Л4_Художественная культура Западноевропейского средневековья

Содержание

Слайд 2

Вопросы для рассмотрения

Основные источники западноевропейской средневековой культуры
Субкультуры европейского средневековья
Основные художественные стили средневековой

Вопросы для рассмотрения Основные источники западноевропейской средневековой культуры Субкультуры европейского средневековья Основные художественные стили средневековой культуры.
культуры.

Слайд 3

Средние века

476 год - 15-16 вв.
Закладываются основы европейской цивилизации,
образовываются жизнеспособные нации

Средние века 476 год - 15-16 вв. Закладываются основы европейской цивилизации, образовываются
и государства,
складываются современные европейские языки,
достигнуты значительные успехи в культуре, науке и технике, обогатившие мировую культуру.

Слайд 4

Становление культуры раннего Средневековья
Позднеантичная + христианская + варварская традиции

Становление культуры раннего Средневековья Позднеантичная + христианская + варварская традиции

Слайд 5

Культура варваров (готы, франки, англосаксы..)

материальная культура,
языческие представления и культы,
фольклор,
искусство,
обычаи.

Культура варваров (готы, франки, англосаксы..) материальная культура, языческие представления и культы, фольклор, искусство, обычаи.

Слайд 6

«Звериный стиль»

условное общее название широко распространенных в искусстве стилизованных изображений животных, частей

«Звериный стиль» условное общее название широко распространенных в искусстве стилизованных изображений животных,
их тел или нескольких животных.

Слайд 7

Героический эпос

англосаксонский эпос -«Сказание о Беовульфе» (список к.10 в.),
исландские саги –

Героический эпос англосаксонский эпос -«Сказание о Беовульфе» (список к.10 в.), исландские саги
Снорри Стурлусон «Круг земной» (к.12 в. -н.13в.),
Французский – «Песнь о Роланде» (12 в.) (участник похода Карла Великого),
испанский – «песнь о моем Сиде» (12 в.),
германский – «Песнь о Нибелунгах» (н. 13 в.).

Слайд 8

Христианство в Средние века

Функции: интегрирующая, идеологическая культурная
Бог для Средневекового человека - не

Христианство в Средние века Функции: интегрирующая, идеологическая культурная Бог для Средневекового человека
гипотеза, а постулат
Христианское мировоззрение: дуализм (раздвоенность) мира, состоящего, согласно Библии, из земного существования и высшего небесного божественного мира (как высшей ценности и цели)

Слайд 9

средневековое понимание пространства и времени

Пространство определялось через категорию особого, сакрализованного пространства, организованного

средневековое понимание пространства и времени Пространство определялось через категорию особого, сакрализованного пространства,
интерьером церкви
Время – постоянное, напряженное ожидание конца земного, человеческого времени, и наступления нового состояния, когда времени не будет, а будет вечность

Слайд 10

Аврелий Августин(354-430)

трансформировал античную мудрость в христианскую традицию,
разграничил науку и мудрость. Вся

Аврелий Августин(354-430) трансформировал античную мудрость в христианскую традицию, разграничил науку и мудрость.
мудрость предстает в Священном писании, наука, разумно познающая мир, подчиняется мудрости.
Бог - исходный принцип, в соответствии с которым определяется и человеческое бытие, и мораль, и «истина всякой красоты» и социальная история.

Слайд 11

Северин Боэций (отец схоластики 480-525) Исидор Севильский (570-636)

сохранить Античное наследие в первозданном

Северин Боэций (отец схоластики 480-525) Исидор Севильский (570-636) сохранить Античное наследие в
виде
включить Античное наследие в дальнейший научно-философский процесс освоения мира и человека.
переводы Аристотеля
«Об утешении философией», «О святой Троице», «О католической вере», «Этимологии», «О природе вещей», «Книга о числах в Священном Писании».

