Особенности социально-политического развития древнерусского государства (IX – начало ХII века)

Содержание

Слайд 2

План
1. Причины возникновения и особенности становления древнерусского государства. «Норманнская теория».
2. Христианизация

План 1. Причины возникновения и особенности становления древнерусского государства. «Норманнская теория». 2.
Руси. Православие как духовная основа древнерус-ской цивилизации.
3. Экономика и социальные отношения в Древней Руси.

Слайд 3

Причины возникновения и особенности становления древнерусского государства. «Норманнская теория».

Причины возникновения и особенности становления древнерусского государства. «Норманнская теория».

Слайд 4

Возникновение государства- это закономерный этап развития древнего общества. На территории России

Возникновение государства- это закономерный этап развития древнего общества. На территории России в
в древности обитали такие народы и государства как Киммерийцы, Скифы, Сарматы, Боспорское царство, Урарту.
Норманнская теория — это направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов, скандинавов) основателями первого государства восточных славян — Киевская Русь.

Слайд 5

Немецкие ученые использовали сообщения летописи «Повесть временных лет» для изложения своей

Немецкие ученые использовали сообщения летописи «Повесть временных лет» для изложения своей теории.
теории. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар..

Слайд 6

В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к

В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице.
междоусобице. В этих условиях в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский престол: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдите княжить и влодеть нами». Три брата — варяга — Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян, и власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в их руки. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»).

Слайд 7

Норманское происхождение государственности доказывали в 18 в. немецкие ученые Г.Ф. Миллер

Норманское происхождение государственности доказывали в 18 в. немецкие ученые Г.Ф. Миллер и
и Г.З. Байер. Общий смысл норманнской теории сводится к тому, что скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе. Некоторые русские ученые, а в особенности М.В. Ломоносов, восприняли эту теорию как личное оскорбление и как оскорбление русской нации. Они считали, что норманская теория, основана на неправильном толковании русских летописей. Некоторые источники называют руссов, и это особенно важно, славянами. Одни полагают, что они – балтийские славяне, другие – что они ведут начало от роксолан.

Слайд 8

Христианизация Руси. Православие как духовная основа древнерусской цивилизации.

Христианизация Руси. Православие как духовная основа древнерусской цивилизации.

Слайд 9

С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество,

С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с
с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни.

Слайд 10

Соседи Руси – Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический

Соседи Руси – Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический
Запад и центр православия – Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства. И Владимир I на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение – для ознакомления со всеми религиями и разослать во все земли русские посольства.

Слайд 11

В результате было выбрано православное христианство, поразившее руссичей пышностью убранства соборов, красотой

В результате было выбрано православное христианство, поразившее руссичей пышностью убранства соборов, красотой
и торжественностью служб, величием и благородством православной христианской идеи – своего рода идиллии всепрощения и бескорыстия.

Слайд 14

Значение крещения Руси
1. Укрепление княжеской власти.
2. Объединение восточных славян одной верой.
Русь встала

Значение крещения Руси 1. Укрепление княжеской власти. 2. Объединение восточных славян одной
в одно ряд в христианским государствами Европы.
4. Укрепилась связи с Византией.
Церковь сохранила языческие праздники. Но запретила кровную вражду, жертвоприношение и многоженство.
На Русь пришли письменность. образование, церковное искусство.

Слайд 15

Экономика и социальные отношения в Древней Руси.

Экономика и социальные отношения в Древней Руси.

Слайд 16

В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм ,

В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм , но
но сохранялись и рабовладельческие, и первобытно-патриархальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была земля. Поэтому привилегированное положение занимали те группы населения, которые ей владели.

Слайд 17

Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина . Владельцем вотчины был князь

Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина . Владельцем вотчины был князь
или боярин . В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу великого князя.

Слайд 18

Наряду с крестьянской общиной важным элементом феодального общества был город, представлявший

Наряду с крестьянской общиной важным элементом феодального общества был город, представлявший собой
собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Наиболее крупными городами Древней Руси были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В эти же годы начался рост числа городов. В летописи (до XIII в.) упоминалось более 220 городов. Интересно, что даже в Скандинавии Русь называли «Гардарией»- страной городов.

Слайд 19

Княжили в таком порядке(«лестница князей»):
Старший брат;
Младшие братья по порядку;
Сыновья старшего брата (по

Княжили в таком порядке(«лестница князей»): Старший брат; Младшие братья по порядку; Сыновья
старшинству);
Сыновья следующих братьев (по старшинству);
Внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.

Слайд 20

По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из

По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города
города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалось Древнерусское государство  в соответствии с решением Любечского съезда 1097 года («Каждый да держит отчину свою»). Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие племянники часто ссорились с младшими дядями, что вело к междоусобицам.
Имя файла: Особенности-социально-политического-развития-древнерусского-государства-(IX-–-начало-ХII-века).pptx
Количество просмотров: 194
Количество скачиваний: 5