Роль античности в мировом историческом развитии. Тема 3

Содержание

Слайд 2

4

Социально-политическая организация античного общества

1

2

3

5

Полис как главный структурный элемент древнегреческой цивилизации

Рождение новых видов

4 Социально-политическая организация античного общества 1 2 3 5 Полис как главный
искусства в античности

Человек и природа в Древнем мире

Вставьте Ваш текст

План:

Слайд 3

Литература:

Введение в историю мировых цивилизаций. Учебное пособие (книга). Порозов В.А., 2014. Пермский

Литература: Введение в историю мировых цивилизаций. Учебное пособие (книга). Порозов В.А., 2014.
государственный гуманитарно-педагогический университет
История мировых цивилизаций. Учебное пособие (книга) Захарова Л.А., 2012. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Эль Контент

Слайд 4

Что же такое античность?

Античность - термин, первоначально принятый и используемый в Европе

Что же такое античность? Античность - термин, первоначально принятый и используемый в
для обозначения греко-римской цивилизации и ее культуры, искусства. У нас же в историографии до определенной поры использовался термин "классическая древность". В современной периодизации сегодня принято выделять раннюю, классическую и позднюю античность, но это все условности для ее более удобного изучения.
В большом толковом словаре по культурологии дается следующее определение:
Античность (от лат. anticus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также тех земель, которые находились под их влиянием.

Слайд 5

Основные факторы становления античной цивилизации:

ускорение темпов культурной эволюции
развитие товарно-денежных отношений;
освоение письменности, новый

Основные факторы становления античной цивилизации: ускорение темпов культурной эволюции развитие товарно-денежных отношений;
уровень накопления знаний;
совершенствование законотворчества, его внедрение в политику и общественную жизнь;
возникновение и распространение морально-этических учений;
интенсивное развитие международных и межгосударственных связей.

Слайд 6

Периодизация:

Древнегреческая история:
- крито-микенский  период и Темные века (3000-1100 гг. до н.э. – 1100-800 гг. до н.э.);
- период  архаики 800-500 гг.

Периодизация: Древнегреческая история: - крито-микенский период и Темные века (3000-1100 гг. до
до н.э.;
- классический  период (500-336 гг. до н.э.);
- эпоха  эллинизма (336-30 гг. до н.э.).
2. Историю Древнего Рима:
- царский  период – 753-510 гг. до н.э.;
- период  Республики – 510-31 гг. до н.э.;
- период  Империи – 31 г. до н.э. 476 г.  н.э.

Слайд 7

Вопрос 1

Принадлежность к общинно-племенной общности служила в древности основой человеческой полноценности и

Вопрос 1 Принадлежность к общинно-племенной общности служила в древности основой человеческой полноценности
гражданского состояния. Вне ее рамок человек терял свою хозяйственную самостоятельность, а значит и статус полноправного общинника. Сведения об этнической и территориальной принадлежности древних людей ученым предоставляют сохранившиеся в письменных памятниках

Слайд 9

Античная гражданская община– греческий полис и римской цивитас – конституировала себя в

Античная гражданская община– греческий полис и римской цивитас – конституировала себя в
качестве государства, в котором общество и государство представляли собой единое целое. Однако гражданин представлял государство не сам по себе, а только в составе всего 57 сообществ. Подобную политико-гражданскую структуру греки назвали политией, а римляне – республикой

Слайд 10

Вопрос 2

Древнегреческий полис – это не просто город-государство, это способ общественного устройства, когда

Вопрос 2 Древнегреческий полис – это не просто город-государство, это способ общественного
вся территория полиса принадлежит его гражданам. Все без исключения граждане могут управлять полисом, участвовать в решении его проблем, принимать законы, решать вопросы о войне и мире и многое другое. Сами греки никогда не говорили, например, «полис Афины», но говорили «полис афинян», подчеркивая этим важность людей, которые живут в городе, а не город сам по себе.

Слайд 12

Особенности структурообразующих элементов:

Экономическая основа любого полиса — т.н. античная форма собственности, в

Особенности структурообразующих элементов: Экономическая основа любого полиса — т.н. античная форма собственности,
которой органически сливались собственность государственная и собственность частная, причем частная была опосредована государственной. Отсюда обязательно вытекало то, что непременной и безусловной предпосылкой права собственности на землю в полисе была принадлежность к числу граждан этого общинного объединения. В классическом полисе только его гражданин мог быть собственником земли и, соответственно, каждый гражданин должен был владеть участком земли на полисной территории. Верховное право контроля и распоряжения землей, этого основного средства производства античного времени, принадлежало коллективу граждан, самой гражданской общине.

Слайд 13

Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из

Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из
полноправных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором прав — и экономических, и политических, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.

Слайд 14

Отношение граждан к военной организации полиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого

Отношение граждан к военной организации полиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого
гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсутствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к оружию по мере появления военной угрозы.
Дело в том, что греческие полисы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внешней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.