Слайд 12

духовно-рыцарские ордена

Тевтонский ( 1189 - 1525 г. )
Тамплиеры (1118 г. – 1312

духовно-рыцарские ордена Тевтонский ( 1189 - 1525 г. ) Тамплиеры (1118 г.
г (?)),
Иоанниты (1080 – 1789 (?))

Слайд 13

нищенствующие ордена

Бенедикти́нцы - основан св. Бенедиктом Нурсийским в 530 г. Обеты: крайний

нищенствующие ордена Бенедикти́нцы - основан св. Бенедиктом Нурсийским в 530 г. Обеты:
аскетизм, физический труд на благо мира и монастыря.
Доминиканцы –основан в 1215 г. испанцем Домиником (1170 – 1221 гг.). Первый из нищенствующих орденов, создан с целью углубленного изучения богословия, проповеди и борьбы с ересями. Носят белую одежду с черной мантией. Обеты: безусловная нищета, проповедь, преследование еретиков.
Капуцины –основан в 1525 г. в Италии. Важнейшая сила католической контрреформации.
Тринитарии – основан в 1198 г.; цель - сбор пожертвований для выкупа христианских невольников.
Францисканцы –основан в 1208 г. итальянцем Франциском Ассизским (1182 – 1226). Обеты: отречение от собственности и удовольствий, проповедь, миссионерство, борьба с еретиками и пр. Краеугольным камнем францисканского учения была бедность, понимаемая как высшая степень смирения.

Слайд 14

Каролингское возрождение

Карл Великий - коронован в 800 г. как Император Римской империи
консолидация

Каролингское возрождение Карл Великий - коронован в 800 г. как Император Римской
государства на основе христианской религии
целенаправленная культурная политика
Организация Академии

Слайд 15

первые университеты

1088 г. в – Болонья,
1209 – Кембридж,
1257 – Сорбонна
обязательны

первые университеты 1088 г. в – Болонья, 1209 – Кембридж, 1257 –
4 факультета – богословский, права, медицинский, артистический (изучение 7 св. искусств)
способствовали формированию светской интеллигенции
важная роль в культурном развитии общества

Слайд 16

рыцарско-придворная культура

культ вождя, личной верности и военной доблести
+
христианская концепция служения

рыцарско-придворная культура культ вождя, личной верности и военной доблести + христианская концепция служения

Слайд 17

Рыцарская этика

Верность сеньору
Предательство и вероломство – тягчайший грех
Рыцарь - тот, «кто

Рыцарская этика Верность сеньору Предательство и вероломство – тягчайший грех Рыцарь -
благородно поступает и ведет благородный образ жизни» (Раймонд Луллий - поэт-лирик XIII-XIV вв..)
Рыцарский роман «Тристан и Изольда» (XIIв.)
внимание ритуалу, атрибутике, этикету, символике цвета
культ дамы

Слайд 18

поэты рыцари

Трубадуры - минестрели (Прованс, Франция) – XI-XIIIв.
труверы (юг Франции) - XI-XIIIв.
миннезингеры

поэты рыцари Трубадуры - минестрели (Прованс, Франция) – XI-XIIIв. труверы (юг Франции)
(Германия)- XII-XIVв.

Слайд 19

Куртуазность

от courtois — учтивый, рыцарский - это средневековая концепция любви, согласно

Куртуазность от courtois — учтивый, рыцарский - это средневековая концепция любви, согласно
которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином.
В общем смысле, куртуазность – это правила хорошего тона, хорошие манеры.

