Место богословия в системе научного знания. Лекции № 2: Место богословия и структура богословского знания

Содержание

Слайд 2

Лекции № 2: Место богословия и структура богословского знания в русской образовательной

Лекции № 2: Место богословия и структура богословского знания в русской образовательной
традиции
1. «Структура» богословского знания в Киевской Руси
2. Особенности богословского знания в Московской Руси (XIV–XVI вв.)
3. Структура богословского знания в братских школах Юго-Западной Руси в конце XVI – первой трети XVII в.
4. Структура богословского знания в Киево-Могилянской коллегии (1730-1789)
5. Структура богословского знания в российских епархиальных школах XVIII в.
6. Структура богословского знания в российских духовных школах первой половины XIX в.
7. Структура богословского знания в российских духовных академиях 1869-1884 гг.
8. Структура богословского знания в проектах высшего богословского образования начала XX в.

Слайд 3

1. «Структура» богословского знания в Киевской Руси
(XI-XIII вв.)

1. «Структура» богословского знания в Киевской Руси (XI-XIII вв.)

Слайд 4

Особенности развития богословского знания в Киевской Руси:

Гомилетика (учительная литература);
Агиография;
Аскетика;

Особенности развития богословского знания в Киевской Руси: Гомилетика (учительная литература); Агиография; Аскетика;

Догматика и полемика;
Каноническая литература;
Описание паломничеств;
Летописание;
Богослужебная гимнография;
Сборники сочинений по тому или иному вопросу, чаще всего анонимные.

Слайд 5

Жанры богословской литературы Киевской Руси:

Гомилетика (учительная литература);
Агиография;
Аскетика;
Догматика и

Жанры богословской литературы Киевской Руси: Гомилетика (учительная литература); Агиография; Аскетика; Догматика и
полемика;
Каноническая литература;
Описание паломничеств;
Летописание;
Богослужебная гимнография;
Сборники сочинений по тому или иному вопросу, чаще всего анонимные.

Слайд 6

2. Особенности богословского знания в Московской Руси
(XIV–XVI вв.)

2. Особенности богословского знания в Московской Руси (XIV–XVI вв.)

Слайд 7

Основные черты в богословии

Формирование самостоятельной богословской палитры русского богословия.
Богословское осмысление истории
Исихазм

Основные черты в богословии Формирование самостоятельной богословской палитры русского богословия. Богословское осмысление
(преподобный Сергий Радонежский и ученики).
Церковно-практические темы (иконы, святые, богослужение).Богословие иконы (преподобный Андрей Рублев).
Богословское противостояние ересям (жидовствующие, стригольники) - полемика.
Переводы священных текстов (Геннадиевская Библия 1499 г.).
Богословские дискуссии: преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский.

Слайд 8

3. Структура богословского знания в братских школах Юго-Западной Руси в конце XVI

3. Структура богословского знания в братских школах Юго-Западной Руси в конце XVI
– первой трети XVII в.

Слайд 9

Учебные принципы в братских школах

⬥Братские школы: Львовская (1586), Виленская, Киевская (1615) и

Учебные принципы в братских школах ⬥Братские школы: Львовская (1586), Виленская, Киевская (1615)
др.
⬥Главная задача: воспитание детей и укрепление юношества в православном духе, а не целенаправленная подготовка духовенства и не научное образование.

⬥Преподаватели: требования как образовательные, так и нравственные (благочестивость, рассудительность, смиренномудрость, кротость и воздержание)
⬥Педагогические принципы: непредвзятость и демократичность; взаимный контроль учеников под бдительным оком учителя

Слайд 10

Учебный план в братских школах

⬥Преподавались: тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика

Учебный план в братских школах ⬥Преподавались: тривиум (trivium) - грамматика, риторика и
(последняя – по преп. Иоанну Дамаскину) - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
⬥Курсы философии – специального класса нет; в наиболее крупных школах при городских братствах - элементы.
⬥Богословие
НО!!! Проблемные темы:
Отношение к светским наукам: риторике, диалектике и философии:
Отношение к богословским системам, изучаемым в латинских школах:

