИЙ ШЕЛК И ХЛОПЧАТОБУМАЖНАЯ МАТЕРИЯ.
Слайд 11ПИСЬМЕННОСТЬ ХУННУ
УЧЁНЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО У ХУННУ БЫЛА ПИСЬМЕННОСТЬ. ОДНАКО ЕЁ ОБРАЗЦЫ ПОКА
![ПИСЬМЕННОСТЬ ХУННУ УЧЁНЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО У ХУННУ БЫЛА ПИСЬМЕННОСТЬ. ОДНАКО ЕЁ ОБРАЗЦЫ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-10.jpg)
НЕ ОБНАРУЖЕНЫ. ИЗ ТЕХ ЖЕ КИТАЙСКИХ ХРОНИК МЫ УЗНАЕМ, ЧТО ПЕРЕБЕЖЧИК ИЗ КИТАЯ, ЕВНУХ ЮЕ «НАУЧИЛ ШАНЬЮЕВЫХ ПРИБЛИЖЕННЫХ ЗАВЕСТИ КНИГИ, ЧТОБЫ ПО ЧИСЛУ ОБЛОЖИТЬ ПОДАТЬЮ НАРОД, СКОТ И ИМУЩЕСТВО». В СООБЩЕНИИ ОБ ОБМЕНЕ ПОСОЛЬСТВАМИ МЕЖДУ КИТАЕМ И ДРЕВНЕКАМБОДЖИЙСКИМ ЦАРСТВОМ ФУНАН, КОТОРЫЙ СОСТОЯЛСЯ В ПЕРИОД 245-250 ГГ., ГОВОРИТСЯ О БЛИЗКОМ СХОДСТВЕ ПИСЬМЕННОСТИ ФУНАНЦЕВ, УПОТРЕБЛЯВШИХ ИНДИЙСКИЙ ШРИФТ, С ПИСЬМЕННОСТЬЮ ХУННУ. ОБ ЭТОМ, В ЧАСТНОСТИ, ПИШЕТ АРХИМАНДРИТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ВОСТОКОВЕД, ПЕРВЫЙ РУССКИЙ КИТАЕВЕД ИАКИНФ (БИЧУРИН) (1777-1853 ГГ..).
Слайд 12РЕЛИГИЯ ХУННУ
ХУННЫ ЕЖЕГОДНО ВЕСНОЙ ПРИНОСИЛИ ЖЕРТВУ «СВОИМ ПРЕДКАМ, НЕБУ, ЗЕМЛЕ И ДУХАМ».
![РЕЛИГИЯ ХУННУ ХУННЫ ЕЖЕГОДНО ВЕСНОЙ ПРИНОСИЛИ ЖЕРТВУ «СВОИМ ПРЕДКАМ, НЕБУ, ЗЕМЛЕ И](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-11.jpg)
ЕЖЕДНЕВНО ШАНЬЮЙ ДВАЖДЫ СОВЕРШАЛ ПОКЛОНЕНИЕ: УТРОМ - ВОСХОДЯЩЕМУ СОЛНЦУ, ВЕЧЕРОМ - ЛУНЕ. МЕРОПРИЯТИЯ НАЧИНАЛИСЬ, «СМОТРЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЗВЕЗД И ЛУНЫ».
ЕСЛИ ВДОБАВОК УЧЕСТЬ ТИТУЛ ШАНЬЮЯ - «РОЖДЕННЫЙ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЮ, ПОСТАВЛЕННЫЙ СОЛНЦЕМ И ЛУНОЮ», ТО БУДЕТ ЯСНО, ЧТО ОДНИМ ИЗ ОБЪЕКТОВ ПОКЛОНЕНИЯ БЫЛ КОСМОС; ПОСКОЛЬКУ ХУННЫ ИМЕЛИ ИДОЛА, ИЗОБРАЖАЮЩЕГО ЕГО, КОСМОС БЫЛ УЖЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАН.
Слайд 13ВЕРА В ДУХОВ
ХУННЫ ТАКЖЕ ВЕРИЛИ В ДУХОВ. ВЕРИЛИ ОНИ И В ЗАГРОБНОЕ
![ВЕРА В ДУХОВ ХУННЫ ТАКЖЕ ВЕРИЛИ В ДУХОВ. ВЕРИЛИ ОНИ И В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-12.jpg)
СУЩЕСТВОВАНИЕ, ПРИЧЕМ ПРИМИТИВНОЕ СОЗНАНИЕ КОЧЕВНИКА РИСОВАЛО ЕГО ПРОДОЛЖЕНИЕМ ЖИЗНИ. ОТСЮДА ПЫШНЫЕ ПОХОРОНЫ В ДВОЙНОМ ГРОБУ; ЧТОБЫ ПОКОЙНИКУ НЕ БЫЛО ХОЛОДНО - ОБЛАЧЕНИЕ ИЗ ПАРЧИ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕХОВ; ДЛЯ СЛУЖБЫ ЕМУ В ЗАГРОБНОМ МИРЕ - НЕСКОЛЬКО СОТ СОУМИРАЮЩИХ ДРУЗЕЙ И НАЛОЖНИЦ. НО ЭТОТ ЖЕСТОКИЙ ОБЫЧАЙ «СОПРОВОЖДЕНИЯ» ШАНЬЮЯ ИЛИ ВЕЛЬМОЖИ В ЗАГРОБНЫЙ МИР НЕ ИСЧЕРПЫВАЛ ВСЕХ СЛУЧАЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ. «В ЖЕРТВУ ВОИНАМ», ОЧЕВИДНО, ПРАДЕДАМ, ПРИНОСИЛИСЬ ХРАБРЫЕ ПЛЕННИКИ, И ДУХИ ТРЕБОВАЛИ ЖЕРТВУ ЧЕРЕЗ УСТА ВОЛХВОВ.
