Нарышкинское борокко

Содержание

Слайд 2

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в
русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Хронологические границы стиля с1680-х до1710-х гг.в Москве и несколько дольше на периферии ок.60-90 л.

Слайд 3

Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло

Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло
важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей, Строители «нарышкинских» храмов пытались соединить черты запрещенного Никоном шатрового типа с более вместительным традиционным пятиглавым храмом.

Предпосылки к возникновению

Слайд 4

«Нарышкинские» храмы — бесстолпные, многоярусные. В убранстве находят широкое применение элементы ордера;

«Нарышкинские» храмы — бесстолпные, многоярусные. В убранстве находят широкое применение элементы ордера;
окна украшены наличниками; стены обрамляются колонками и карнизами. Это не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов

Слайд 5

А в своей основе — архитектурной композиции - соответствует принципу формосложения, типичному для

А в своей основе — архитектурной композиции - соответствует принципу формосложения, типичному
древнерусского зодчества. Нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

Слайд 6

Казалось, что шедевр утрачен безвозвратно и в начале 2000-х уже велись разговоры

Казалось, что шедевр утрачен безвозвратно и в начале 2000-х уже велись разговоры
о строительстве гостиницы на его месте. Но в 2004 году в составе соседнего дома была обнаружена прекрасно сохранившаяся стена галереи колокольни церкви Успения с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Новое поколение реставраторов добилось сохранения этих элементов, постановку их под охрану государства и реставрации. Сохранённые элементы декора открыты для обозрения.

Слайд 7

Главный критерий в том, что стиль в своем развитии проходит несколько этапов:

Главный критерий в том, что стиль в своем развитии проходит несколько этапов:
зарождение, развитие, расцвет и упадок. Так, существуют ранние памятники нарышкинского стиля Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля: лепестковая форма храма, постановка глав по странам света, поэтажное деление фасада, ордерные элементы в декоре, Большой собор Донского монастыря

Слайд 8

памятники, знаменующие собой расцвет стиля, как всем известные церковь Покрова в Филях,

памятники, знаменующие собой расцвет стиля, как всем известные церковь Покрова в Филях,
Новодевичий монастырь или Спасская церковь в Уборах и поздненарышкинские памятники: церковь Иоанна Воина на Якиманке или церковь Ризположения на Донской, где стиль уже на излете детали становятся плоскими, цвет — невыразительным, появляются элементы других стилей. Спасская церковь в Уборах Иоанна Воина на Якиманке

Слайд 9

Нарышкинскому стилю характерно использование ордерных элементов, типичной для архитектуры того времени двуцветности,

Нарышкинскому стилю характерно использование ордерных элементов, типичной для архитектуры того времени двуцветности,
полихромных изразцов позолоченной резьбы в интерьерах традиций русского узорочья и травного орнамента.

Слайд 10

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва «Восьмерик на четверике» — популярный

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва «Восьмерик на четверике» — популярный
конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами»). Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках (в эпоху барокко).

Слайд 11

Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля. В плане это восьмерик на четверике,

Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля. В плане это восьмерик на четверике,
завершенный главкой на двух глухих восьмериках. Четверик — символ власти, восьмерик — напоминание о маяке (храм — маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок. На восьмерике полуколонки украшены капителями в виде белокаменных шаров с небольшими крестами. Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания, вверху становится более легким. Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх. Церковь Троицы в Хохлах, в Москве 1696 г

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!