Слайд 15

Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители,

Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители,
свободных, политически равноправных, экономически независимых граждан-землевладельцев, составляли сплоченный, весьма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировавший все права и привилегии своих сочленов. Стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории — это еще одна из непременных черт полис­ной организации.

Слайд 16

Вопрос 3

В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Особенно греки предпочитали скульптуру. Однако

Вопрос 3 В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Особенно греки предпочитали
очень многие шедевры великих скульпторов погибли и не дошли до нашего времени. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра. Все эти скульптуры погибли, и тем не менее... мы их прекрасно знаем. Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры? Только благодаря многочисленным копиям, которые находились в домах богатых древних коллекционеров и украшали внутренние дворики, галереи и залы греков и римлян.

Слайд 17

«Копьеносец» на многие столетия стал образцом мужской красоты.

«Афродита Книдская» — одна из

«Копьеносец» на многие столетия стал образцом мужской красоты. «Афродита Книдская» — одна
самых известных обнаженных женских скульптур Древней Греции — стала образцом красоты женской. 

Слайд 18

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные
изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.

Помпеи. Настенная роспись. Фреска.

Слайд 19

Древнегреческая живопись до нас практически не дошла, однако сохранившиеся образцы доказывают, что

Древнегреческая живопись до нас практически не дошла, однако сохранившиеся образцы доказывают, что
эллинское искусство достигло высот как реалистической, так и символической живописи. Трагедия засыпанного пеплом Везувия города Помпеи сохранила до нынешнего времени блестящие картины, которыми были покрыты все стены общественных и жилых помещений, в том числе и дома в бедных кварталах. Настенные фрески посвящались самым разным сюжетам, в живописном мастерстве художники античности достигли совершенства, и лишь спустя века этот путь повторили мастера Ренессанса.

Слайд 20

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта - сначала на

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта - сначала на
картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре — белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.

Слайд 21

Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика -

Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика
колоссальные картины, выложенные из кусочков цветных камней и, в поздние периоды, стекла, создавались по живописным эскизам и оказались своего рода вечным искусством. Мозаиками украшали полы, стены, фасады домов, они играли и эстетическую, и практическую роль в создании гармоничной и красивой среды обитания.

Слайд 22

ВЫВОД: Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых

ВЫВОД: Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых
проявлениях. Упадок и забытие античной культуры привели к возврату человечества к философиям негативизма и торжества нелепых предрассудков. Утрата эстетики любования прекрасным, отрицание природной красоты человеческого тела, разрушение античных храмов и произведений искусства стали наиболее заметным следствием крушения античного мира. Понадобились века, чтобы идеалы античности вернулись и начали творчески переосмысливаться художниками Ренессанса, а затем и мастерами Нового времени.

Слайд 23

Вопрос 4

Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством искусственных рукотворных систем,

Вопрос 4 Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством
позволявших поддерживать баланс с природными стихиями. В древнейший период было выведено большинство культурных злаков и растений: пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые культуры, виноград, финиковые пальмы и т. д. Земледелие стало надежным источником самых разнообразных продуктов питания. 

Слайд 24

«Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо

«Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо
наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море», – считал греческий историк Ксенофонт.

Слайд 25

Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы.
Из

Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы. Из
меди, бронзы, железа изготавливались долговечные орудия труда, предметы повседневного обихода, а также оружие. Серебро и золото утвердились в качестве средства обращения и накопления богатств, символизировали успех и занятие ключевых мест в жизни общества. Важную роль играла добыча камня, мрамора, леса, других строительных материалов, которые использовались для строительства жилищ, дворцов, крепостей, различных инженерных сооружений.

Слайд 26

С появлением общественного разделения труда и определенной специализации при производстве различных продуктов возникли

С появлением общественного разделения труда и определенной специализации при производстве различных продуктов
условия для обмена этими продуктами, которые стали товаром. Товары имели разную стоимость. Начались поиски всеобщего эквивалента, способного выражать стоимость всех товаров и обмениваться на любой из них. В роли такого эквивалента использовались раковины каури или маленькие диски из драгоценных металлов.

Слайд 27

В Древнем Риме получили развитие прикладные науки.  Были изобретены водяная мельница, подъемный кран, в

В Древнем Риме получили развитие прикладные науки. Были изобретены водяная мельница, подъемный
игрушках использовались давление воздуха и сила пара. Надежность и долговечность отличали построенные римлянами мосты, акведуки (водопроводы), дороги, крепости, вокруг которых выросли многие современные европейские города (Лондиний – Лондон, Паризия – Париж и др.). Многие научные достижения древних обществ впоследствии либо активно использовались, либо после периода забвения обретали новую жизнь.
Имя файла: Роль-античности-в-мировом-историческом-развитии.-Тема-3.pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0