Русская культура во второй половине XIX века

Содержание

Слайд 2

АРХИТЕКТУРА

Во второй половине ХIХ века продолжается поиск форм и изобразительных средств

АРХИТЕКТУРА Во второй половине ХIХ века продолжается поиск форм и изобразительных средств
в различных областях искусства.
В архитектуре наступило господство эклектики.

Слайд 3

Новое в архитектуре

создавались не только дворцы и храмы, но и вокзалы, больницы,

Новое в архитектуре создавались не только дворцы и храмы, но и вокзалы,
гостиницы, банки, пассажи
применялись новые
материалы: железо, стекло, бетон

появилось новое требование к зданиям: помимо красоты оно должно быть функциональным

Лионский банк в Петербурге

Слайд 4

Верхние торговые ряды в Москве

Архитектор А. Померанцев

Верхние торговые ряды в Москве Архитектор А. Померанцев

Слайд 5

Торговые ряды

Пассаж

Торговые ряды Пассаж

Слайд 6

Железнодорожные вокзалы

Ф.О. Шехтель. Ярославский вокзал в Москве

Вокзал в Владивостоке

Вокзал в Самаре

Железнодорожные вокзалы Ф.О. Шехтель. Ярославский вокзал в Москве Вокзал в Владивостоке Вокзал в Самаре

Слайд 7

Балтийский вокзал архитектор А. Кракау

Балтийский вокзал архитектор А. Кракау

Слайд 8

«Русский стиль» в архитектуре

Д. Чичагов. Здание Московской государственной думы

В. Шервуд. Исторический музей

Третьяковская

«Русский стиль» в архитектуре Д. Чичагов. Здание Московской государственной думы В. Шервуд. Исторический музей Третьяковская галерея
галерея

Слайд 9

Политехнический музей в Москве
архитекторы И. Монигетти, Н. Шохин

Политехнический музей в Москве архитекторы И. Монигетти, Н. Шохин

Слайд 10

Особняк инженера Клодта

Городской театр

Самара

Особняк инженера Клодта Городской театр Самара

Слайд 11

СКУЛЬПТУРА

Опекушин А.М.

Памятник Пушкину А.С.

СКУЛЬПТУРА Опекушин А.М. Памятник Пушкину А.С.

Слайд 12

Микешин М.О.

Памятник «Тысячелетие России»

Микешин М.О. Памятник «Тысячелетие России»

Слайд 13

Екатерина II
Скульптура М. Микешина

Екатерина II Скульптура М. Микешина

Слайд 14

ЖИВОПИСЬ


Основным направлением русской живописи второй половины ХIХ века стал
критический реализм

В

ЖИВОПИСЬ Основным направлением русской живописи второй половины ХIХ века стал критический реализм
1863 г. группа выпускников Академии Художеств отказалась писать картины на темы скандинавского эпоса, заявив что в русской действительности есть более достойные темы.
В 1870 г.они создали Товарищество передвижных художественных выставок.
Теоретиком «передвижников» стал И.Н.Крамской, создавший целую галерею портретов деятелей русской культуры.

Слайд 15

«Передвижники»

В Товарищество вошли
Н.Ге
А.Саврасов
И.Шишкин
братья Маковские
В.Перов
И.Репин
В.Суриков
В.Васнецов и др.
Вершиной реализма стало творчество И.Репина

«Передвижники» В Товарищество вошли Н.Ге А.Саврасов И.Шишкин братья Маковские В.Перов И.Репин В.Суриков
и В.Сурикова. Их работы, пронизанные социальным протестом и создают обобщенный образ русского народа.
В картинах исторической тематики, авторы выбирали переломные моменты русской истории и наиболее яркие личности.

Слайд 16

В работах И.Шишкина, А.Куинджи, А.Саврасова, И.Левитана объектом внимания становится русский пейзаж, красота

В работах И.Шишкина, А.Куинджи, А.Саврасова, И.Левитана объектом внимания становится русский пейзаж, красота
и могущество родной природы.

И.Левитан. «Владимирка»

Слайд 17

И. Левитан (1860-1900)

русский художник
крупнейший мастер русского пейзажа конца ХIХ

И. Левитан (1860-1900) русский художник крупнейший мастер русского пейзажа конца ХIХ века
века

«Над вечным покоем»

«Березовая роща»

Слайд 18

«Март»

«Вечер. Золотой плес»

«Весна. Большая вода»

«Март» «Вечер. Золотой плес» «Весна. Большая вода»

Слайд 19

САВРАСОВ А. К. (1830-1897)

русский живописец
передвижник
родоначальник русского реалистического пейзажа

САВРАСОВ А. К. (1830-1897) русский живописец передвижник родоначальник русского реалистического пейзажа В
В своих картинах передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов.