Слайд 11

Богословие в братских школах

⬥Богословие: церковный устав, пасхалия, Священное Писание и Предание («учение

Богословие в братских школах ⬥Богословие: церковный устав, пасхалия, Священное Писание и Предание
от Святых Евангелий, посланий Апостольских, Пророков, Св. Отец»), учение о добродетелях и учение о церковных праздниках.
⬥Церковное чтение и пение!
⬥ Отсутствие богословских систем!!!
⬥ Основа богословского ведения: Священное Писание и Священное Предание (насколько доступно в XVII в.);
церковная практика (богослужебные тексты, пасхалия, учение о церковных праздниках и пр.)
⬥ Проблема: какая-то систематизация богословских истин нужна! – у братских школ – это катехизисы (древняя церковная традиция устного научения , возрожденная в XVII в. в форме письменных текстов, причем во всех христианских конфессиях)

Слайд 12

Катехизисы братских школ

⬥Неприятие братскими школами богословских систем (влияние католичества!); альтернатива богословский систематизации

Катехизисы братских школ ⬥Неприятие братскими школами богословских систем (влияние католичества!); альтернатива богословский
- катехизис
⬥«Катехизис» - от греч. Κατηχέω - «оглашать», «обучать с голоса», «наставлять»; в древней Церкви – беседы для оглашенных, затем – крещенных.
⬥Новый этап развития древнего жанра в XVI–XVII вв. под влиянием католическо-протестантской полемики – уже как письменного жанра.
⬥Малороссийские православные катехизисы появляются в конце XVI в. как ответ на иноконфессиональные вызовы; берут за основу уже существующие образцы – католические и протестантские; против протестантов используют католическую аргументацию и наоборот.

Слайд 13

Структура и содержание катехизисов братских школ

⬥Ранние православные малороссийские катехизисы: не претендовали на

Структура и содержание катехизисов братских школ ⬥Ранние православные малороссийские катехизисы: не претендовали
догматическую полноту, должны были лишь опровергнуть неправославные богословские мнения. 
⬥Полемичность присуща всем православным катехизисам вплоть до середины XVII в.
⬥Богословские представления и понятийный аппарат: конкретизируются и уточняются под влиянием критики представителей иного конфессионального лагеря.
⬥Структура определяется примерами протестантских, затем – католических катехизисов.
1) по полемическим вопросам;
2) о Вере, Надежде, Любви;
3) по членам Символа Веры.

Слайд 14

4. Структура богословского знания в Киево-Могилянской коллегии (1630-1701 и далее)

4. Структура богословского знания в Киево-Могилянской коллегии (1630-1701 и далее)

Слайд 15

Киево-Могилянская коллегия

Святитель Петр Могила (1596–1646) и его образовательная модель: в 1631

Киево-Могилянская коллегия Святитель Петр Могила (1596–1646) и его образовательная модель: в 1631
г. - коллегия в Киево-Печерском монастыре по примеру иезуитской, включая философию и богословие (по благословению Константинопольского Патриарха).
Противление киевских братчиков «латинскому учению»: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3: 19).
1632 г.: Киево-братская коллегия (как синтез братской школы и Киево-Печерской коллегии), но без высшего богословского класса.
Возрастающая система классов словесно-философского направления: фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика (с гомилетикой), философия (умственная – логика; естественная – физика; божественная – метафизика).

Слайд 16

Богословие в Киево-Могилянской коллегии

«Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» святителя

Богословие в Киево-Могилянской коллегии «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»
Петра Могилы (первая символическая книга Восточной Церкви)
Структура: «О Вере»; «О Надежде»; «О Любви».
Почему именно так?
Вопрос 1. Что должен иметь православный и кафолический Христианин, чтобы наследовать жизнь вечную? - Правую веру и добрые дела. 
Вопрос 3. В чем состоят сии две должности? - В трех Богословских добродетелях, как-то: в Вере, Надежде и Любви. Посему и разделим Исповедание на три части. В первой части будем говорить о членах Веры (Символ веры); во второй – о Надежде (молитве Господней и заповедях блаженств); а в третьей – о Любви (о христианских добродетелях, грехах, Божественных заповедях).

