Содержание
- 2. Русская вязь особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века главным образом для выделения заглавий, иногда -
- 3. Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда перешла в Болгарию и Сербию и в 14
- 4. Лигатура Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются: -лигатура: соединение двух
- 5. Лигатуры могут быть: 1. Мачтовыми, когда буквы объединены одной общей «мачтой» (стволом). 2. Приписными и подчиненными,
- 6. Композиционные приёмы Колокол Софийской звонницы из Хутынского монастыря, Новгород, 1599. Решение выносных элементов при наборе одними
- 7. Азбучная молитва – одна из самых ранних, или даже первых, известных на Руси. Одни ученые считают,
- 8. Актуальность Архаичность лежит скорее в области восприятия, чем в области графических (и каллиграфических) форм. И стереотипное
- 9. Важно не то, что мы пишем, а каким образом. О пользе каллиграфии В процессе письма активируются
- 10. Лучше пишешь — лучше думаешь Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только в распознавании букв.
- 11. Лечебная графкультура В том, что каллиграфией можно заниматься как своеобразной психокоррекцией, на Востоке не сомневаются. Например,
- 12. Каллиграфия в ДЕОЦ. Чем мы занимаемся с детьми На курсе «Знакомство с каллиграфией» мы разбираем, чем
- 13. Каллиграфия в ДЕОЦ «София» Каллиграфия, как математика или любая другая наука, начинается с изучения азов. Начинаем
- 14. Материалы и принадлежности для занятий каллиграфией Совет по материалам и инструментам для каллиграфии: 1. Перья.Широконечные плоские
- 15. Виды перьев и как за ними ухаживать На изображениях вы видите три основных класса перьев, для
- 16. Современные формы вязи
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2Русская вязь
особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века главным образом для выделения
Русская вязь
особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века главным образом для выделения
Слайд 3Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда перешла в Болгарию и
Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда перешла в Болгарию и
Слайд 4Лигатура
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
-лигатура:
Лигатура
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
-лигатура:
-уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
-подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
-соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
-сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом.
Слайд 5Лигатуры могут быть:
1. Мачтовыми, когда буквы объединены одной общей «мачтой» (стволом).
2. Приписными
Лигатуры могут быть:
1. Мачтовыми, когда буквы объединены одной общей «мачтой» (стволом).
2. Приписными
3. Двухъярусными – буква пишется под буквой.
4. Замкнутыми, когда одна буква внутри другой.
5. Полузамкнутыми.
6. Точечными – группа букв соприкасаются в единственной точке.
7. Пересеченными – две буквы пересекают друг друга.
8. Титловыми, когда на месте пропуска букв ставится особый знак «титло» ҃. Титлами сокращаются наиболее употребимые слова. Написание титловых лигатур, как правило, не допускало вариаций: бг – бог, бца – богородица, дх – дух, цр – царь, стыї – святый, числа 71 – оа и т.д. Московские каллиграфы привнесли в теорию вязи некоторые новшества, предопределившие ее дальнейшее развитие;
9. Дробление общей мачты,
10. Подвешенные буквы, т.е. буква приобретала дополнительные элементы, максимально заполняя окружающее ее пространство.
11. Разнесенные буквы – буквы вытягивались, а их горизонтальные элементы смещались к краям мачты. При этом горизонтальные линии букв были значительно тоньше (почти незаметны) по сравнению с вертикальными.
12. Нарушение симметрии изменяло некоторые буквы до неузнаваемости. В вязи широко применялись выносные знаки (
Слайд 6Композиционные приёмы
Колокол Софийской звонницы из Хутынского монастыря, Новгород, 1599.
Решение выносных
Композиционные приёмы
Колокол Софийской звонницы из Хутынского монастыря, Новгород, 1599.
Решение выносных
Слайд 7Азбучная молитва
– одна из самых ранних, или даже первых, известных на
Азбучная молитва
– одна из самых ранних, или даже первых, известных на
Азбучные молитвы (иногда называемые толковыми азбуками) являются особой формой изложения вероучительных истин.
Слайд 8Актуальность
Архаичность лежит скорее в области восприятия, чем в области графических (и каллиграфических)
Актуальность
Архаичность лежит скорее в области восприятия, чем в области графических (и каллиграфических)
Знает ли педагог-художник? В любом случае вся вывесочная «клюква» относится к подлинной рукописной допетровской традиции так же, как певцы в кокошниках к творчеству Ольги Федосеевны Сергеевой. И бороться со стереотипами можно только внимательным изучением и чутким использованием кириллицы.Русскому же письму, современному и полноценному, ещё только предстоит сформироваться, восполнив разрыв в своём развитии.
Слайд 9Важно не то, что мы пишем,
а каким образом.
