Основные этапы развития этнологического знания за рубежом и в России

Содержание

Слайд 2

План:
1. Эволюционизм.
2. Диффузионизм.
3. Функционализм.
4. Социологическая школа.
5. Американская школа исторической этнологии.
6. Этнопсихологическая школа.
7.

План: 1. Эволюционизм. 2. Диффузионизм. 3. Функционализм. 4. Социологическая школа. 5. Американская
Структурализм.
8. Культурный релятивизм.
9. Неоэволюционизм.
10. Развитие этнологии в России.

Слайд 3

Содержание:
Слайды 4-12 - Эволюционизм
Слайды 13-19 – Диффузионизм
Слайды 20-24 Функционализм
Слайды 25-26 Социологическая школа
Слайды

Содержание: Слайды 4-12 - Эволюционизм Слайды 13-19 – Диффузионизм Слайды 20-24 Функционализм
27-30 Американская школа исторической этнологии
Слайды 31-34 Этнопсихологическая школа
Слайды 35-37 – Структурализм
Слайды 38-40 – Культурный релятивизм
Слайды 41-42 – Неоэволюционизм
Слайды 43-49 – Развитие этнологии в России
Слайд 50 – Вывод
Слайд 51 – Список литературы

Слайд 4

Эволюционизм
Формирование этнологической теории эволюционизма началось в середине XIX века.
Основные идеи эволюционизма:
в

Эволюционизм Формирование этнологической теории эволюционизма началось в середине XIX века. Основные идеи
природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения;

Слайд 5

Эволюционизм
в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс; те процесса перехода от

Эволюционизм в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс; те процесса перехода от
простого состояния к более сложному; культура как часть общества также развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения;
развитие любого элемента культуры изначально предопределено, тк его поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;

Слайд 6

Эволюционизм
в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития

Эволюционизм в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных
разных народов и их культур дают одинаковые результаты;
общественное развитие подчиняется законам эволюции, свойственным для живой природы, где источником развития служат межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны друг с другом.

Слайд 7

Эволюционизм
Э. Тайлор (1832-1917). Эдуард Тайлор – основоположник эволюционной школы в этнологии.

Эволюционизм Э. Тайлор (1832-1917). Эдуард Тайлор – основоположник эволюционной школы в этнологии.
Основные научные труды:
«Исследования в области древней истории человечества» (1865)
«Первобытная культура» (1871)

Слайд 8

Суть концепции
Начало культуры – появление на земле полуцивилизованной расы людей, ее

Суть концепции Начало культуры – появление на земле полуцивилизованной расы людей, ее
развитие пошло двумя путями: назад – к обществу дикарей и вперед – к цивилизованным людям. Возможны регрессивные изменения в культуре вследствие исторических и природных катаклизмов, однако магистральное направление в истории человечества – эволюционное прогрессивное развитие культур.

Слайд 9

Эволюционизм
Существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются разными

Эволюционизм Существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются разными ступенями
ступенями развития культур народов. Человек часть природы и развивается в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, а их развитие идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие культурных форм понимается как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего».

Слайд 10

Эволюционизм
Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представляли верования

Эволюционизм Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представляли верования первобытных
первобытных народов, он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Обряды дикарей по-своему последовательны и логичны, являются результатами попыток «дикарей» объяснить порядок мироздания.

Слайд 11

Эволюционизм
Л. Морган (1818 – 1881). Льюис Генри Морган – американский

Эволюционизм Л. Морган (1818 – 1881). Льюис Генри Морган – американский ученый-
ученый- любитель, исследователь индейских племен США.
Основные научные труды:
«Древнее общество» (1877)
Суть концепции: история человечества может быть разделена на два больших периода: первый, ранний – организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; второй, поздний период – организация политическая, основанная на теории и собственности

Слайд 12

Эволюционизм
Морган предпринял попытку первой универсальной периодизации истории человечества:
эпоха дикости;

Эволюционизм Морган предпринял попытку первой универсальной периодизации истории человечества: эпоха дикости; эпоха варварства; эпоха цивилизации.
эпоха варварства;
эпоха цивилизации.

Слайд 13

Диффузионизм
Основные идеи диффузионизма:
культура является живым организмом, рождающимся и развивающимся

Диффузионизм Основные идеи диффузионизма: культура является живым организмом, рождающимся и развивающимся в
в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару;
основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культу затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр;
у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения, найти эти центры культуры – главная задача этнологии.