Слайд 17

Богословский класс в Киево-Могилянской коллегии: история

Окончательное присоединение Украины к России (1686): по

Богословский класс в Киево-Могилянской коллегии: история Окончательное присоединение Украины к России (1686):
«вечному миру» между Россией и Польшей Киев, а вместе с ним Киево-Могилянская (Киево-Братская) коллегия отошли к России.
Первый богословский курс: 1689–1693 гг., ректор и игумен Иоасаф (Кроковский).
1691: Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) донес до сведения Московских царей Ивана и Петра о чтении богословия, испросив для коллегии прав и преимуществ высшей школы (делегация в Москву; в качестве подарка и свидетельства - печатные тезисы с богословских и философских диспутов).
1693 (окончание полного богословского курса): испрошена у царей «жалованной грамоты на содержание и утверждение прежних училищ и школ, и на мирное и свободное в них детей российских жителей и всяких православной веры ревнителей учение...».

Слайд 18

Богословский класс в Киево-Могилянской коллегии: содержание

Общая структура:
созерцательное догматическое богословие в целом

Богословский класс в Киево-Могилянской коллегии: содержание Общая структура: созерцательное догматическое богословие в
по Фоме Аквинскому («схоластика»);
нравственные уроки;
дополнение в виде полемических трактатов, обличавших специфические католические взгляды, которые не могут быть приняты православным богословием.

Слайд 19

Основные трактаты богословского курса:

о Боге едином и троичном (de Deo uno

Основные трактаты богословского курса: о Боге едином и троичном (de Deo uno
et trino),
об ангелах (de angelis),
о воплощении (de incarnatione),
о конечной цели и действиях человека (de ultimo fine et actibus humanis),
о богословских добродетелях (de virtutibus theologicis),
о грехах (de peccatis),
о благодати (de gratia), о таинствах (de sacramentis),
о покаянии (de poenitentia).
Могли быть дополнительные разделы меньшего объема:
о праве (de jure et justitia),
о человеке в состоянии невинности (de homine in statu innocentiae).

Слайд 20

5. Структура богословского знания в российских епархиальных школах XVIII в.

5. Структура богословского знания в российских епархиальных школах XVIII в.

Слайд 21

Образовательные идеи Духовного регламента (1721)

Общий пафос духовного просвещения.
Две школьных модели:
(1) Местная, для

Образовательные идеи Духовного регламента (1721) Общий пафос духовного просвещения. Две школьных модели:
непосредственных нужд епархии, которая должна удовлетворять потребности епархии в «ученых» кандидатах на священнические места, находиться под властью и попечением архиерея и содержаться на епархиальные средства.
(2) Особая – Академия, имеющая общецерковное значение и дающая наилучшее образование, как общее, так и богословское. В отличие от школ архиерейских, должна иметь более ученый характер, искусных и «остроумных» учителей, давать широкое образование как богословское, так и общее, при ней должна быть хорошая библиотека. Духовное служение выпускников Академии указывалось, но не как исключительное. Но академическое образование и только оно, по проекту автора Регламента, давало бы право проповедовать слово Божие.

Слайд 22

Московский университет (1755). Дискуссия о богословском факультете
При учреждении в 1755 г. первого

Московский университет (1755). Дискуссия о богословском факультете При учреждении в 1755 г.
русского университета – Московского – было оговорено отделение богословия от семьи университетских наук: «хотя во всяком Университете, кроме Философских наук и Юриспруденции, должны такожде предлагаемы быть Богословские знания, однако попечение о Богословии справедливо оставляется Святейшему Синоду»
(Проект Московского университета. П. 4).