Слайд 20

куртуазная литература

совокупность литературных произведений зап.-европейского христианского средневековья, объединенных комплексом однородных тематических и

куртуазная литература совокупность литературных произведений зап.-европейского христианского средневековья, объединенных комплексом однородных тематических
стилистических признаков:
прославлялись воинские подвиги,
служение даме,
отражен ритуал рыцарской чести
Рыцарский роман + любовная лирика

Слайд 21

народная городская культура

тесно связана с народным творчеством,
имела вольнолюбивый и жизнелюбивый характер,
антирелегиозная направленность

народная городская культура тесно связана с народным творчеством, имела вольнолюбивый и жизнелюбивый характер, антирелегиозная направленность

Слайд 22

Светская литература

Поэзия вагантов
городской фольклор,
новеллы,
басни (фаблио – Франция, шванк – Германия),

Светская литература Поэзия вагантов городской фольклор, новеллы, басни (фаблио – Франция, шванк – Германия), сатирический эпос

сатирический эпос

Слайд 23

Писатели и поэты

Томас Мэлори (1405-1471) – эпопея «Книги о короле Артуре и

Писатели и поэты Томас Мэлори (1405-1471) – эпопея «Книги о короле Артуре
о его доблестных рыцарях Круглого стола» ,« Смерть Артура»,
Джефри Чосер(1340-1400) – «Кентерберийские рассказы», поэма «Троян и Хризеида»,
Франсуа Вийон (1431- 1463)– поэт, последний из вагантов - Малое Завещание (Petit Testament), Большое Завещание (Grand Testament)
Хуан Мануэль (1282—1348) – сборник новелл притч «Граф Луканор».

Слайд 24

праздники под открытым небом

карнавалы –уличные шествия + танцы + театрализованные игры
религиозные праздники

праздники под открытым небом карнавалы –уличные шествия + танцы + театрализованные игры
мистерии – своеобразные религиозные театральные представления, вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов
интермедии – комедийные номера на бытовые темы
миракли - сюжет - чудо или житие святого, или чудо Богородицы. Произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви.

Слайд 25

Романский стиль

IХ-ХII в
первый общеевропейский стиль в архитектуре, скульптуре живописи, основанный на античных

Романский стиль IХ-ХII в первый общеевропейский стиль в архитектуре, скульптуре живописи, основанный
моделях, но вносивший строгость и абстрактность, отвечавшие требованиям христианской религии
особенности – монументальность и простота

Слайд 26

Романская архитектура

храмы с островерхими башнями,
монастырские комплексы,
замки-крепости со смотровой башней
Основной архитектурный принцип

Романская архитектура храмы с островерхими башнями, монастырские комплексы, замки-крепости со смотровой башней
– целостность и иерархичность

Слайд 27

Монастырский комплекс в Клюни 910-1220

Монастырский комплекс в Клюни 910-1220

Слайд 28

собор Нотр Дам в Пуатье X-XII вв.

собор Нотр Дам в Пуатье X-XII вв.

Слайд 29

Собор в г. Майнц (975-1239)

Собор в г. Майнц (975-1239)

Слайд 30

Кафедральный собор в Пизе (1064 - 1118)

Кафедральный собор в Пизе (1064 - 1118)

Слайд 31

Внутреннее пространство соборов

росписи
иконы,
витражи
шпалеры,
многочисленные рельефы
характерно отсутствие какой-либо определенной программы

Внутреннее пространство соборов росписи иконы, витражи шпалеры, многочисленные рельефы характерно отсутствие какой-либо
в размещении декоративных мотивов

Слайд 32

монументальная живопись и скульптура

подчинена религиозному мировоззрению.
символический характер,
условность приёмов
стилизация форм
Нарушение

монументальная живопись и скульптура подчинена религиозному мировоззрению. символический характер, условность приёмов стилизация
пропорций
Фигуры типично романской композиции разномасштабны, зависят от иерархической значимости

Слайд 33

Готика

возникает в середине 12 в., расцвет стиля – 13 в.. угасание –

Готика возникает в середине 12 в., расцвет стиля – 13 в.. угасание
14-15 в..
Готическое искусство - сложное, многогранное, декоративное

Слайд 34

классика готической литературы

«Монах» - М. Льюис,
«Элексиры сатаны» - Э.Т.А. Гофман,
«Колодец и

классика готической литературы «Монах» - М. Льюис, «Элексиры сатаны» - Э.Т.А. Гофман,
маятник» - Э.А. По,
«Замок Отранто» - Х. Уолпол,
«Майская ночь или утопленница» - Н.В. Гоголь

Слайд 35

Готика (периодизация)

ранняя (XII в.)
зрелая (высокую) (XIII-XIVвв.)
поздняя (так называемая пламенеющая) (XIV –XVвв.)