Слайд 14ЗАМОК АТТИЛЫ
РИМСКИЙ ИСТОРИК ПРИСК ОСТАВИЛ ОПИСАНИЕ СТАВКИ АТТИЛЫ В ПАННОНИИ, ПО ЕГО
![ЗАМОК АТТИЛЫ РИМСКИЙ ИСТОРИК ПРИСК ОСТАВИЛ ОПИСАНИЕ СТАВКИ АТТИЛЫ В ПАННОНИИ, ПО](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-13.jpg)
СЛОВАМ ОНА БЫЛА ПОДОБНА «ОБШИРНЕЙШУЮ ГОРОДУ» - «ДЕРЕВЯННЫЕ СТЕНЫ ЕГО, КАК МЫ ЗАМЕТИЛИ, БЫЛИ СДЕЛАНЫ ИЗ БЛЕСТЯЩИХ ДОСОК, СОЕДИНЕНИЕ МЕЖДУ КОТОРЫМИ БЫЛО НА ВИД ТАК КРЕПКО, ЧТО ЕДВА-ЕДВА УДАВАЛОСЬ ЗАМЕТИТЬ - И ТО ПРИ СТАРАНИИ - СТЫК МЕЖДУ НИМИ. ВИДНЫ БЫЛИ И ТРИКЛИНИИ, ПРОТЯНУВШИЕСЯ НА ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, И ПОРТИКИ, РАСКИНУТЫЕ ВО ВСЕЙ КРАСОТЕ. ПЛОЩАДЬ ДВОРЦА ОПОЯСЫВАЛАСЬ ГРОМАДНОЙ ОГРАДОЙ: ЕЕ ВЕЛИЧИНА САМА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛА О ДВОРЦЕ. ЭТО И БЫЛО ЖИЛИЩЕ КОРОЛЯ АТТИЛЫ, ДЕРЖАВШЕГО ВЕСЬ ВАРВАРСКИЙ МИР, ПОДОБНОЕ ОБИТАЛИЩЕ ПРЕДПОЧИТАЛ ОН ЗАВОЕВАННЫМ ГОРОДАМ».
Слайд 15АТТИЛА (РЕКОНСТРУКЦИЯ ИЗ МУЗЕЯ В ВЕНГРИИ)
![АТТИЛА (РЕКОНСТРУКЦИЯ ИЗ МУЗЕЯ В ВЕНГРИИ)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-14.jpg)
Слайд 16ЛЕГЕНДЫ ОБ АТТИЛЕ
БИЧ БОЖИЙ, КАК НАЗЫВАЛИ АТТИЛУ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПИСАТЕЛИ, ОСТАВИЛ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ СЛЕД
![ЛЕГЕНДЫ ОБ АТТИЛЕ БИЧ БОЖИЙ, КАК НАЗЫВАЛИ АТТИЛУ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПИСАТЕЛИ, ОСТАВИЛ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-15.jpg)
В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРЖЕНИЯМИ В 451 ГОДУ В ГАЛЛИЮ И В 452 ГОДУ В СЕВЕРНУЮ ИТАЛИЮ. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ТЕРРИТОРИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ОСЛАБЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ ПРИНЯЛА НА СЕБЯ РУКОВОДЯЩУЮ РОЛЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (ПАСТВЫ) ОТ ГУННОВ.
Слайд 17СУДЯ ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ, АТТИЛА КАК ВОИТЕЛЬ, ПОТРЯСАВШИЙ ЕВРОПУ СВОИМИ ПОХОДАМИ И
![СУДЯ ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ, АТТИЛА КАК ВОИТЕЛЬ, ПОТРЯСАВШИЙ ЕВРОПУ СВОИМИ ПОХОДАМИ И](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-16.jpg)
ОВЛАДЕВШИЙ ВООБРАЖЕНИЕМ СВОИХ СОВРЕМЕННИКОВ, БЫЛ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОПУЛЯРЕН НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ЧТО НЕ МОГЛО НЕ ОТЛОЖИТЬСЯ В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ И НЕ СКАЗАТЬСЯ, ОБРАСТАЯ ФАНТАСТИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ, В ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТОГО ВРЕМЕНИ.