Слайд 23

Архиерейские школы во второй половине XVIII в.:

Повысилось внимание к подготовке студентов

Архиерейские школы во второй половине XVIII в.: Повысилось внимание к подготовке студентов
к духовному служению: попытки дополнить «латинскую ученость» элементами пастырского образования.
Епископ Смоленский Парфений (Сопковский), попав в 1761 г. на кафедру, обнаружил отсутствие у студентов надлежащих знаний и для священнослужения: «будучи долгое время во учении латинских школ, в церковь Божию к вечерне, утрени и Литургии, кроме праздничных и воскресных дней, ходят мало, в чтении и пении церковном не упражняются, и положенное по уставу церковному порядком не примечают...» - установил 5 обязательных элементов пастырской подготовки: 1) обязательные чредные богослужения для студентов трех старших классов (риторики, философии, богословия), с чтением младшими — Часослова, Псалтири, старшими — канонов стихир, паремий и Апостола; 2) обучение нотному пению; 3) утверждение в Законе Божием, Заповедях, молитве Господней и Символе веры на специальных уроках; 4) утверждение в Новом Завете, с акцентом на изучении как «священных должностей христианских», так и «собственно к священному чину надлежащих»; 5) изучение священной, церковной и гражданской истории».

Слайд 24

Принципы митрополита Платона:

Разделение профессионального богословского образования и катехизации, или христианского просвещения для

Принципы митрополита Платона: Разделение профессионального богословского образования и катехизации, или христианского просвещения
плодотворного развития и того, и другого, не жертвуя высотой науки, с одной стороны, живостью и доступностью изложения основ христианского учения — с другой.
Особый подход к преподаванию нравственного богословия (проблема: курс христианской нравственности затвердевал в виде формул, был далек от реальной христианской жизни и мало давал помощи самой школе).
Акцент митрополита Платона — на общем служении богословской науке и нравственном единении в этом служении. Идеальную форму преподавательской корпорации митрополит видел в ученом монашеском братстве: не только потому, что в таком случае все члены корпорации являются насельниками монастыря и не имеют внешней, внемонастырской и внеучебной жизни, но и потому, что только от монашествующего можно требовать полного отречения и жертвенного служения науке и школе, а иноческий образ наиболее ярко отражает христианский нравственный идеал, к которому призывается молодой богослов

Слайд 25

6. Структура богословского знания в российских духовных школах начала XIX в.

6. Структура богословского знания в российских духовных школах начала XIX в.

Слайд 26

Структура учебного плана в высших духовных училищах согласно Уставу 1814 г.

В духовных

Структура учебного плана в высших духовных училищах согласно Уставу 1814 г. В
академиях по Уставу ДА 1814 г. было введено 6 классов наук:
богословский;
словесный;
философский;
исторический;
физико-математический;
класс языков.
На что обратить внимание:
богословие является основным смыслом духовного образования, но составляет один из 6 классов – проблема и учебного плана, и кадрового состава (количество преподавателей) – отчасти решается, но палиативными мерами;
высокий статус словесности: и теоретический смысл (учение о слове русских святителей конца XVIII – начала XIX в.), и практический (будущий священник и богослов должен хорошо владеть словом!);
церковная история в проекте реформы (1808 г.) относилась к историческому классу, в окончательной версии (1814 г.) – к богословскому (по настоянию преподававшего ее в 1810-1811 гг. иеромонаха Филарета (Дроздова));
физика до XVIII в. включалась в философию (постепенно выделяясь), математика принадлежала к «наукам точного знания» (вместе с историей и географией); особый физико-математический класс – следствие развития естественных и точных наук в XVII-XVIII вв.; но его актуальность в высшем духовном образовании – проблема (будет выведен из состава высшего духовного образования в 1869 г.)

Слайд 27

Architectonica Theologica архимандрита Филарета (Дроздова) («Обозрение богословских наук применительно к их преподаванию в

Architectonica Theologica архимандрита Филарета (Дроздова) («Обозрение богословских наук применительно к их преподаванию
высших духовных училищах» 1814 г.)

чтение Священного Писания
богословие толковательное (Hermeneutica)
богословие созерцательное (Dogmatica)
богословие деятельное или нравственное (Practica)
богословие обличительное (Polemica)
богословие собеседовательное (Homiletica)
богословие правительственное или каноническое право (Jus Canonicum)
На что обратить внимание:
начинается с чтения и толкования Священного Писания (а не с догматики) – результат развития русского богословия на протяжении XVIII в., начиная с преосв. Феофана (Прокоповича);
центральная часть (ядро: богословие созерцательное, нравственное, обличительное) – наследие от «киевской» версии, перенятой от «второй схоластики» (теория, практика, конфессиональные коррективы);
практическая заостренность (гомилетика и каноника).

