Слайд 2 Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и
страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...
Слайд 3«Священная война»
«Священная война» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным
гимном защиты Отечества. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Музыка А.Александрова; Слова В.Лебедева - Кумача
Слайд 4«В землянке»
Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке» родилась
совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни.
Слайд 525 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».
К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Слайд 6«Темная ночь»
Одна из самых популярных песен военных лет «Темная ночь» была
написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат. Идея «оживить» эпизод лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм.
Слайд 7 По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года «Темная ночь» «была на
устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».
Слайд 8«Синий платочек»
Музыка была написана Ежи Петербургским в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь».
Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Галицкий. Уже через два дня песню исполнил солист ансамбля Станислав Ландау. Непритязательная лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером.
Слайд 9 Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет
после войны Клавдия Шульженко не снимала ее с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным.
Слайд 10«Катюша»
Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" -
песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года.
Слайд 11 А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных М.В. Исаковским. Поэт,
по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором М.И. Блантером.
Композитора настолько поразили "очень звонкая интонация" и "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, что он в результате провёл не одну бессонную ночь в работе над музыкальным решением композиции, результатом чего стало рождение бессмертной мелодии.
Слайд 12«Казаки в Берлине»
Эта песня родилась непосредственно в День Победы. Поэт Цезарь Солодарь
в качестве военного корреспондента присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Написал под впечатлением эпизода, свидетелем которого он был.
Слайд 14Цезарь Солодарь вспоминал: «Ранним утром 9 мая 1945 года на одном перекрестков немецкой столицы лихо
орудовала флажком юная регулировщица в пилотке. Вдруг послышался цокот копыт, и мы увидели приближающуюся конную колонну. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре 1941 года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, но можно было заметить, что какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись ехавшему на поджаром дончаке молодому казаку, задиристо крикнула:
— Давай, конница! Не задерживай!
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду:
— Рысью!
Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощанье махнул рукой регулировщице...».
Слайд 15 Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета
набросал первые строчки будущей песни. В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам, которым они очень понравились. По их предложению стихи были усилены лихим припевом:
Казаки, казаки!
Едут-едут по Берлину
Наши казаки.
Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня «Казаки в Берлине» была написана за один день — 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся страна.