Общественнополитическая жизнь России 1830—1840-х гг. Тема 11

Содержание

Слайд 2

План урока

1. Общественное движение после декабристов.
2. Появление либерального течения в общественном движении.
3.

План урока 1. Общественное движение после декабристов. 2. Появление либерального течения в
Развитие революционного направления в общественном движении.
4. Теория «русского (общинного) социализма».

Слайд 3

1. Общественное движение после декабристов

«О застое после перелома в 1825 году мы

1. Общественное движение после декабристов «О застое после перелома в 1825 году
говорили много раз. Нравственный уровень общества пал, развитие было прервано, все передовое, энергическое вычеркнуто из жизни. Остальные — испуганные, слабые, потерянные — были мелки, пусты; дрянь Александровского поколения заняла первое место, они мало-помалу превратились в подобострастных дельцов, утратили дикую поэзию кутежей и барства и всякую тень самобытного достоинства; они упорно служили, они выслуживались, но не становились сановниками. Время их прошло».

Александр Иванович Герцен

В поисках нового философского фундамента для выстраивания консервативной, либеральной и революционной идеологии мыслящая часть российского общества обратилась к работам немецких философов

Русский публицист, писатель, философ, педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков официальной идеологии и политики Российской империи в XIX веке, сторонник революционных преобразований.

Иммануил Кант

Шеллинг Фридрих

гегель георг

Слайд 4

1. Общественное движение после декабристов

Общественное движение. Направления

Консервативное

Революционное

Либеральное

Теория официальной народности

Западники

Славянофилы

Русский утопический социализм

Большое

1. Общественное движение после декабристов Общественное движение. Направления Консервативное Революционное Либеральное Теория
значение для становления либерального движения в стране имело «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г. Он писал о том, что православие, принятое Русью, изолировало страну от католицизма и магометанства. Цивилизационное одиночество лишало Россию «Божественных истин» в области политики, экономики, культуры, открывавшихся не отдельным народам, а их сообществам. Важнейшие социально-экономические и политические процессы, по мнению Чаадаева, обошли Россию стороной, поэтому прошлое страны он видел тёмным и

Пётр Яковлевич Чаадаев

Слайд 5

2. Появление либерального течения в общественном движении

Под прессом цензуры и всевидящего ока

2. Появление либерального течения в общественном движении Под прессом цензуры и всевидящего
III отделения развитие русской мысли проходило вне литературы и университетских кафедр, а в основном в дружеских философских кружках.

Направления либерализма

Западники

Славянофилы

Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин считали, что Россия с некоторым опозданием идёт по пути, уже преодолённому Западной Европой. Они высоко оценивали реформы Петра I, видели в них необходимые условия для обновления России. Предсказывая, что со временем страна превратится в конституционную монархию или республику, западники полагали, что это произойдёт в результате реформ, а не разрушительных революций. Они ратовали за отмену крепостного права, установление свободы слова, реформу судебной системы и развитие системы местного самоуправления.

Для славянофилов (братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин) история России была уникальным и неповторимым явлением. Приверженность православию и наличие крестьянской общины, которая, по их мнению, жила по законам справедливости, обусловили своеобразие России и способны изменить мир. Православие предопределило миролюбивый, терпимый к инородцам характер народа. Общину славянофилы рассматривали как образцовую форму хозяйствования и средство воспитания людей, т. е. как лучшую форму человеческого общежития.

Слайд 6

3. Развитие революционного направления в общественном движении

Утопический социализм

Идеи А. Сен-Симона и Ш.

3. Развитие революционного направления в общественном движении Утопический социализм Идеи А. Сен-Симона
Фурье, мечтавших о построении справедливого общества, о торжестве мировой коммуны

Критика капиталистических порядков в работах Фурье убеждала Герцена, что Европа живёт в ожидании революционного взрыва, социалистических перемен.

Герцен и Н. П. Огарёв в 1831 г. организовали революционный кружок из числа выпускников Московского университета.

Горячими сторонниками идей Фурье, обличавшего ужасы современного ему капитализма и рисовавшего утопические картины будущей жизни человечества, были и члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского.

Ф.Ф.Достоевский

Кружок был разгромлен, петрашевцев в количестве 21 человека приговорили к расстрелу. В последний момент его заменили ссылкой, часть петрашевцев отдали в солдаты.

Н. А. Спешнев

Слайд 7

4. Теория «русского (общинного) социализма»

А.И. Герцен разработал теорию особого, «русского (общинного) социализма».
«Русский

4. Теория «русского (общинного) социализма» А.И. Герцен разработал теорию особого, «русского (общинного)
(общинный) социализм»

Ячейкой, зародышем «русского социализма» Герцен считал крестьянскую общину

Коллективное землевладение и землепользование препятствуют появлению безземельного пролетариата, а значит, и развитию капитализма.

Россия, усвоив социалистические идеи Запада, сможет перейти от традиционного общества к социалистическому, минуя капиталистическую стадию развития

Для перехода к социализму следовало повысить сознательность крестьян, донести до них идеалы социализма.

Общинный социализм» Герцена был заманчивой, но утопической мечтой. Крестьянин, желая стать хозяином на собственной земле, не хотел становиться социалистом.

Имя файла: Общественнополитическая-жизнь-России-1830—1840-х-гг.-Тема-11.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0