Слайд 28

Дальнейшая дифференциация богословия (области, получившие самостоятельное значение в 1830-1850-х гг.)

Священное Писание

Дальнейшая дифференциация богословия (области, получившие самостоятельное значение в 1830-1850-х гг.) Священное Писание
(вскоре разделились Ветхий и Новый Заветы);
Догматическое богословие;
Нравственное и пастырское богословие (последнее иногда соединялось с другими предметами: гомилетикой или каноническим правом);
Полемическое богословие (отделилась полемика с расколом);
Гомилетика (иногда соединялась с церковной словесностью);
Каноническое право;
Из церковной истории и древностей выделяется в особую дисциплину учение о церковных древностях (вскоре появляется литургика); русская церковная история (иногда соединяется в одну кафедру с гражданской русской церковной историей);
Основное богословие (введение в богословие; энциклопедия богословских наук – «путеводитель» по усложненной палитре богословия);
Патристика (в ДА); Историческое учение об отцах Церкви (в ДС);
Екклезиастика (в КДА при архимандрите Иннокентии (Борисове), включала: символику, иерархику, канонику, литургику)
На что обратить внимание:
выделяются в особые дисциплины (и, соответственно, области «учености») части филаретовской «Архитектоники» - развитие идет по «намеченному плану»;
появляются новые дисциплины (и, соответственно, области «учености»), не предусматриваемые святителем Филаретом в качестве особых (патристика, пастырское богословие); их выделение обусловлено контекстом 1830-50-х гг. (повышение роли Предания, важность специальной подготовки пастырей даже в высшей духовной школе);
возникают новые дисциплины, обусловленные творческим поиском практических деятелей духовного образования (екклезиастика и ее составляющие).

Слайд 29

Попытки новой структуризации «школьного» богословия: «Круг Богословских наук для Академий» святителя Иннокентия

Попытки новой структуризации «школьного» богословия: «Круг Богословских наук для Академий» святителя Иннокентия
(Борисова) 1838 г.

А. Науки приготовительные:
1) Систематическое введение в круг Богословских наук
2) Библиология, или Введение в Священное Писание
3) Символика, или Введение в учение Православной Церкви
4) Патрология, или Введение в учение Отцов Церкви
5) Священная Герменевтика
6) Церковная География и Статистика, всеобщая и отечественная
7) Церковная История, всеобщая и отечественная
B. Науки, составляющие самую систему Богословия:
8) Религиозистика, или учение о Религии
а) Догматика
б) Нравоучение
9) Екклезиастика, или учение о Церкви
а) Литургика
б) Право Каноническое
C. Науки прикладные:
10) Богословие Пастырское, включая в него и Церковное красноречие
11) Богословие Обличительное
12) Богословская Педагогика

Слайд 30

Проблема: Какое место занимает богословие в системе научного знания? Какое значение имеет

Проблема: Какое место занимает богословие в системе научного знания? Какое значение имеет
связь с богословием для других наук?

Святитель Иннокентий (Борисов): «Каждая наука, попадая… в соприкосновение с богословием, выявляет свою истинную – САКРАЛЬНУЮ! – значимость».
Ибо всякая наука изучает мир, сотворенный Богом; или человека, как Божественное творение; или то, что создал человек. Поэтому каждая наука не чужда Божественного Откровения, но забыла об этом, богословие же помогает ей это выявить.

Слайд 31

7. Структура богословского знания в российских университетах и духовных академиях 1860-1880-х гг.

7. Структура богословского знания в российских университетах и духовных академиях 1860-1880-х гг.