Слайд 18ЭПОС «ЭДДА»
ОБРАЗ АТТИЛЫ (АТЛИ) ВОШЕЛ В «СТАРШУЮ ЭДДУ» – СБОРНИК ПЕСЕН О
![ЭПОС «ЭДДА» ОБРАЗ АТТИЛЫ (АТЛИ) ВОШЕЛ В «СТАРШУЮ ЭДДУ» – СБОРНИК ПЕСЕН](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-17.jpg)
БОГАХ И ГЕРОЯХ, ПОЛУЧИВШИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ИСЛАНДИИ В XIII ВЕКЕ. СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ИХ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ, В КОТОРЫХ ФИГУРИРУЕТ АТТИЛА (НАПРИМЕР, «ПЕСНИ ОБ АТЛИ», «РЕЧИ АТЛИ»), ДРЕВНЕЕ ЭПИЧЕСКИХ НАРРАТИВОВ.
Слайд 19В ЭДДИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ АТЛИ ПРЕДСТАЕТ ЧАЩЕ НЕГАТИВНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ – ЗЛЫМ И ЖАДНЫМ
![В ЭДДИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ АТЛИ ПРЕДСТАЕТ ЧАЩЕ НЕГАТИВНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ – ЗЛЫМ И ЖАДНЫМ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-18.jpg)
ВЛАСТИТЕЛЕМ, КОВАРНО ЗАМАНИВШИМ В ЛОВУШКУ БУРГУНДСКОГО КОРОЛЯ ГУННАРА И ЕГО БРАТА ХЁГНИ, СТРЕМЯСЬ ЗАВЛАДЕТЬ ИХ ЗОЛОТЫМ КЛАДОМ. СОГЛАСНО ДРУГОЙ ВЕРСИИ, АТЛИ ГУБИТ БУРГУНДОВ, МСТЯ ЗА СВОЮ СЕСТРУ БРЮНХИЛЬД. ПОДОБНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ АТТИЛЫ КАК ДИКОГО И АЛЧНОГО ЗАХВАТЧИКА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ЭТА ТРАДИЦИЯ ИСХОДИТ ОТ ВРАЖДОВАВШИХ С НИМ ФРАНКОВ.
Слайд 20«СКАЗАНИЕ О НИБЕЛУНГАХ»
В ГЕРМАНСКИХ ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ, ОСОБЕННО В «ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ», АТТИЛА
![«СКАЗАНИЕ О НИБЕЛУНГАХ» В ГЕРМАНСКИХ ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ, ОСОБЕННО В «ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-19.jpg)
ФИГУРИРУЕТ ПОД ИМЕНЕМ ЭТЦЕЛЬ, И ИНТЕРПРЕТИРУЕТСЯ ИНАЧЕ, В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ КЛЮЧЕ. ОН ПОКАЗАН КАК МОГУЩЕСТВЕННЫЙ, ПРЕИСПОЛНЕННЫЙ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ПРАВИТЕЛЬ, ГОСТЕПРИИМНЫЙ И СПРАВЕДЛИВЫЙ С ВАССАЛАМИ, ХОТЯ И НЕ ЛИШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЛАБОСТЕЙ. ПО МНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ПОДОБНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ЭТЦЕЛЯ (АТТИЛЫ) КАК ВЕЛИКОДУШНОГО МИЛОСТИВОГО МОНАРХА ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ПРОШЛОГО, КОГДА ОСТГОТЫ ЗАНИМАЛИ ПОДЧИНЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГУННАМ
Слайд 21ОБРАЗ АТТИЛЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ИСПАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ ДРАМАТУРГА XVI ВЕКА КРИСТОБАЛА ВИРУЕСА – «ГРОЗНЫЙ
![ОБРАЗ АТТИЛЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСПАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ ДРАМАТУРГА XVI ВЕКА КРИСТОБАЛА ВИРУЕСА –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-20.jpg)
АТТИЛА;
РОМАНТИЧЕСКАЯ ДРАМА Ц. ВЕРНЕРА «АТТИЛА, ЦАРЬ ГУННОВ»;
ОПЕРА ФОЛЬФГАНГА ФРАНКА «АТТИЛА, КОРОЛЬ ГУННОВ»;
ОПЕРА ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ «АТТИЛА»;
ПОЭМА АНГЛИЙСКОГО ПОЭТА ГЕРБЕРТА «АТТИЛА»;
РАБОТА ФРАНЦУЗСКОГО УЧЕНОГО А. ТИЕРРИ «ИСТОРИЯ АТТИЛЫ»;
РАБОТА СОЛОВЬЕВА А. «СОКРОВИЩЕ АТТИЛЫ»;
ПЬЕСА М. СУЛТАНБЕКОВА «АТТИЛА»;
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С. ОТЕНИЯЗА «АТТИЛА».