Готика (периодизация) ранняя (XII в.) зрелая (высокую) (XIII-XIVвв.) поздняя (так называемая пламенеющая) (XIV –XVвв.)

Слайд 36

Готическое искусство

культовое по назначению и религиозное по тематике.
характерны символико-аллегорический тип мышления

Готическое искусство культовое по назначению и религиозное по тематике. характерны символико-аллегорический тип
и условность художественного языка
главенство архитектуры в системе искусств

Слайд 37

Готическая архитектура

собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи
Главный принцип –

Готическая архитектура собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи Главный
восхождение, вертикальная устремленность
динамичная устремленность ввысь башен собора, стрельчатых арок, порталов, всех форм храма, была порождена стремлением души к небу

Слайд 38

Готический собор

базиликальный тип постройки,
все элементы подчиняются единой стилевой системе
устойчивая каркасная система

Готический собор базиликальный тип постройки, все элементы подчиняются единой стилевой системе устойчивая

крестово-рёберные стрельчатые своды арки стрельчатой формы

Слайд 39

Нервюра (от фр. nervure – жила, сухожилие)

выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
арка

Нервюра (от фр. nervure – жила, сухожилие) выступающее ребро готического каркасного крестового
из тёсаных клинчатых камней, обычно укрепляющая ребра свода
Каркасные арки, образующиеся на пересечении крестовых сводов, связывали между собой опоры пролётов центрального и боковых нефов, где на каждый прямоугольный в плане пролёт главного нефа приходились по два квадратных пролёта боковых нефов.

Слайд 40

Свод собора в Лане (Франция)

Свод собора в Лане (Франция)

Слайд 41

Аркбутан (франц. arc-boutant)

наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным

Аркбутан (франц. arc-boutant) наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического
столбам-контрфорсам, расположенным за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проёмы, пролёты сводов и т. п.

Слайд 42

Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила)
поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро,

Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила) поперечная стенка, вертикальный выступ или
усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание).

Слайд 44

узорный вимперг

высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проёмы готических

узорный вимперг высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проёмы готических
зданий.
Поле вимперга обычно украшалось ажурной или рельефной резьбой

Слайд 45

Вимперги
Кельнского собора

Вимперги Кельнского собора

Слайд 46

фиал

декоративное венчание пинаклей,
щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и

фиал декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета
т. д.
Иногда помещались по сторонам
окон, порталов.

Слайд 47

папский дворец в Авиньоне 1334–1352

папский дворец в Авиньоне 1334–1352

Слайд 48

отель Жака Кёра в Бурже 1453

отель Жака Кёра в Бурже 1453

Слайд 49

Особняк Клюни в Париже конец XIV в.

Особняк Клюни в Париже конец XIV в.

Слайд 50

Реймский собор 1211-1275

Реймский собор 1211-1275

Слайд 51

тимпан «История святого Стефана»

тимпан «История святого Стефана»

Слайд 52

Готические Химеры

Готические Химеры

Слайд 55

собор Парижской богоматери 1163- 1345.

собор Парижской богоматери 1163- 1345.

Слайд 56

Собор Богоматери в Амьене

1220-1269

Собор Богоматери в Амьене 1220-1269

Слайд 57

Скульптурные изображения в кафедральном соборе г. Магдебург

Скульптурные изображения в кафедральном соборе г. Магдебург

Слайд 58

витражи часовни Сент-Шапель

витражи часовни Сент-Шапель

Слайд 59

церковь Сен-Маклу в Руане 1434–1470 гг.

церковь Сен-Маклу в Руане 1434–1470 гг.
Имя файла: Л4_Художественная-культура-Западноевропейского-средневековья.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0