Слайд 32

Контекст:
Изменения, произошедшие в России во второй половине 1850-х гг., и проводимые реформы

Контекст: Изменения, произошедшие в России во второй половине 1850-х гг., и проводимые
открыли новые поприща деятельности для юношества духовного сословия.
«Духовное возбуждение» в российском обществе предъявляло особые требования к духовенству и его подготовке (эпоха приходского духовенства, особое внимание к его подготовке).
Активное развитие естественных наук (геологии, биологии) ставило под сомнение библейскую картину творения мира и человека – богословие должно было дать ответ.
Гуманитарные науки (история, словесность, юриспруденция) начали изучение церковных источников – богословие должно было либо включиться в процесс, либо предложить собственные специфические методы исследования.
Главная проблема в духовных семинариях:
«Невольник – не богомольник» (проблема двойственного понятия «духовная школа»).
Главная проблема в духовных академиях:
Кризис «духовной учености» – как «богословского энциклопедизма» и «богословской рассудительности». Пафос новых понятий: «специализация» и «исследование».

Слайд 33

Основные тенденции в русском богословии середины XIX в.:

Тенденция к специализации и научной

Основные тенденции в русском богословии середины XIX в.: Тенденция к специализации и
профессионализации русского богословия; научно-критическое «исследование» заменяет «рассуждение» по богословскому вопросу.
«Историко-богословский порыв»: отчасти под влиянием западного богословия, отчасти по причине внутренних российских претензий к замкнутости «школьного» богословия, отчасти как следствие внутреннего развития российской богословской науки.
«Практический порыв»: претензии к нежеланию и/или неумению «школьным» богословием решать практические проблемы: «Церковь искала знаний, единственно, для действования, для дела, а не с другою целью», то есть, богословие должно быть заострено именно на практическом применении. Опасения, что богословие может под влиянием научно-критических методов уйти от сотериологичности, от «строгих интересов спасения» – главной цели всего Божественного Домостроительства, – и приобрести чисто научное, «умозрительное» направление, служить лишь увеличению суммы познаний.

Слайд 34

Реформа российских университетов 1863 г.: расширение «богословской составляющей»

Дискуссии 1850-60-х гг.: нужно ли богословие

Реформа российских университетов 1863 г.: расширение «богословской составляющей» Дискуссии 1850-60-х гг.: нужно
в университете; каков должен быть его состав, какова постановка? Вопрос о богословском факультете для полноценного включения богословия в систему научного знания.
Три задачи богословского знания:
1) Религиозный и нравственный фундамент всего человеческого знания, формирование мировоззрения, ориентация в любом познании;
2) изучение специальных областей гуманитарных наук: церковной истории, церковной словесности, церковного права, религиозной философии; 3) богословие как самостоятельная область науки, со своей аксиоматикой, структурой, принципами и методами, научными задачами и перспективами.
1-ю и 2-ю решено закрепить за университетами, 3-ю – оставить за академиями.
1863 г.: сохранение межфакультетской кафедры богословия (решение 1-й задачи); ввести еще две специальных кафедры богословских наук: церковной истории – на историко-филологических факультетах, церковного законоведения – на юридических.

Слайд 35

Устав российских университетов 1863 г.:

Сохранена межфакультетская кафедра богословия.
§ 13: В историко-филологическом факультете

Устав российских университетов 1863 г.: Сохранена межфакультетская кафедра богословия. § 13: В
полагаются следующие кафедры: …10) церковная история.
§ 15: В юридическом факультете полагаются следующие кафедры: …13) церковное законоведение.
ОСМЫСЛЕНИЕ:

Богословие

История, филология
(историко-филологический ф-т)

Юриспруденция (юридический ф-т)

Точные и естественные науки
(физико-математический ф-т)

Медицина (медицинский ф-т)

Слайд 36

Устав российских университетов 1863 г.:

ВОПРОСЫ, связанные с факультетскими богословскими кафедрами:
Является ли

Устав российских университетов 1863 г.: ВОПРОСЫ, связанные с факультетскими богословскими кафедрами: Является
церковная история наукой богословской или исторической? Церковное законоведение - наукой богословской или юридической?
Отличается ли постановка, круг вопросов и методы церковной истории и церковного законоведения в богословском контексте (в духовных академиях) и в университетском контексте (на соответствующих факультетах)?