Слайд 23УСУНИ
В КОНЦЕ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЖЕТЫСУ, ТЯНЬ-ШАНЯ И
![УСУНИ В КОНЦЕ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЖЕТЫСУ, ТЯНЬ-ШАНЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-22.jpg)
ТАРБАГАТАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВО, ИЗВЕСТНОЕ ИЗ КИТАЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ (СЫМА ЦЯНЬ), КАК «СТРАНА УСУНЬ». УСУНИ ОБИТАЛИ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В РАЙОНЕ РЕКИ ДАНХЭ, НО В III В. ДО Н.Э. ПОД НАТИСКОМ ПЛЕМЕН ЮЭЧЖИ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ОТКОЧЕВАТЬ В МОНГОЛИЮ, А ПОСЛЕ РЯДА ПОРАЖЕНИЙ, НАНЕСЕННЫХ ИМ ХУННАМИ, В СЕМИРЕЧЬЕ И ДЖУНГАРИЮ. ЗДЕСЬ УСУНИ В 117 Г. ДО Н.Э. ОСНОВАЛИ СОБСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО.
Слайд 24КАНГЮИ
НА ЗАПАД ОТ УСУНЕЙ, В ДОЛИНАХ ТАЛАСА, СЫРДАРЬИ И ЦЕНТРАЛЬНОМ КАЗАХСТАНЕ ОБИТАЛИ
![КАНГЮИ НА ЗАПАД ОТ УСУНЕЙ, В ДОЛИНАХ ТАЛАСА, СЫРДАРЬИ И ЦЕНТРАЛЬНОМ КАЗАХСТАНЕ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-23.jpg)
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПЛЕМЕНА КАНГАРОВ. КИТАЙЦЫ НАЗЫВАЛИ ЭТИ ЗЕМЛИ «СТРАНОЙ КАНГЮЙ». ЭТОТ ЭТНОНИМ ИЗВЕСТЕН ДАВНО. УЖЕ В СВЯЩЕННОЙ КНИГЕ ЗОРОАСТРИЗМА «АВЕСТЕ» ЕСТЬ УПОМИНАНИЕ О РАСПОЛОЖЕНИИ В СТЕПЯХ КАЗАХСТАНА КРЕПОСТИ КАНГХА, ТАКЖЕ ГОВОРЯТ О НАРОДЕ «КАНХА», ЖИВУЩИХ К СЕВЕРУ ОТ АРИЙЦЕВ ВМЕСТЕ С САКАМИ И ТОХАРАМИ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, УЖЕ В III В. ДО Н.Э. ЭТОТ ЭТНОНИМ СУЩЕСТВОВАЛ. ГОСУДАРСТВО КАНГАРОВ ВОЗНИКЛО В III В. ДО Н.Э. В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ РЕКИ СЫРДАРЬИ, В РАЙОНЕ КАНГХИ. ВО ГЛАВЕ ЭТОГО ГОСУДАРСТВА СТОЯЛ РОД УЫН, ПРОИСХОДИВШИЙ ИЗ ВОСТОЧНО-САКСКОГО НАРОДА СОЭТЖАЙ. КАНГ – ОДНИ ИЗ ДРЕВНИХ НАЗВАНИЙ СЫРДАРЬИ.
Слайд 25КУЛЬТУРА УСУНЕЙ
УСУНИ ЗАНИМАЛИСЬ СКОТОВОДСТВОМ (ЛОШАДИ, ОВЦЫ, КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ, МУЛЫ, ВЕРБЛЮДЫ, ОСЛЫ).
![КУЛЬТУРА УСУНЕЙ УСУНИ ЗАНИМАЛИСЬ СКОТОВОДСТВОМ (ЛОШАДИ, ОВЦЫ, КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ, МУЛЫ, ВЕРБЛЮДЫ,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-24.jpg)
БОГАТЫЕ УСУНИ ИМЕЛИ ДО 5 ТЫС. ГОЛОВ ЛОШАДЕЙ. БЫЛО РАЗВИТО ОРОШАЕМОЕ И БОГАРНОЕ (БЕЗПОЛИВНОЕ) ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. ВЫРАЩИВАЛИ ПРОСО, ЯЧМЕНЬ. ПОЛУЧИЛО РАЗВИТИЕ ОГОРОДНИЧЕСТВО, САДОВОДСТВО. ИЗ РЕМЕСЕЛ БЫЛ РАЗВИТЫ ПРОИЗВОДСТВО КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, КОЖЕВЕННОЕ ДЕЛО, РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ МЕДИ, СВИНЦА, ОЛОВА, ЗОЛОТА, ЖЕЛЕЗА.