О пользе каллиграфии
В
Важно не то, что мы пишем,
а каким образом.
О пользе каллиграфии
В
Слайд 10Лучше пишешь — лучше думаешь
Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только
Лучше пишешь — лучше думаешь
Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только
Между письмом печатными и прописными буквами, судя по данным исследований, тоже есть разница. Дисграфия, заболевание, при котором нарушается способность к письму, принимает разные формы у разных людей — у некоторых остаётся способность к написанию печатных букв, у других — к написанию прописных.
При алексии, зеркальном дисграфии заболевании (нарушения способности к чтению), также есть различия: одни пациенты способны читать только прописной текст, другие — только печатный. Всё это говорит о том, что две разные формы письма активируют разные связи в мозге и вовлекают разные когнитивные ресурсы.
Слайд 11Лечебная графкультура
В том, что каллиграфией можно заниматься как своеобразной психокоррекцией, на Востоке
Лечебная графкультура
В том, что каллиграфией можно заниматься как своеобразной психокоррекцией, на Востоке
«Некоторые соматические заболевания поддаются лечению через арт-терапию, в том числе через каллиграфию, — говорит психотерапевт Людмила Куланина. — Например, были пациенты с сахарным диабетом, достигшие нормального уровня сахара в крови. А то, что каллиграфия положительно влияет на психику и формирование характера, — это однозначно. Вырабатываются целеустремленность, работоспособность, сосредоточенность. В Китае считают: достигается гармония тела и духа, человек учится управлять своими эмоциями. Если тебе плохо — пишешь, если чрезмерно хорошо — тоже пишешь».
Терапевтическая сторона каллиграфии известна давно. «Ты шлифуешь линию, а линия шлифует тебя — говорили древние», — рассказывает Петр Чобитько. Китайцы считали, что сначала в человеке надо создать «фундамент» с помощью каллиграфии, а потом уже учить остальным наукам, ремеслам и искусствам. Без «фундамента» знания бессмысленны. Японцы же до сих пор уверены: «застывшая поэзия» формирует кондзё — «корень характера». Не случайно каллиграфией должен был владеть каждый самурай, ее даже называли пятым видом боевого искусства — ведь она укрепляла дух.
«Каллиграфия — это не только эстетика и гармония,
а мощное средство влияния на сознание человека»
Слайд 12Каллиграфия в ДЕОЦ.
Чем мы занимаемся с детьми
На курсе «Знакомство с каллиграфией» мы
Каллиграфия в ДЕОЦ.
Чем мы занимаемся с детьми
На курсе «Знакомство с каллиграфией» мы
Слайд 13Каллиграфия в ДЕОЦ «София»
Каллиграфия, как математика или любая другая наука, начинается с
Каллиграфия в ДЕОЦ «София»
Каллиграфия, как математика или любая другая наука, начинается с
Знакомясь с каллиграфией, ребята изучают алфавит, осваивают уникальные, характерные только для вязи, принципы письма,знакомятся с ритмом и композицией. Более старшие ученики обогащают арсенал историческим материалом, работают над усложненными композиционными задачами, создают финальный каллиграфический проект.
Слайд 14Материалы и принадлежности для занятий каллиграфией
Совет по материалам и инструментам для каллиграфии:
1.
Материалы и принадлежности для занятий каллиграфией
Совет по материалам и инструментам для каллиграфии:
1.
2. Тушь. Наиболее оптимальный вариант по цене-качеству - Тушь "Гамма" (именно "тушь", а не "чернила").Дает нейтральный черный цвет, жидкая, хорошо стекает по перу, стоит недорого, продается в любом магазине канцелярских товаров. Тушь "koh-i-nor" - цвет ровный черный. Продается в художественных магазинах, артландии. Густая - может быть не очень удобно.Китайская тушь - хорошая, но очень густая, надо разбавлять водой (обязательно кипяченой).
Бумага. Лучше если она будет гладкой или среднего зерна. Рельефную и текстурную лучше пока не брать. Каллиграфия, как и любой вид творчества, требует много практики. Очень важно выкроить часок (а то и больше) в день для отработки упражнений. Так вот, новички, готовьтесь: бумага будет уходить вагонами. На «время проб и ошибок» вполне достаточно будет купить бумагу IQ Selection Smooth . Она бывает плотностью 80, 100, 120, 160 г/кв.м. Берите 80- самое то, да еще и 500 рублей за 500 листов, дешево и сердито. Либо, как вариант, в канцелярском магазине взять бумагу для черчения с плотностью 80.
Слайд 15Виды перьев и как за ними ухаживать
На изображениях вы видите три основных
Виды перьев и как за ними ухаживать
На изображениях вы видите три основных
Слайд 16Современные формы вязи
Современные формы вязи