Музыкально искусство в 18 веке

Слайд 2

Вторая половина 17-го и 18-й век (петровская и послепетровская эпохи) являются переломным

Вторая половина 17-го и 18-й век (петровская и послепетровская эпохи) являются переломным
периодом в отечественной истории. Именно в 18 веке произошли многие значимые изменения в культурной и общественной жизни, на десятилетия предопределившие развитие государства.
«Прорубленное» окно в Европу,
укрепление абсолютизма,
окончательное закрепощение крестьян,
введение системы всеобщего образования, учреждение первых академий наук и университетов –
все это не могло не сказаться на культурном облике страны. Большое место в духовной жизни людей стали занимать музыка и литература.

Слайд 3

Положение народной музыки до Петра I
Но так было не всегда. В 1648

Положение народной музыки до Петра I Но так было не всегда. В
году под влиянием церкви, считавшей скоморохов «богопротивными», был издан царский указ, который запрещал скоморохам участвовать в торжествах и повелевал уничтожать их маски и музыкальные инструменты. Поэтому, начиная с этого времени, музыканты, исполняющие народные песни, переходили на нелегальное положение и лишались всех привилегий.
А с приходом к власти Петра I в 1682 году положение музыкантов существенно изменилось. Реформы Петра I дали толчок развитию всего светского искусства в целом и музыкального в частности.

Слайд 4

Русская светская музыка 18 века при Елизавете Петровне – капеллы, симфонический и

Русская светская музыка 18 века при Елизавете Петровне – капеллы, симфонический и
бальный оркестры

В 1763 году императрицей организована Придворная певческая капелла. Ее выпускники — первые русские композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский — полностью реформировали русскую хоровую музыку, связав национальные особенности русского многоголосного пения с достижениями прогрессивных европейских музыкантов.
Первый русский композитор-классицист Д.С. Бортнянский (1751-1825), вернувшись из заграницы после обучения у итальянских профессоров, был назначен капельмейстером (директором) Придворной певческой капеллы. Именно при Бортнянском музыканты капеллы достигли новых вершин творчества. Сам композитор прославился как автор опер на французский текст, квинтетов, концертных симфоний и большого количества сонат и пьес для фортепиано.
Параллельно с певческой капеллой при дворе существовал особый оркестр, играющий только для императорских и приближенных к ним особ. Из среды придворного оркестра выделились такие талантливые русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Слайд 5

Постепенно в 1760-е года музыканты оркестра разделились на две принципиально различающиеся группы:
на

Постепенно в 1760-е года музыканты оркестра разделились на две принципиально различающиеся группы:
исполнителей оперно-симфонической
и бальной музыки.
Исполнители оперно-симфонической группы принимали участие в театральных постановках, а исполнители бальной музыки играли популярные в то время мелодии на торжествах, пиршествах и балах.

Слайд 6

Первые русские национальные оперы

В 1755 г. на российской сцене была поставлена первая

Первые русские национальные оперы В 1755 г. на российской сцене была поставлена
опера, написанная на оригинальный русский текст и исполненная только русскими артистами, под названием «Цефал и Прокрис». Музыку написал знаменитый в то время композитор неаполитанской школы Ф. Фрайя, либретто (текст) – «придворный» драматург-классицист А.П. Сумароков.
Другие первые русские оперы – это
«Мельник – колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты» и «Скупой» В. Пашкевича, «Сокол» и «Сын-соперник» Д. Бортнянского, «Ямщики на подставе» Е. Фомина.
Популярным автором русских опер был Е. Фомин (1761–1800) – первый русский композитор-трагик. Он написал оркестровую увертюру к мелодраме «Орфей и Эвридика» (1792) на текст Я. Княжнина, которая оказалась первым примером русской драматической симфонии. Вообще, мелодрама «Орфей и Эвридика», по мнению музыкальных критиков, является
«самым величественным памятником русского музыкального театра» той эпохи.

Слайд 7

Концертная жизнь и гастроли в России 18 века
Концертная жизнь постепенно приобрела все

Концертная жизнь и гастроли в России 18 века Концертная жизнь постепенно приобрела
более систематический характер. Для многих оркестров и театров, особенно крепостных, гастроли становились привычным делом. Помпезные оратории и хоровые концерты русской музыки имели огромный успех у самой разной публики.
Одновременно набирала обороты и сольная деятельность исполнителей. Большой известностью пользовались клавесинисты и органисты В. Пальшау, И. Гесслер, А. Сартори, которые выступали не только в частных домах для ограниченного круга гостей, но и на городских площадях, театральных подмостках, в расположениях воинских частей. Многие из сольных исполнителей подрабатывали также музыкальными наставниками у детей обеспеченных дворян.