Слайд 26КАРГАЛИНСКАЯ ДИАДЕМА
У УСУНЕЙ БЫЛО РАЗВИТО ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО. ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ ЯРКИХ ПАМЯТНИКОВ
![КАРГАЛИНСКАЯ ДИАДЕМА У УСУНЕЙ БЫЛО РАЗВИТО ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО. ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ ЯРКИХ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-25.jpg)
ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА УСУНЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ КАРГАЛИНСКАЯ ДИАДЕМА.
Слайд 27ДИАДЕМА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ АЖУРНЫХ ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИН. В РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ ВКЛЮЧЕНА МНОГОФИГУРНАЯ
![ДИАДЕМА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ АЖУРНЫХ ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИН. В РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ ВКЛЮЧЕНА МНОГОФИГУРНАЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-26.jpg)
КОМПОЗИЦИЯ. В ЦЕНТРЕ ДИАДЕМЫ НА ПОСТАМЕНТАХ, УКРЕПЛЕННЫХ НА ВЕРШИНАХ ГОР, СТОЯТ ДВА ПОВЕРНУТЫХ ДРУГ К ДРУГУ КРЫЛАТЫХ КОНЯ. ЗА НИМИ РАСПОЛОЖЕНЫ ЗВЕРИ И ЛЮДИ. СЛЕВА – ЖЕНЩИНА, СКАЧУЩАЯ НА КРЫЛАТОМ БАРСЕ (ПАНТЕРЕ ИЛИ ТИГРЕ), ЗА НЕЙ ШЕСТВУЕТ ОЛЕНЬ И ОЛЕНИХА. СПРАВА – ЖЕНЩИНА, СИДЯЩАЯ НА КОЗЛЕ, ЗА НЕЙ МЕДВЕДЬ И СНОВА ЖЕНЩИНА НА ГОРНОМ БАРАНЕ. В ЦЕНТРЕ ЖЕ МЕЖДУ КОНЯМИ ПОМЕЩЕНА ЖЕНЩИНА, ВОССЕДАЮЩАЯ НА КРЫЛАТОМ ГРИФОНЕ (ИЛИ ДРАКОНЕ) С ЛЬВИНЫМ ТУЛОВОМ, ВЫТЯНУТОЙ ЗУБАСТОЙ ПАСТЬЮ И РОГОМ НА ГОЛОВЕ. НАД ВСЕЙ ПРОЦЕССИЕЙ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТЯЩИХ ГУСЕЙ-ЛЕБЕДЕЙ.
Слайд 29КУЛЬТУРА КАНГЮЕВ
У КАНГЮЕВ БЫЛА РАЗВИТА САМОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО – ПЕСНИ, МУЗЫКА,
![КУЛЬТУРА КАНГЮЕВ У КАНГЮЕВ БЫЛА РАЗВИТА САМОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО – ПЕСНИ,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-28.jpg)
КЮИ, ТАНЦЫ, РАСПРОСТРАНЕНЫ СТРУННЫЕ И ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. УСУНИ ВЕРИЛИ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, КУЛЬТ ПРИРОДЫ, ПРЕДКОВ, ПОКЛОНЕНЯЛИСЬ СОЛНЦУ, ЛУНЕ, ЗВЕЗДАМ.
У КАНГЮЕВ ИЗВЕСТНО БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ
Слайд 30ПИСЬМЕННОСТЬ КАНГЮЕВ
НА ГОРОДИЩЕ КУЛЬТОБЕ В ДОЛИНЕ РЕКИ АРЫСЬ ОБНАРУЖЕНЫ ГЛИНЯНЫЕ КИРПИЧИ-ТАБЛИЧКИ С
![ПИСЬМЕННОСТЬ КАНГЮЕВ НА ГОРОДИЩЕ КУЛЬТОБЕ В ДОЛИНЕ РЕКИ АРЫСЬ ОБНАРУЖЕНЫ ГЛИНЯНЫЕ КИРПИЧИ-ТАБЛИЧКИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-29.jpg)
ЭЛЕМЕНТАМИ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ. РАСКОПКИ ПРОВОДИЛИСЬ ПОД РУКОВОДСТВОМ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК А. ПОДУШКИНА.
