Первые ученики Шостаковича в Москве

Содержание

Слайд 2

Ценные указания и советы Д. Шостаковича

Д. Шостакович:
«Пишите лучше подряд, от

Ценные указания и советы Д. Шостаковича Д. Шостакович: «Пишите лучше подряд, от
начала и до конца. Обязательно записывайте всё, иначе это забудется. И не избегайте рояля, хотя импровизация за роялем – это не сочинение».

Слайд 3

Ценные указания и советы Д. Шостаковича

Одной из вершин композиторского мастерства Дмитрий

Ценные указания и советы Д. Шостаковича Одной из вершин композиторского мастерства Дмитрий
Дмитриевич считал разработку из 1 части Шестой симфонии Чайковского: «Это образцовая разработка. На ней надо учиться», - любил повторять он.

Слайд 4

Ценные указания и советы Д. Шостаковича. Работа над тематизмом и цельностью сочинения.

Ценные указания и советы Д. Шостаковича. Работа над тематизмом и цельностью сочинения.
Д. Шостакович: «Нет, магазина тем не надо устраивать. Приступая к сочинению, нужно заботиться не об отдельных темах, а о том, чтобы представить себе это сочинение в целом, так сказать, окинуть его мысленным взором. Надо писать с начала и до конца. А если Вы заранее напишите первую тему, вторую, третью и так далее, это будет ремесленная работа. Вы станете подгонять одну тему к другой, а они могут совсем и не подходить друг другу».

Слайд 5

Первая встреча Р. С. Бунина с Д. Д. Шостаковичем

Р. Бунин: «Подробно

Первая встреча Р. С. Бунина с Д. Д. Шостаковичем Р. Бунин: «Подробно
расспросив, сколько мне лет, когда начал сочинять, у кого занимался, прошел ли курс полифонии и т.д., он устроил мне небольшой экзамен. Я играл с листа отрывок из симфонии Гайдна (по партитуре). Затем Дмитрий Дмитриевич задал ряд вопросов: чем отличается пассакалья от чаконы, назовите известные вам случаи зеркальной репризы в симфонических allegri и примеры употребления натуральных валторн и труб в редких строях (H, Fis)».

Слайд 6

Ценные указания и советы Д. Шостаковича. Масштабность и значимость симфонического жанра

Д. Шостакович:
«Симфония

Ценные указания и советы Д. Шостаковича. Масштабность и значимость симфонического жанра Д.
– это роман или драма Шекспира»
Д. Шостакович: «Запомните, если без какого-нибудь эпизода можно обойтись, значит, он лишний. Старайтесь писать лаконично и избегать общих мест. Оставляйте только то, что абсолютно необходимо для развития вашей музыкальной мысли».

Слайд 7

Кара Караев и Дмитрий Шостакович

К. Караев: «У меня спрашивают о том,

Кара Караев и Дмитрий Шостакович К. Караев: «У меня спрашивают о том,
как работал Дмитрий Дмитриевич со студентами, какие педагогические принципы использовал. И я должен ответить, что принципов этих было столько же, сколько даровитых и разных учеников. Но во всех случаях, будучи достаточно строгим педагогом, он умел внушать воспитанникам уверенность в своих силах и помогал доводить любое, даже очень трудное, дело до конца».

Слайд 8

Кара Караев и Дмитрий Шостакович

К. Караев: «Дмитрий Дмитриевич обладал удивительной интуицией;

Кара Караев и Дмитрий Шостакович К. Караев: «Дмитрий Дмитриевич обладал удивительной интуицией;
он всегда понимал, что хочет сказать молодой композитор. Это проникновение в замысел ученика было поразительно и поистине безошибочно. Он неизменно и быстро отыскивал “скрытую пружину”, которая заключалась в корявой порой музыке, и всегда точно подсказывал путь к ее “раскрепощению”».

Слайд 9

Ценные указания и советы Д. Шостаковича. Тональные планы и смены темпов

Дмитрий

Ценные указания и советы Д. Шостаковича. Тональные планы и смены темпов Дмитрий
Шостакович: «Менять тепм при помощи accelerando и rallentando, особенно на коротком отрезке, - никуда не годится. Лучше всего менять темп, так сказать, «стена на стену», когда один темп непосредственно натыкается на другой. Перемена темпа – вообще очень трудное дело. Иногда положительно не удается выскочить из какого-либо темпа».

Слайд 10

Ценные указания и советы Д. Шостаковича. Проблема сочинения финала в крупном циклическом

Ценные указания и советы Д. Шостаковича. Проблема сочинения финала в крупном циклическом
произведении

Дмитрий Шостакович:
«Финал, действительно, писать трудно. А знаете, в чем трудность? В неопределенности. В самом деле: про первую часть всегда ясно – это сонатное аллегро. Andante – тоже ясно, скерцо – еще яснее. А про финал ничего не известно, кроме того, что он должен закончить сочинение. Не все композиторы умели писать финалы. Хороши финалы у Моцарта и Бетховена. У Чайковского по-настоящему хорош только финал Шестой симфонии».

Слайд 11

Дмитрий Шостакович. 1948 год.

Е. П. Макаров рассказывает:
«В сенябре 1948

Дмитрий Шостакович. 1948 год. Е. П. Макаров рассказывает: «В сенябре 1948 года
года Шостаковича уволили из Ленинградской и Московской консерваторий, где он вел классы композиции и имел единственный гарантированный заработок, с мотивировкой – профессионально непригодный! То есть своей низкой квалификацией не отвечающей званию профессора. Неисчислимые бедствия всей культуре принес этот варварский поступок невежественных властей, лишивший многих музыкантов возможности учиться у великого композитора».

Слайд 12

Ученики Д. Д. Шостаковича

К. Караев Г. Галынин Б. Чайковский

Р. Гаджиев

К. Хачатурян

Н.

Ученики Д. Д. Шостаковича К. Караев Г. Галынин Б. Чайковский Р. Гаджиев
Тимофеев

Р. Бунин

Е. Макаров