Преступления и наказания по законам Ману

Слайд 2

История возникновения

"В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам

История возникновения "В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам -
религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.
Объем - 12 глав, 2685 стихов. Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
 На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
https://studopedia.ru/14_29821_zakoni-manu-obshchaya-harakteristika.html

Слайд 3

Виды преступлений

В Древней Индии Преступление считалось тяжким грехом. Это обусловлено тем, что

Виды преступлений В Древней Индии Преступление считалось тяжким грехом. Это обусловлено тем,
право Древней Индии использовало в качестве источников религиозные догмы (писания) и нормы морали. Они как бы пронизывали все правовые нормы в Законах Ману. Не всегда в них проводилось разграничение между преступлением и гражданским правонарушением.
Исходя из нормы ст. 345 главы VIII «Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.» , можно утверждать, что законодатель по степени общественной опасности уголовные правонарушения делит на две группы независимо от их вида: на тяжкие преступления, под которыми понимается любое совершенное с насилием деяние, и все другие, т.е. совершенные без применения насилия. К тяжким преступлениям относились убийство, грабеж, изнасилование и др. Различают четыре самых тяжких проступка: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кражу золота брахмана, питье хмельных напитков (ст.349 гл.VIII «Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха».
Можно выделить такие виды преступлений, как государственные, религиозные, против личности, против собственности, должностные, против порядка управления, против нравственности и преступление против семьи.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. 1-е изд. 2007. - С152..

Слайд 4

Наказания

Целью наказания являлось возмездие преступнику, предупреждение новых преступлений и устрашение (ст.262,263 гл.

Наказания Целью наказания являлось возмездие преступнику, предупреждение новых преступлений и устрашение (ст.262,263
VIII). Устрашению отвечало содержание ст.288 гл.IX: «Все тюрьмы должны располагаться вблизи главных улиц, где все могли бы видеть страдающих и обезображенных преступников», а также ряд публичных наказаний, в том числе публичная смертная казнь.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание “лишает неба в другом мире”.
В наибольшей степени законы Ману защищали брахманов как представителей высшей варны. Преступления против брахманов считались грехом, наказание за них были самыми строгими (ст. 165-168 гл. IV). Они запрещались многими религиозными нормами (например, ст. 165-168 гл. III; ст.205-208 гл. XI). За притеснение брахмана виновный подлежал телесным наказаниям (ст.248, гл. IX). При убийстве брахмана, кроме телесных наказаний, применялось клеймение. Законы Ману в ст.127 гл. XI определяют ценность жизни брахмана в 16 раз больше, чем шудры. Причём, наказание за убийство шудры по ст.132 гл. XI приравнивалось к наказанию за убийство ряда животных (например, вороны или собаки).
Правом налагать наказания по законам Ману обладал царь, который рассматривал дела о преступлениях (ст.26 гл.VI). При рассмотрении учитывался мотив преступления, время, место совершения, способ и состояние виновного. Отягчающими обстоятельствами были преступления, совершённые ночью, умышленно, с применением насилия или причинением ущерба (ст.276 гл. IX). Смягчающими обстоятельствами являлись: отсутствие умысла (неосторожность) на совершение преступления или если деяние совершал ребёнок, старик, беременная женщина (ст.126,220-231,262,263,341 гл. VIII, ст.239 гл. IX). Царю предписывалось решать дела по справедливости, в противном случае его могли изгнать вместе с родственниками из страны и даже казнить (ст.19,302-309 гл.VIII).
https://studbooks.net/1158516/pravo/pravovoe_polozhenie_brahmanov

Слайд 5

СУД ПО ЗАКОНАМ МАНУ

Законы Ману дают представление об уголовном процессе того времени.

СУД ПО ЗАКОНАМ МАНУ Законы Ману дают представление об уголовном процессе того
Отделения суда от администрации не существовало. В судопроизводство Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства.
В отличие от других отраслей права, нормы которых содержатся во многих главах Законов Ману, нормы процессуального права более упорядочены и содержатся исключительно в VIII главе, в которой первых более 120 статей касались состава суда, порядка судопроизводства, видов доказательств, а ст. 252-263 регламентировали рассмотрение межевых споров о границе смежных участков земли. Такое компактное расположение процессуальных норм свидетельствует, во-первых, о том, что законодатель уже в то время различал нормы процессуального и материального права; во-вторых, законодатель придавал большое значение процессуальному праву, понимая его важность в деле эффективной реализации норм материального права (уголовного, гражданского и др).
В Древней Индии существовали две системы судов -- царские и внутриобщинные.
https://lektsii.com/3-34677.html
Имя файла: Преступления-и-наказания-по-законам-Ману.pptx
Количество просмотров: 84
Количество скачиваний: 0