Слайд 31ОБНАРУЖЕННОЕ ПИСЬМО СДЕЛАНО ПО АНАЛОГИИ С КЕРАМИЧЕСКИМИ ПИСЬМЕНАМИ ДРЕВНЕГО ШУМЕРА, ДВУРЕЧЬЯ, ВАВИЛОНА
![ОБНАРУЖЕННОЕ ПИСЬМО СДЕЛАНО ПО АНАЛОГИИ С КЕРАМИЧЕСКИМИ ПИСЬМЕНАМИ ДРЕВНЕГО ШУМЕРА, ДВУРЕЧЬЯ, ВАВИЛОНА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-30.jpg)
И СЛУЖИТ ИНДИКАТОРОМ ВЫСОКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ОДНА ИЗ ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЦ ИМЕЕТ ДОВОЛЬНО ВНУШИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ: 32 СМ В ДЛИНУ, 11 – В ШИРИНУ И ПОЧТИ 5 СМ ТОЛЩИНОЙ. ОЧЕВИДНО, ЧТО СЕЙ «КИРПИЧ» ВЕСОМ В ТРИ С ПОЛОВИНОЙ КИЛОГРАММА ЯВНО НЕ ПРЕДНАЗНАЧАЛСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЕГО ПЕРЕДАВАЛИ И ПЕРЕНОСИЛИ. ЗАКОНЧЕННЫЙ ТЕКСТ НА ОБОЖЖЕННОЙ ГЛИНЯНОЙ ТАБЛИЦЕ ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧАСТЬЮ АРХИВА ГОСУДАРСТВА КАНГЮЙ (КАНДЗЮЙ).
Слайд 33ЭТО ОТКРЫТИЕ 2020 ГОДА МИРОВОГО МАСШТАБА, ТАК КАК ВПЕРВЫЕ ЗА 30 ЛЕТ
![ЭТО ОТКРЫТИЕ 2020 ГОДА МИРОВОГО МАСШТАБА, ТАК КАК ВПЕРВЫЕ ЗА 30 ЛЕТ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-32.jpg)
УДАЛОСЬ НАЙТИ ПОЛНОЦЕННЫЙ ТЕКСТ С НАЧАЛОМ И КОНЦОМ. ПИСЬМЕННОСТЬ СДЕЛАНА НА ДРЕВНЕИРАНСКОМ ДИАЛЕКТЕ, КОТОРЫЙ УЧЕНЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРОТОСОГДИЙСКИМ ИЛИ КАНГЮЙСКИМ ЯЗЫКОМ, ТАК КАК ГОРОД ЗАЛОЖЕН ВО ВРЕМЕНА ГОСУДАРСТВА КАНГЮЙ В ПЕРВЫЕ ВЕКА Н.Э. ФЕНОМЕНАЛЬНУЮ ПО СВОЕЙ ЗНАЧИМОСТИ НАХОДКУ УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ В СТЕНОВОЙ КЛАДКЕ НЕБОЛЬШОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ПОХОЖЕ, ЧТО В БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ВЕКА ПРЕДКИ ПРОСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ТАБЛИЧКИ С ТЕКСТОМ В КАЧЕСТВЕ ОБЫЧНЫХ КИРПИЧЕЙ.
Слайд 34ДЕШИФРОВКА НАХОДКИ ПРОФЕССОРА ЛИНГВИСТИКИ КЕМБРИДЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НИКОЛАС СИМС-УИЛЬЯМС
РЕЧЬ ИДЕТ О СОЗДАНИИ ГОРОДА
![ДЕШИФРОВКА НАХОДКИ ПРОФЕССОРА ЛИНГВИСТИКИ КЕМБРИДЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НИКОЛАС СИМС-УИЛЬЯМС РЕЧЬ ИДЕТ О СОЗДАНИИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-33.jpg)
ЛИДЕРОМ АРМИИ ЧАЧ ПО ИМЕНИ САПАДАНИ, КОТОРЫЙ ПРИШЕЛ СЮДА, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ГОРОД НА ЗЕМЛЯХ ЛЮДЕЙ САДОВ, ОТ СЛОВА «БАК» - САД, И НА ЗЕМЛЯХ ЛЮДЕЙ ШАТРОВ ТО ЕСТЬ, ЭТО НОМАДЫ. ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ ПРИ ЭТОМ ЛИДЕРЫ - ПРАВИТЕЛИ ВАЖНЕЙШИХ ЦЕНТРОВ ТОГО ПЕРИОДА САМАРКАНДА, БУХАРЫ, КЕРША, НОХШЕБА И ЧАЧА. ПИШЕТСЯ, ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛ УБИТ ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ, О ТОМ, ЧТО СУЩЕСТВОВАЛИ СОКРОВИЩА КАКИЕ-ТО, КОТОРЫЕ ПОТОМ СТАЛИ ДОСТОЯНИЕМ ГЛАВНОГО ПРАВИТЕЛЯ.
Слайд 353. ДРЕВНЕ-ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПОНЯТИЕ
![3. ДРЕВНЕ-ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-34.jpg)
«ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ» ПОЯВИЛОСЬ СРАВНИТЕЛЬНО НЕДАВНО. ВО МНОГОМ ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ПЕРВОНАЧАЛЬНО, НАЧИНАЯ С ХVII ВЕКА, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ БЫЛ РАЗРАБОТАН В РАМКАХ ЗАПАДНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУКИ. ЧТО КАСАЕТСЯ ТЮРКСКОГО МИРА, ТО, ОН БЫЛ СОВЕРШЕННО ИНЫМ. ИМЕЯ В СВОЕЙ ОСНОВЕ ДОМИНИРОВАНИЕ КОЧЕВОГО СПОСОБА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОН ВОСПРИНИМАЛСЯ МНОГИМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ КАК НЕКИЙ ХАОТИЧНЫЙ НАБОР ПЛЕМЕН, НЕ ИМЕЮЩИЙ НЕ ИСТОРИИ, НИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, НИ КУЛЬТУРЫ.
