Общественное движеие в годы царствования Николая 1

Содержание

Слайд 2

Нерешённость главных вопросов России о сохранении крепостного права и помещичьего землевладения, самодержавия.

Нерешённость главных вопросов России о сохранении крепостного права и помещичьего землевладения, самодержавия.
Россия оставалась империей – «тюрьмой народов»
В условиях великого поворота от аграрного общества к индустриальному необходимо было решить вопрос о направлении дальнейшего развития России.
Жесткая цензура и подавление любого сопротивления, даже выраженного мирным путем.
Интеллигенция, писатели, поэты, студенты, образованная часть общества, профессура, редакторы газет, дворянство и разночинцы.

Причины возникновения общественного движения:

Слайд 3

Особенности общественного движения 30-50-х годов:

1. Развивалось в условиях реакции
2. Правительственное реформаторство

Особенности общественного движения 30-50-х годов: 1. Развивалось в условиях реакции 2. Правительственное
зашло в тупик и не решило ни одного главного вопроса. Произошёл разрыв между правительственным реформаторством и революционным новаторством
3. Сформировалось консервативное направление, сформулировавшее собственную идеологию
4. Оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли. Результат исканий: в условиях реакции Николаевской России реализовать свои идеи на практике было невозможно. Начался процесс формирования общественного сознания и подготовка его к будущим переменам.

Слайд 4

Кружки 20х-30х годов:

Наиболее активно действовали студенческие кружки в московском университете. В 1830г.

Кружки 20х-30х годов: Наиболее активно действовали студенческие кружки в московском университете. В
В. Г. Белинский создал «литературное общество 11-го нумера» - критиковали общественно-политическую действительность. За драму «Дмитрий Калитин» Белинский был исключен из университета.
Кружок братьев Критских (1826 -1827). Состоял из 6 человек. Попытались положить прокламацию к памятнику Минина и Пожарского. Разгромлен властями.
Сунгуровское общество (1831г. ) . Состояло из 26 человек. Н.П.Сунгуров планировал подготовить вооруженное восстание, но был разгромлен властями.
Кружок А.И.Герцена (1831-1834)-дружеский кружок. Огарев, Соколовский, Сатин, Кетчер. «Идеи были смутны»,- пишет Герцен в «Былом и думах»,- мы проповедовали французскую революцию, мы проповедовали сен-симонизм и ту же революцию. Мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего мы проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому произволу». Герцен-общинный социализм в России.
Кружок Н.В.Станкевича (1834 - 1839гг) –дружеский кружок. Бакунин, Белинский, Боткин, Аксаков, Грановский. Они изучали философские системы Гегеля, Шеллинга, Фихте, Канта.
Гегелевская диалектика-учение о развитии.

Слайд 6

Консервативное направление

Идеологи: С.С.Уваров, Н.Г.Устрялов, М.Н.Погодин, Н.В.Кукольник.
Очень распространенным стало это течение после кровавой

Консервативное направление Идеологи: С.С.Уваров, Н.Г.Устрялов, М.Н.Погодин, Н.В.Кукольник. Очень распространенным стало это течение
расправы с декабристами. Для того чтобы придать консерватизму идеологический статус, граф Ушаков (министр народного просвещения) разработал теорию официальной народности. В ней самодержавие признавалось единственно возможной и верной формой правления в России. Духовное единство между царём, народом и православием будет фундаментом и гарантом успешного развития России. Крепостное право считалось благом и для народа, и для государства в целом. Из всего этого делался закономерный вывод о том, что никакие изменения и преобразования не нужны. Эта теория вызвала резкую критику среди интеллигенции. Ярыми оппозиционерами стали П. Чаадаев, Н. Надеждин и другие. Пропаганда и преподавание во всех учебных заведениях.

Слайд 7

С. С. Уваров

М. П. Погодин

С. С. Уваров М. П. Погодин

Слайд 8

Либеральное направление;
Западники

Идеологи: Т.Н.Грановский, С.М.Соловьёв, К.Д.Кавелин, В.П.Боткин, И.С.Тургенев
Мировая цивилизация едина. Вычленение

Либеральное направление; Западники Идеологи: Т.Н.Грановский, С.М.Соловьёв, К.Д.Кавелин, В.П.Боткин, И.С.Тургенев Мировая цивилизация едина.
из неё России ведёт страну к загниванию. Преобразования Петра 1 вывели Россию из «спящего» состояния и поставили её в ряд европейских держав мира. Россия должна примкнуть к Западу и влиться в «единую общечеловеческую культуру». Они считали, что нужно перенимать передовой опыт развитых стран. Они критиковали славянофилов, утверждая, что Русь отстает от Европы во многом и должна догонять ее семимильными шагами. Единственно верным путем просвещения они считали всеобщее образование. Пропаганда учения через СМИ.

Слайд 9

Либеральное направление.
Славянофилы.

Идеологи: Братья Аксаковы, Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков А.И.Кошелев
Отстаивали идею самобытности

Либеральное направление. Славянофилы. Идеологи: Братья Аксаковы, Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков А.И.Кошелев Отстаивали идею
России, особенность её государственного и общественного быта, православной веры. Причины общественной неурядицы видели в реформах Петра 1. Цель: вернуть Россию в её прежнее самобытное состояние. Тогда земские соборы доносили до государя волю народа, а между помещиками и крестьянами были четко налаженные отношения. Славянофилы полагали, что русским людям свойственен от природы дух коллективизма, тогда как на Западе царит индивидуализм. Они боролись против повального идолопоклонничества перед европейскими тенденциями.

Слайд 10

Петрашевцы

По имени одного из их руководителей Буташевича-Петрашевского, и было названо это течение.

Петрашевцы По имени одного из их руководителей Буташевича-Петрашевского, и было названо это
В кружки входили такие выдающиеся личности, как Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и т. д. Петрашевцы осуждали абсолютизм и выступали за развитие демократии.
Кружок был раскрыт в 1849 году, к следствию были привлечены более 120 человек, из них 21 был приговорен к расстрелу.

Слайд 11

«Философическое письмо» П. Я. Чаадаева

«Апология сумасшедшего» 1837 год.
Выражал веру в историческую

«Философическое письмо» П. Я. Чаадаева «Апология сумасшедшего» 1837 год. Выражал веру в
будущность России, включённой в западный христианский мир. Основные произведения: «Философские письма» (1829-1831) – опубликованы в журнале «Телескоп».

Слайд 12

Итоги

1.Широкое распространение либеральных и революционных идей и настроений среди интеллигенции
2.Пороки самодержавной

Итоги 1.Широкое распространение либеральных и революционных идей и настроений среди интеллигенции 2.Пороки
и крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая начала свою борьбу за преобразования «снизу»
Имя файла: Общественное-движеие-в-годы-царствования-Николая-1.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0