История

или

церковная история

Богословие

История

церковная история

Слайд 37

Реформа духовных академий 1869 г.: введение модели «университета исследования»

Специализация всех студентов на 1-3

Реформа духовных академий 1869 г.: введение модели «университета исследования» Специализация всех студентов
курсах по трем отделениям: теоретико-богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому; общеобязательными оставлены только Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, основное богословие и круг философских наук (логика, психология, метафизика, история философии).
Специализация студентов выпускного (4-го) курса по 8-ми более конкретным группам сродных наук – для научно-педагогической подготовки (выбор и отделения, и группы – «свобода обучения»).
Специализация преподавателей по кафедрам с обязанностью развивать свой предмет научно и педагогически; свобода в построении курсов и выборе пособий («свобода преподавания»).
Введение института приват-доцентов («свободные преподаватели»).
Превращение системы научно-богословской аттестации в действующий стимул: общедоступность, открытость.
Мораль: введение в ДА модели «университета исследования»

Слайд 38

Положение небогословских дисциплин в духовных академиях согласно Уставу 1869 г.:

Расформированы «классы» Устава

Положение небогословских дисциплин в духовных академиях согласно Уставу 1869 г.: Расформированы «классы»
1814 г. (философский, словесный, исторический, физико-математический, класс языков)
Структуру высшего духовного образования определяет богословие (см. след. слайд)!!!
Небогословские дисциплины:
либо сохраняют общеобязательный статус, вне отделенской специализации: философия – общеобязательна для всех студентов;
либо «прилагаются» к соответствующим богословским – по принципу полезности: история – к церковно-историческому отделению; словесность – к церковно-практическому;
либо предлагаются для выбора согласно интересам/полезности (древние и новые языки);
либо исключаются, как не связанные непосредственно со специализацией высшего духовного образования (богословие!!!)

Слайд 39

Структура богословия в российских духовных академиях по Уставу 1869 г.

Введена специализация по

Структура богословия в российских духовных академиях по Уставу 1869 г. Введена специализация
трем отделениям: теоретическо-богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому; при сохранении в качестве общеобязательных Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и основного богословия.
Таким образом, была принята структура богословия Шлейермахера (экзегетическое, историческое, систематическое и практическое богословие), но экзегетическое богословие было сделано общеобязательным, а три остальных составляющих определили отделения.

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов
(экзегетическое богословие)

Теоретическо-богословское отделение (систематическое богословие)

Церковно-историческое отделение (историческое богословие)

Церковно-практическое отделение (практическое богословие)

Слайд 40

8. Структура богословского знания в проектах высшего богословского образования начала XX в.

8. Структура богословского знания в проектах высшего богословского образования начала XX в.

Слайд 41

Важнейшие тенденции в русском богословии начала XX в.

С одной стороны, идет

Важнейшие тенденции в русском богословии начала XX в. С одной стороны, идет
постоянный поиск более удачных структур «школьного богословия», связанного и со специализацией, и с определением методологии той или иной богословской области.
С другой стороны, структура богословия определяется уже прежде всего не учебным процессом, а научным развитием и актуальными церковными проблемами: появляются новые кафедры - Православных Поместных Церквей. Греко-Восточной Церкви после 1054 г., разделяется кафедра литургики и церковной археологии и пр.
Появляются новые «виртуальные» области богословия, не определенные кафедрами, а связанные «междисциплинарными» интересами – например, византинистика, связующая и церковную историю, и патристику, и пастырское богословие, и гомилетику; палестиноведение, связующее и библеистику, и литургику, и церковную историю, а отчасти и исламоведение.

Слайд 42

Концепция Н. Н. Глубоковский:

Два основных направления «школьного» богословия: библейско-патрологическое» и церковное «историко-практическое».
«Жизнь

Концепция Н. Н. Глубоковский: Два основных направления «школьного» богословия: библейско-патрологическое» и церковное
Церкви, служа частию посильным воплощением, частию живым комментарием библейской истины, сама оказывается важнейшим моментом реализации целеположенных Божественных планов» - это главнейшая стадия «водворения среди людей правды Божией по пути от царства Христова через Церковь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа с завершением в Царстве Бога и Отца».
Таким образом, библейско-богословский взгляд должен стать основой единства, с одной стороны, всех богословских наук; с другой, - основой единения всего комплекса научного знания, которые именно библейско-богословским взглядом определятся в своих взаимоотношениях и в отношениях к богословию.
Вспомнить «библеистические концепции» преосвященного Феофана (Прокоповича) (начало XVIII в.) и святителя Филарета (Дроздова) (начало XIX в.) и сравнить!

