Презентация на тему Культура Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.

Слайд 3

Особенности культуры Древней Руси

1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую культуру(былины, сказки).
2)Сформировалась

Особенности культуры Древней Руси 1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую культуру(былины,
в эпоху образования единой древней русской народности. Отразилась культура отдельных племён: поляне, вятичи, новгородцы.
3)Огромное влияние оказало христианство.
4)Несмотря на влияние Византии формировалась самобытная русская культура.

Слайд 4

«Феномен русской культуры»

1)Открытость
2)Синтетичность
3)Опора на народные корни.
4)Переплетение христианских и языческих влияний.
5)Монументальность, масштабность

«Феномен русской культуры» 1)Открытость 2)Синтетичность 3)Опора на народные корни. 4)Переплетение христианских и языческих влияний. 5)Монументальность, масштабность

Слайд 5

Письменность. Существовала до принятия христианства.

1)Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в

Письменность. Существовала до принятия христианства. 1)Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в
1949г.Надпись «горушна» - прянность
2)Договор князя Олега с Византией (911).
3)Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

Слайд 6

Кирилл и Мефодий.

Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели церковнославянского

Кирилл и Мефодий. Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели
языка и проповедники христианства. Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый».

Слайд 7

Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»

Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»

Слайд 8

Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в.
Кириллица –

Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица
азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.

Слайд 9

«Киевские глаголические листки».

«Киевские глаголические листки».

Слайд 10

Кириллица создана на основе глаголицы.

На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский,

Кириллица создана на основе глаголицы. На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский, сербский алфавиты.
сербский алфавиты.

Слайд 11

В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится центром

В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится
распространения славянской письменности. Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893—927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.

Слайд 12

Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв.

Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв.
Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец.

Слайд 14

Материал для письма.

Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство

Материал для письма. Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы.
берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.

Слайд 15

Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент

Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент
на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.

Слайд 16

Цера - дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. Цера

Цера - дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. Цера
удобна тем, что текст, написанный на воске, можно легко стереть и написать новый.

Слайд 17

У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось

У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось
10 граффити XI века. Большое число граффити XI—XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити — это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание — молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.

Слайд 18

Образование

Ярослав Мудрый
открыл библиотеки, мастерские
для переписки книг, школы для мальчиков.

Образование Ярослав Мудрый открыл библиотеки, мастерские для переписки книг, школы для мальчиков.

Слайд 19

Литература

Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о

Литература Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о
прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей)
Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники.
Садко- (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла.

Слайд 20

Михаил Врубель. Богатырь

Михаил Врубель. Богатырь

Слайд 21

Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881—1898

Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881—1898

Слайд 22

Микула Селянинович -представитель земледельческого быта.

Микула Селянинович -представитель земледельческого быта.

Слайд 23

Илья Репин «Садко»

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Илья Репин «Садко» Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Слайд 24

Летописание

«Повесть временных лет».
Написана монахом Киевско-Печёрской лавры Нестором – летописцем в 1113 году.
Игумен

Летописание «Повесть временных лет». Написана монахом Киевско-Печёрской лавры Нестором – летописцем в
Сильвестр сделал в 1116-1118 году новый её свод.
Главный вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».

Слайд 26

Литература

Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в.

«Чтения о Борисе

Литература Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в. «Чтения
и Глебе».

«Хождения Даниила игумена в святые места».

Владимир Мономах «Поучение детям».

Даниил Заточник «Слово и Моления».

Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».

Слайд 27

Владимир Мономах «Поучение детям».

«…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете,

Владимир Мономах «Поучение детям». «…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько
по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… …. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»

Слайд 28

(полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»,— известный

(полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»,— известный
памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

Слайд 29

Художественное ремесло. Ювелиры

Художественное ремесло. Ювелиры

Слайд 30

Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые

Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые
напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

Слайд 31

Скань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор

Скань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор
из тонкой золотой , серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Слайд 32

Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.

Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.

Слайд 33

Перегородчатая эмаль.

Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота,

Перегородчатая эмаль. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота,
реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

Слайд 37

Русь – страна Гардарики.

Русь – страна Гардарики.

Слайд 40

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь
государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

Слайд 41

Крестово-купольный храм    -     тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом

Крестово-купольный храм - тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном
типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются

Слайд 43

Храм Святой Софии в Киеве.

Храм Святой Софии в Киеве.

Слайд 45

Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:

Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:

Слайд 46

Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045—1050 годах.

Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045—1050 годах.

Слайд 47

Одежда: верхняя одежда, плащ.

Одежда: верхняя одежда, плащ.

Слайд 49

Ссылки на используемые изображения.

http://green-dom.info/2012/04/… http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Kyrill%26Method.jpg/482px-Kyrill%26Method.jpg
Памятнике «1000-летие России» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/1000_Kirill_i_Mefody.jpg/377px-1000_Kirill_i_Mefody.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Kiev_Glagolitic_list_X.jpg
http://s301407763.onlinehome.u…
http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ki/i010-001-286587290.jpg
http://www.1salamandra1.ru/ind… http://www.calligraphy.com.ua/wp-content/uploads/2011/07/kiev.jpg
http://www.mega-stars.ru/img/politics/pictures/yaroslav_i_the_wise/1/2.jpeg
http://filessystem.ru/?con=res…
http://hportodox.ucoz.ru/load/…
12)Илья

Ссылки на используемые изображения. http://green-dom.info/2012/04/… http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Kyrill%26Method.jpg/482px-Kyrill%26Method.jpg Памятнике «1000-летие России» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/1000_Kirill_i_Mefody.jpg/377px-1000_Kirill_i_Mefody.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Kiev_Glagolitic_list_X.jpg http://s301407763.onlinehome.u…
Репин Садко http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Sadko.jpg/422px-Sadko.jpg
13)Андрей Рябушкин.
http://cinereo.zbord.ru/viewto…
http://fineartblog.ru/%d1%80%d…