Слайд 36ВКЛАД В ИЗУЧЕНИЮ ТЮРКОВ Л.Н. ГУМИЛЕВА
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ САМЫМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ
![ВКЛАД В ИЗУЧЕНИЮ ТЮРКОВ Л.Н. ГУМИЛЕВА ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ САМЫМ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-35.jpg)
ОБРАЗОМ СВЯЗАНО С ЭТНОГЕНЕЗОМ ТЮРКСКОГО МИРА, КОТОРЫЙ БЫЛ ДОСКОНАЛЬНО ИССЛЕДОВАН Л.Н. ГУМИЛЕВЫМ В ТАКИХ ТРУДАХ, КАК «ДРЕВНИЕ ТЮРКИ», «ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ВОКРУГ КАСПИЯ», «РИТМЫ ЕВРАЗИИ» И ДР.
Слайд 37ГИПОТЕЗА О СУЩЕСТВОВАНИИ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, БЫЛА ВЫДВИНУТА ТУРКОМ К.МАРШАНОМ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО
![ГИПОТЕЗА О СУЩЕСТВОВАНИИ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, БЫЛА ВЫДВИНУТА ТУРКОМ К.МАРШАНОМ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-36.jpg)
АНАЛИЗА ПРОТОРЮРКСКИХ И «ГЛОЗЕЛЬСКИХ» ТЕКСТОВ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТЕРМИН «ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ» СТАЛ ОБЩЕПРИНЯТЫМ НЕ ТОЛЬКО В ПУБЛИЦИСТИКЕ И ЛИГВИСТИКЕ, НО И В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.
Слайд 38ПРАРОДИНА ТЮРКОВ
ПРАРОДИНА ТЮРКОВ - АЛТАЙ, С ЕГО РЕЗКОКОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ. ИМЕННО ЭТОТ
![ПРАРОДИНА ТЮРКОВ ПРАРОДИНА ТЮРКОВ - АЛТАЙ, С ЕГО РЕЗКОКОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ. ИМЕННО](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-37.jpg)
ФАКТОР - ПРЕОБЛАДАНИЕ СТЕПНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ТЮРКСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ, ДОСТАТОЧНО СУРОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И СТАЛИ ТЕМ ВЫЗОВОМ, КОТОРЫЙ СТИМУЛИРОВАЛ ЗАРОЖДЕНИЕ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА ФОРМИРОВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ ПЕРВОГО В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЗАКОНА «ЗЕМЛЯ – ЭТО ОСНОВА ГОСУДАРСТВА», ПРИНЯТОГО МОДЭ
Слайд 39ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ТЮРКОВ
ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ФОРМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ У ТЮРКОВ БЫЛ КОЧЕВОЙ ТИП ГОСУДАРСТВА, КОТОРЫЙ
![ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ТЮРКОВ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ФОРМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ У ТЮРКОВ БЫЛ КОЧЕВОЙ ТИП ГОСУДАРСТВА,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-38.jpg)
ПРОСУЩЕСТВОВАЛ В РАЗНЫХ ФОРМАХ С СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э. ДО XVII ВЕКА. ТЮРКИ СОЗДАЛИ ПО ВСЕЙ ЕВРАЗИИ СВЫШЕ ДЕСЯТКА ОРИГИНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ-ИМПЕРИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕДИНЕНИЕ САМЫХ РАЗНЫХ НАРОДОВ В ИХ СТРЕМЛЕНИИ К «ЛУЧШЕЙ» ЖИЗНИ, С СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЕДИНСТВОМ ТЕРРИТОРИЙ.
Слайд 40ЯЗЫК И ЭТОГЕНЕЗ ТЮРКОВ
ТЮРКСКИЙ МИР ОБЪЕДИНЯЕТ ТЮРКСКАЯ (УРАЛО-АЛТАЙСКАЯ) ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА. ТЮРКСКАЯ ОБЩНОСТЬ
![ЯЗЫК И ЭТОГЕНЕЗ ТЮРКОВ ТЮРКСКИЙ МИР ОБЪЕДИНЯЕТ ТЮРКСКАЯ (УРАЛО-АЛТАЙСКАЯ) ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА. ТЮРКСКАЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-39.jpg)
ЭТНОЯЗЫКОВОГО ПОРЯДКА БЫЛА СФОРМИРОВАНА НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЯ И СТЕПЯХ АЗИИ В I ТЫС. ДО Н. Э.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ ТЮРКИ ОТНОСЯТСЯ К МОНГОЛОИДНОЙ И ЕВРОПЕОИДНОЙ РАСАМ, ПРИЧЕМ, В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ РАСПРОСТРАНЕНЫ ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ.
