Публичное и частное право. Источники римского права

Содержание

Слайд 2

Римское право — право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.
Право в объективном смысле —

Римское право — право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации. Право в
совокупность правовых норм, в субъективном смысле — право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

Слайд 3

Публичное право (jus publicum) — совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления.

Публичное право (jus publicum) — совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и
Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатусконсультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

Слайд 4

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок
брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, — действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право — самая оформленная и законченная часть римского права.

Слайд 5

Частное право (jus privatum) — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в

Частное право (jus privatum) — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных
римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Слайд 6

Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным

Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось
источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему объему оно занимало первое место. Поскольку римское право было приспособленным к различным жизненным условиям, оно образовало «современное римское право», которое действовало в Германии до 1900 г.
Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществлялось в XII в. по закону Лотаря II (Франция), но фактически его применение никогда не прекращалось.
Римское право определило характер всех будущих правовых систем, поскольку сами «варвары»-завоеватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они, возможно, выработали бы свою систему, но в данном случае оказалась в готовом виде система, которая соответствовала возникающим запросам.

Слайд 7

Римское право было построено как абстрактное право и как частное право. Оно существовало и при феодализме,

Римское право было построено как абстрактное право и как частное право. Оно
и при капитализме, выражая интересы эксплуататоров: купцов (нашедших свободу частной собственности и договоров); помещиков (захвативших общинные земли); церкви (в качестве политической силы и одного из крупнейших землевладельцев).
Римское право имело огромное влияние на развитие культуры в целом.
Важную роль в истории права играют:
1) юридическая техника римского права, что, соответственно, влияет на точность и лаконичность нормы права, а также цельность и практичность права в целом;
2) исключительность римского права, являющаяся результатом интенсивного развития общества и его культуры, а также результатом развития товарно-денежных отношений.
Успехи римского права объясняются мастерством юристов, которые создали целый арсенал правовых средств.

Слайд 8

Роль римского права в историко-правовых учениях: в связи с завоеванием варварами Рима в

Роль римского права в историко-правовых учениях: в связи с завоеванием варварами Рима
1080 г. была образована Болонская юридическая школа (с этой даты ведут свою родословную европейские университеты). Эта школа насчитывала 10 000 слушателей и положила начало течению глоссаторов (Ирнерий, Аккурсий и др.), которые не допускали противоречий римского частного права. В этих целях они:
1) выбрасывали из Свода Юстиниана inscriptiones и греческие слова;
2) в толковании выводили lex Fufia Caninia от слова canis;
3) установили принцип: Quiequid non agnoscit glossa, nec agnoscit forum.
Болонская юридическая школа породила другую школу — постглоссаторов, или комментаторов, (XII в., Бартол). Одной и основных целей деятельности этой школы явилось приспособление римского права к практическим нуждам.

Слайд 9

Научное значение работ постглоссаторов невелико, господствует арифметическое communis opinio doctorum. Юридическое образование

Научное значение работ постглоссаторов невелико, господствует арифметическое communis opinio doctorum. Юридическое образование
сокращается, наука популяризуется и проникается кляузничеством.
Такие гуманисты XIV–XV вв., как Петрарка, Боккаччо и Валла, резко критикуют произошедшее в данный период времени падение юриспруденции. Полициан, Болоньин и Холондер занимаются восстановлением текста Corpus iuris. Особенно большая заслуга в данном направлении принадлежит Куяцию и Донеллу.
В XIX в. существовала историческая школа Гуго и Савиньи, которая занималась римским правом в реакционных целях.

Слайд 10

Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение

Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное
и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников римского права:
— обычное право;
— законы;
— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов.

Слайд 11

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА
Источники римского права — формы закрепления и выражения

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА Источники римского права — формы закрепления
правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников римского права:
— обычное право;
— законы;
— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;
— сенатусконсульты;
— конституции императоров;
— эдикты магистратов;
— ответы юристов.

Слайд 12

Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон

Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой
о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи опубликовывали в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельди др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса «Источники римского права» (Bruns. Fontes iuris romani).

Слайд 13

Законы XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права,

Законы XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного
запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении — обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица Х), о публичных делах в городе (таблица XI), о неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.

Слайд 14

Corpus juris oivilis — кодификация императора Юстиниана.
4. Произведения римских юристов, в особенности произведения римских историков : Тита Ливия (конец

Corpus juris oivilis — кодификация императора Юстиниана. 4. Произведения римских юристов, в
I в. до н. э. — начало I в. н. э.), Тацита (I–II вв. н. э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н. э.); римских антикваров («грамматиков»): Варрона (II–I вв. до н. э.), Феста (I в. н. э.); римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н. э.); римских писателей: Плавтаи Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др.
5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы — Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

Слайд 15

Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил

Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность
поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Слайд 16

Обычное право — неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.
Нормы обычного

Обычное право — неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного
права:
— mores maiorum — обычаи предков;
— usus — обычная практика;
— commentarii pontificum — обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
— commentarii magistratuum — обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
— consuetudo — обычай в императорский период. Значение обычаев:
— заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;
— свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Слайд 17

АКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ
Законы (leges) — главное воплощение римского

АКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ Законы (leges) — главное
писаного права.
Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.
«Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Слайд 18

ЭДИКТ МАГИСТРАТА КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ПРЕТОРСКИЕ ЭДИКТЫ
Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») —

ЭДИКТ МАГИСТРАТА КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ПРЕТОРСКИЕ ЭДИКТЫ Эдикт (edictum) (от dico
устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.
С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.
Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Слайд 19

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТОВ КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА
Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТОВ КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного
права началось примерно в III в. до н. э.
В период республики деятельность юристов сводилась к:
— консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);
— даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);
— руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).
Результат деятельности юристов — появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей:
— объяснение текста;
— толкование юриста;
— образец исковой формулы.