Слайд 14

Диффузионизм
Ф. Ратцель (1844 – 1904).
Фридрих Ратцель – профессор

Диффузионизм Ф. Ратцель (1844 – 1904). Фридрих Ратцель – профессор этнографии Мюнхенского
этнографии Мюнхенского университета.
Основные научные труды:
«Антропогеография» (1882)
«Народоведение» (1885)
«Земля и жизнь» (1891)

Слайд 15

Суть концепции:
Явления культуры – признаки связи народов: расы смешиваются, языки меняются

Суть концепции: Явления культуры – признаки связи народов: расы смешиваются, языки меняются
и исчезают, самосознание народностей меняется и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия, поэтому важнейшая задача этнологии – изучать распространение предметов культуры.

Слайд 16

Диффузионизм
Предметы материальной культуры дольше удерживаются, сохраняют свою форму и ареал

Диффузионизм Предметы материальной культуры дольше удерживаются, сохраняют свою форму и ареал своего
своего распространения по сравнению с другими явлениями культуры. Человек - лишь носитель этнографических предметов.

Слайд 17

Диффузионизм
Два способа перемещения элементов культур:
полный и быстрый перенос не

Диффузионизм Два способа перемещения элементов культур: полный и быстрый перенос не отдельных
отдельных предметов, а всего культурного комплекса в целом (аккультурация);
перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому, при этом одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) перемещаются вместе с их носителями.

Слайд 18

Диффузионизм
Л. Фробениус (1873-1938)
Лео Фробениус – фольклорист, археолог и этнолог,

Диффузионизм Л. Фробениус (1873-1938) Лео Фробениус – фольклорист, археолог и этнолог, ученик
ученик Ратцеля, создатель концепции морфологии культуры, основоположник теории «культурных кругов», специалист по африканским культурам.
Основные научные труды:
«Происхождение африканских культур» (1898)

Слайд 19

Суть концепции:
Культуры – живые организмы, переживают рождение, детство, зрелый возраст,

Суть концепции: Культуры – живые организмы, переживают рождение, детство, зрелый возраст, старость
старость и смерь. Культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек – продукт или объект культуры, а не ее творец, но без человека культура не может распространяться, те человек – лишь носитель культуры. Каждая культура обладает собственным характером, собственной «культурной душой», существуют культуры мужские и женские.

Слайд 20

Функционализм
человеческое общество, будучи частью животного мира, развивается как живой организм

Функционализм человеческое общество, будучи частью животного мира, развивается как живой организм и
и в качестве такового существует постольку, поскольку элементы, его составляющие, выполняют определенные функции, те человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов;
любая социальная система состоит из «структур» – устойчивых моделей, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и окружающей средой, и «действий», вносящих вклад в поддержание социальной солидарности системы;

Слайд 21

Функционализм
культура служит нуждам индивида: базовым (пища, жилище, одежда), производным

Функционализм культура служит нуждам индивида: базовым (пища, жилище, одежда), производным (разделение труда,
(разделение труда, защита, социальный контроль), интегративным (психологическая безопасность, социальная гармония, религия, искусство и тп);
ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей, а выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей и их совместного существования;

Слайд 22

Функционализм
Б. Малиновский (1884-1942)
Бронислав Малиновский – виднейший представитель

Функционализм Б. Малиновский (1884-1942) Бронислав Малиновский – виднейший представитель теории функционализма в
теории функционализма в Англии.
Основные научные труды:
«Научная теория культуры» (1944)

Слайд 23

Суть концепции
Культура рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов,

Суть концепции Культура рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, частей,
частей, вследствие чего, важнейшим методом функционализма становится разложение культуры на составные части и выявление зависимости между ними. Главное – раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждый элемент культуры исследуется, как выполняющий определенную задачу, функции в социокультурной общности людей.

Слайд 24

Функционализм
Культура есть продукт биологических свойств человека, тк человек –

Функционализм Культура есть продукт биологических свойств человека, тк человек – животное, вынужденное
животное, вынужденное выполнять свои потребности, для чего добывает еду, изготовляет одежду, строит жилье, тем самым преобразуя окружающую среду и создавая производное окружение, которое и есть культура. Различия между культурами обусловлено различиями в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей.