Слайд 41СКУЛЬПТУРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЮРКА
(V-VIII ВВ. Н.Э., ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН)
![СКУЛЬПТУРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЮРКА (V-VIII ВВ. Н.Э., ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-40.jpg)
Слайд 42РЕЛИГИЯ ТЮРКОВ
НАЧИНАЯ С V-IV ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕНГРИ - ГЛАВНОМ
![РЕЛИГИЯ ТЮРКОВ НАЧИНАЯ С V-IV ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕНГРИ -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-41.jpg)
БОЖЕСТВЕ, БЫЛО РАСПРОСТРАНЕНО У ВСЕХ ПРОТОТЮРКИХ И ТЮРКСКИХ НАРОДОВ. В ОБРАЗЕ ТЕНГРИ ОБЪЕДИНИЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ ИПОСТАСИ МИРОЗДАНИЯ ТЮРКОВ: МИР КАК АБСОЛЮТ И КАК ВИДИМАЯ, ОСЯЗАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ НЕБО, СОЛНЦЕ, ЛУНУ И ЗЕМЛЮ; МИР КАК БОЖЕСТВЕННО-КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ЕГО ИЕРАРХИЧЕСКИМИ УРОВНЯМИ; НАКОНЕЦ, МИР КАК СОВЕРШЕННАЯ ГАРМОНИЯ - ИДЕАЛ.
Слайд 43ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ НАУЧНОМУ ПОНИМАНИЮ РЕЛИГИИ, ТО ТЕНГРИАНСТВО ДОСТАТОЧНО СЛОЖНО НАЗВАТЬ РЕЛИГИЕЙ, ПОСКОЛЬКУ
![ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ НАУЧНОМУ ПОНИМАНИЮ РЕЛИГИИ, ТО ТЕНГРИАНСТВО ДОСТАТОЧНО СЛОЖНО НАЗВАТЬ РЕЛИГИЕЙ, ПОСКОЛЬКУ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-42.jpg)
В НЕМ ПРИЧУДЛИВЫМ ОБРАЗОМ ПЕРЕПЛЕТЕНЫ ЕДИНОБОЖИЕ, ШАМАНИЗМ, ПАНТЕИЗМ И ТОТЕМИЗМ. НО ПО СВОЕМУ ЗНАЧЕНИЮ И СТАТУСУ, КОТОРЫЙ ИМЕЛО ТЕНГРИАНСТВО В ТЮРКСКОМ МИРЕ, ОНО ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВОСХОДИТ ТОТ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, КОТОРЫЙ ИМЕЛИ И ИМЕЮТ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ, ПОСКОЛЬКУ ПРОНИЗЫВАЛО ВСЮ СТРУКТУРУ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: НАЧИНАЯ ОТ ВОЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ КАГАНОВ, УЛУСОВ И ГОСУДАРСТВ И ЗАКАНЧИВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 44ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВ
ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИМЕЕТ НЕ ТОЛЬКО ПИСЬМЕННОСТЬ, НО И СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ АЛФАВИТ.
![ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВ ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИМЕЕТ НЕ ТОЛЬКО ПИСЬМЕННОСТЬ, НО И СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-43.jpg)
ТЮРКСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ВОЗНИКЛА И РАСПРОСТРАНИЛАСЬ НА ТЕРРИТОРИИ, ОХВАТЫВАЮЩИЙ МОНГОЛИЮ, КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСТАН, УЗБЕКИСТАН, СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ, ХАКАСИЮ, ТУВУ, АЛТАЙ, БУРЯТИЮ, САХА-ЯКУТИЮ, ВОСТОЧНЫЙ ТУРКЕСТАН, ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ. ДРЕВНЕТЮРСКСКИЕ ПИСЬМЕНА (ИЛИ «БИТИКИ») ВОЗНИКЛИ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО В НАЧАЛЕ VII ВЕКА ПО ПРИКАЗУ ОДНОГО ИЗ КАГАНОВ. КАМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ С ЭТИМИ ПИСЬМЕНАМИ СЛУЖИЛИ СВОДАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ, ПРАВИЛ, УКАЗОВ, НАСТАВЛЕНИЙ И ЗАВЕЩАНИЙ КАГАНОВ.
Слайд 45ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКОЕ ПИСЬМО
ДРЕВНЕ-ТЮРКСКОЕ РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПРИМЕНЯЛОСЬ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ НА ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ
![ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКОЕ ПИСЬМО ДРЕВНЕ-ТЮРКСКОЕ РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПРИМЕНЯЛОСЬ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ НА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1138946/slide-44.jpg)
В VIII-X ВВ. И ПО ФОРМЕ ЗНАКОВ ПОХОЖАЯ НА ГЕРМАНСКИЕ РУНЫ