Слайд 43

Н. Н. Глубоковский:

Изыскание библейско-богословских истин должно научным методом убедить, что они служат

Н. Н. Глубоковский: Изыскание библейско-богословских истин должно научным методом убедить, что они
мерилом христианской веры и непременным правилом достойной жизни; посему бесспорно «их всецелое и исконное предназначение к практическому осуществлению во всемирно-историческом процессе; новая великая задача – «основательнейшего изучения мировой истории с богословско-библейской стороны».
«Эта сфера тесно и внутренно соприкасается с библиологией, поскольку приобретает все права обособленной самобытности в исключительности своего библейского первоисточника».

Слайд 44

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:

Братские школы Юго-Западной Руси конца XVI - начала XVII в. и в Киево-Могилянская

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ: Братские школы Юго-Западной Руси конца XVI - начала XVII
коллегия: место богословия в системе школьного знания, внутренняя структура  
Богословие в российской духовной школе первой половины XIX в.: Architectonica Theologica архимандрита Филарета (Дроздова) и ее дальнейшее развитие.
Место богословия в системе научного знания и внутренняя структура богословия в российском контексте середины XIX в.: адаптация европейских идей и отечественная специфика

Слайд 45

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Вопрос: «Братские школы Юго-Западной Руси конца XVI

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ Вопрос: «Братские школы Юго-Западной Руси конца
- начала XVII в. и в Киево-Могилянская коллегия: место богословия в системе школьного знания, внутренняя структура»  
Братские школы Юго-Западной Руси конца XVI - начала XVII в. (сл. 8–13)
«Вторая схоластика» – богословие иезуитских школ (коллегий и академий) XVI–XVII вв. – согласно Ratio Studiorum (сл. 14–19)
При ответе на вопрос предполагается:
Знание контекста каждой из этих двух эпох – 1580-1610-х гг. и 1630-х гг. (очень краткое!)
Понимание структуры «школьного» знания в каждую из этих эпох и место богословия в комплексе «школьного» знания.
Выявление внутренней структуры богословия в каждой из двух концепций (братской школы и Киево-Могилянской коллегии).
Попытка определить метод богословия в каждой из двух эпох.
Выводы сравнительного анализа (задача-максимум, но к ее решению надо стремиться!!!)

Слайд 46

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Вопрос: «Богословие в российской духовной школе первой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ Вопрос: «Богословие в российской духовной школе
половины XIX в.: Architectonica Theologica архимандрита Филарета (Дроздова) и ее дальнейшее развитие»
Структура богословского знания в российских духовных школах, определенная в процессе реформы начала XIX в. (сл. 25–27)
Дальнейшее развитие структуры академического богословия и определение его места в палитре научного знания 1830-1850-х гг. (сл. 28–30)
При ответе на вопрос предполагается:
Знание контекста каждой из этих двух эпох (1800-1810-х гг. и 18430-1850-х гг. – очень краткое!)
Понимание структуры «школьного» знания в каждую из эпох (четко сформулированной в 1814 г. и далее развивавшейся) и места богословия в комплексе знания (в 1808-1814 гг. – в системе духовно-школьного знания, в 1830-х гг. – в системе знания в целом, включая университетское) .
Выявление внутренней структуры богословия в каждой из двух концепций (в 1814 г. – записка святителя Филарета и усложненная в 1830-1850-х гг.).
Попытка определить метод богословия в каждой из двух эпох (и какие-то изменения).
Выводы сравнительного анализа (задача-максимум, но к ее решению надо стремиться!!!)
Имя файла: Место-богословия-в-системе-научного-знания.-Лекции-№-2:-Место-богословия-и-структура-богословского-знания.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0