Слайд 25

Социологическая школа
в каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают

Социологическая школа в каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость
устойчивость общества;
функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;
переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно а рывками;
Человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов. Общество – это система нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

Слайд 26

Социологическая школа
Э. Дюркгейм (1858-1917). Эмиль Дюркгейм – крупнейший представитель социологической

Социологическая школа Э. Дюркгейм (1858-1917). Эмиль Дюркгейм – крупнейший представитель социологической школы
школы во франции.
Суть концепции:
Человеческие общества – закрытые статичные системы, исследование которых должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Они представляют собой приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду, обладающие принудительной силой и навязанные ему внешним окружением. Следует изучать сами социальные факты как «вещи», а не представления об этих фактах.

Слайд 27

Американская школа исторической этнологии
Основные идеи:
этнология должна изучать конкретно и всесторонне

Американская школа исторической этнологии Основные идеи: этнология должна изучать конкретно и всесторонне
каждый народ в отдельности: язык, культуру и антропологический тип;
взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность в определенных географических ареалах, в их границах следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов;

Слайд 28

Американская школа исторической этнологии
развитие человечества и его культуры происходит на основе

Американская школа исторической этнологии развитие человечества и его культуры происходит на основе
общих законов, которые познаются с большим трудом;
не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа;

Слайд 29

Американская школа исторической этнологии
Ф. Боас (1852-1948). Франц Боас – основоположник этнологии

Американская школа исторической этнологии Ф. Боас (1852-1948). Франц Боас – основоположник этнологии
в США.
Основные труды:
«О задачах этнологии» (1907)

Слайд 30

Суть концепции:
Предложил заново создать этнологию, накапливая новые этнографические данные, постепенно

Суть концепции: Предложил заново создать этнологию, накапливая новые этнографические данные, постепенно вырабатывая
вырабатывая новые методы и теории. Цель науки о человеке – создание целостного представления об истории, основанного на изучении каждого отдельного народа, его языка и культуры.

Слайд 31

Этнопсихологическая школа
высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей,

Этнопсихологическая школа высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных
характерных для представителей той или иной культуры;
впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;
были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации;
была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.

Слайд 32

Этнопсихологическая школа
М. Мид (1901-1978).
Маргарет Мид – представитель этнопсихологической школы,

Этнопсихологическая школа М. Мид (1901-1978). Маргарет Мид – представитель этнопсихологической школы, доминирующей
доминирующей темой которой становится изучение национального характера.

Слайд 33

Суть концепции:
Акцент на изучение национального характера.
Три аспекта исследований:
сравнительное описание

Суть концепции: Акцент на изучение национального характера. Три аспекта исследований: сравнительное описание
некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры,
сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;
изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений (между родителями и детьми, между родственниками).

Слайд 34

Этнопсихологическая школа
М. Мид выделяла три типа культур:
Постфигуративная культура – классический вариант

Этнопсихологическая школа М. Мид выделяла три типа культур: Постфигуративная культура – классический
современного общества. Любое изменение протекает медленно и незаметно, прошлое взрослых – схема будущей жизни их детей.
Конфигуративная культура –преобладающей моделью поведения людей является поведение их современников. Идеал - не прошлое, а настоящее.
Префигуративная культура - появляется в середине XX века, отличается неопределенностью развития будущего. Способ передачи – дети передают знания родителям.

Слайд 35

Структурализм
культура рассматривается как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, религия

Структурализм культура рассматривается как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, религия и
и тп)
необходимо искать принципы и способы культурной организации человеческого опыта существования, совместной жизни и деятельности, понимаемого как построение знаковых и символических систем.

Слайд 36

Структурализм
К. Леви – Стросс (род. 1908)
Клод Леви-Стросс – представитель структурализма

Структурализм К. Леви – Стросс (род. 1908) Клод Леви-Стросс – представитель структурализма
во Франции.
Основные научные труды:
«Структурная антропология» (1958)
«Печальные тропинки» (1959)
«Тотемизм сегодня» (19620)
«Мифология» (1964)

Слайд 37

Структурализм
Все многообразие структуры нашего мира – есть модификации некой исходной единой

Структурализм Все многообразие структуры нашего мира – есть модификации некой исходной единой
модели, ее раскрытие; поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы, между ними можно установить связи и соответствия.

Слайд 38

Культурный релятивизм
все культуры имеют равные права на существование, независимо от уровня

Культурный релятивизм все культуры имеют равные права на существование, независимо от уровня
их развития;
ценности каждой культуры относительны и обнаруживают себя только в рамках и границах данной культуры;
европейская культура является лишь одним из путей культурного развития, другие культуры уникальны и самобытны из-за собственных путей развития;
для каждой культуры характерны различные этнокультурные стереотипы поведения, которые составляют основу системы ценностей данной культуры.

Слайд 39

Культурный релятивизм
М. Херцковиц (1895 – 1963).
Мелвилл Херцковиц основоположник школы культурного

Культурный релятивизм М. Херцковиц (1895 – 1963). Мелвилл Херцковиц основоположник школы культурного
релятивизма.
Основные научные труды:
«Аккультурация» (1942)
«Человек и его творения» (1948)
«Культурная антропология» (1952)

Слайд 40

Культурный релятивизм
Ядро релятивизма – «инкультурация», вхождение индивида в конкретную форму культуры.

Культурный релятивизм Ядро релятивизма – «инкультурация», вхождение индивида в конкретную форму культуры.
Основное содержание – усвоение особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Начинается в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и тп, продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии(два уровня инкультурации).

Слайд 41

Неоэволюционизм
Основные идеи неоэволюционизма:
культура является результатом адаптации общества к окружающей среде;

Неоэволюционизм Основные идеи неоэволюционизма: культура является результатом адаптации общества к окружающей среде;
культурная адаптация – процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не приспособилась к природе, чтобы превратиться в статичную;
основу любой культуры составляет ее ядро, которое определяется особенностями природной среды, в которой происходит культурная адаптация;

Слайд 42

Неоэволюционизм
Л. Уайт (1900-1975). Лесли Элвин Уайт – представитель теории неоэволюционизма в

Неоэволюционизм Л. Уайт (1900-1975). Лесли Элвин Уайт – представитель теории неоэволюционизма в
США.
Культура – независимая система, функция и цель которой делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Культура имеет собственную жизнь и управляется собственными принципами и законами.

Слайд 43

Развитие этнологии в России.
В России интерес к этническим проблемам появился во

Развитие этнологии в России. В России интерес к этническим проблемам появился во
второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и тд. Значительную роль в постановке и решении этнических проблем в русской культуре сыграло движение славянофилов.

Слайд 44

Развитие этнологии в России.
Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846

Развитие этнологии в России. Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846
году Русского географического общества. В программу общества входило всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главная задача которого состояла в исследовании «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и тп.

Слайд 45

Развитие этнологии в России
На рубеже XIX-XX веков значительный вклад в развитие

Развитие этнологии в России На рубеже XIX-XX веков значительный вклад в развитие
отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета, по этнической психологии. В книге «Введение в этническую психологию» ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история и конкретная социальная действительность.

Слайд 46

Развитие этнологии в России
В 40-50х годах XIX века русские ученые К.М.

Развитие этнологии в России В 40-50х годах XIX века русские ученые К.М.
Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые стали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном из заседаний общества, в 1846 году Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык.

Слайд 47

Развитие этнологии в России
Особое место в истории русской науки о народах

Развитие этнологии в России Особое место в истории русской науки о народах
занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий.

Слайд 48

Развитие этнологии в России
В советский период развития отечественной этнологии особой сферой

Развитие этнологии в России В советский период развития отечественной этнологии особой сферой
исследований были межнациональные отношения. Как правило, они изучались на основе статических данных повседневного поведения и конкретных поступков людей. Так, дружба народов оценивалась по количеству участников представителей различных национальностей в крупных общесоюзных стройках или по количеству межнациональных браков.

Слайд 49

Развитие этнологии в России
Наконец, на рубеже 70-80 х годов XXвека заметным

Развитие этнологии в России Наконец, на рубеже 70-80 х годов XXвека заметным
явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления и развития этносов.
В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, руководителем которого является В.А. Тишков.

Слайд 50

Вывод:
В первой половине XX века исследования носили в основном академический характер

Вывод: В первой половине XX века исследования носили в основном академический характер
и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных культурах»; со второй половины XX века ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний.
Имя файла: Основные-этапы-развития-этнологического-знания-за-рубежом-и-в-России.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0