«Грачи прилетели» 1871

Слайд 20

ПОЛЕНОВ В.Д. (1844 -1927)

русский живописец.
передвижник
пленэрные пейзажи

«Московский дворик» 1878

ПОЛЕНОВ В.Д. (1844 -1927) русский живописец. передвижник пленэрные пейзажи «Московский дворик» 1878

Слайд 21

КУИНДЖИ А.И. (1841-1910)

русский
живописец-пейзажист

«На острове Валааме»

«Север»

«Березовая роща»

«Море. Крым»

КУИНДЖИ А.И. (1841-1910) русский живописец-пейзажист «На острове Валааме» «Север» «Березовая роща» «Море. Крым»

Слайд 22

«Ночь на Днепре»

«Ночь на Днепре»

Слайд 23

«Радуга»

«Радуга»

Слайд 24

ШИШКИН И. И. (1832-1898)

русский художник
выдающийся мастер пейзажа

«Утро в сосновом бору»

«Сосновый бор. Мачтовый лес

ШИШКИН И. И. (1832-1898) русский художник выдающийся мастер пейзажа «Утро в сосновом
в Вятской губернии»

«Рожь»

«Корабельная роща»

Слайд 25

ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)


«Проводы покойника»

«Сельский крестный ход на пасху»

«Чаепитие в Мытищах»

ПЕРОВ В.Г. (1833-1882) «Проводы покойника» «Сельский крестный ход на пасху» «Чаепитие в Мытищах»

Слайд 26

«Тройка»

«Тройка»

Слайд 27

СУРИКОВ В. И. (1848-1916)

русский художник
лучший мастер русской исторической картины

«Меншиков в Березове»

СУРИКОВ В. И. (1848-1916) русский художник лучший мастер русской исторической картины «Меншиков в Березове»

Слайд 28

«Покорение Сибири Ермаком»

«Покорение Сибири Ермаком»

Слайд 29

«Утро стрелецкой казни»

«Боярыня Морозова»

«Утро стрелецкой казни» «Боярыня Морозова»

Слайд 30

К жанру русского фольклора обратился В.Васнецов. Его картины проникнуты духом народных сказок,

К жанру русского фольклора обратился В.Васнецов. Его картины проникнуты духом народных сказок,
религиозными исканиями и философскими размышлениями об исторической судьбе русского народа.

Слайд 31

ВАСНЕЦОВ В. М. (1848-1926)

русский художник
передвижник

Жанровые картины

«С квартиры на

ВАСНЕЦОВ В. М. (1848-1926) русский художник передвижник Жанровые картины «С квартиры на квартиру» «Нищие певцы»
квартиру»

«Нищие певцы»

Слайд 32

Лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории

«Крещение Руси»

«После побоища Игорева

Лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории «Крещение Руси» «После побоища
Святославича половцами»

«Витязь на распутье»

Слайд 33

Темы народных былин и сказок

«Богатыри»

«Аленушка»

«Спящая царевна»

Темы народных былин и сказок «Богатыри» «Аленушка» «Спящая царевна»

Слайд 34

РЕПИН И. Е. (1844-1930)

русский художник, передвижник
соединил крепкую традицию реализма 19 в.

РЕПИН И. Е. (1844-1930) русский художник, передвижник соединил крепкую традицию реализма 19
с новациями рубежа веков
завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание

«Бурлаки на Волге»

«Царевна Софья»

Слайд 35

«Крестный ход в Курской губернии»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Иван Грозный и его

«Крестный ход в Курской губернии» «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» «Иван Грозный и его сын»
сын»

Слайд 36

«Не ждали»

«Арест пропагандиста»

«Не ждали» «Арест пропагандиста»

Слайд 37

СЕРОВ В. А. (1865-1911)

русский живописец и график
передвижник

«Похищение Европы»

«Девочка

СЕРОВ В. А. (1865-1911) русский живописец и график передвижник «Похищение Европы» «Девочка с персиками» «Петр I»
с персиками»

«Петр I»

Слайд 38

НЕСТЕРОВ М. В. (1862 -1942)

«Видение отроку Варфоломею»

русский живописец
выдающийся представитель русского символизма

НЕСТЕРОВ М. В. (1862 -1942) «Видение отроку Варфоломею» русский живописец выдающийся представитель
и модерна

«Дмитрий-царевич убиенный»

Слайд 39

КРАМСКОЙ И. Н. (1837-1887)

русский живописец
создатель Артели художников и Товарищества передвижников,

КРАМСКОЙ И. Н. (1837-1887) русский живописец создатель Артели художников и Товарищества передвижников,
утверждавший принципы реалистического искусства

«Неизвестная»

«Христос в пустыне»

«Портрет Л.Н. Толстого»

Слайд 40

ГЕ Н. Н. (1831-1894)

«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»

«Что истина?»

ГЕ Н. Н. (1831-1894) «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» «Что
(Понтий Пилат и Христос)

Портрет писателя А.И. Герцена

русский живописец
один из основателей Товарищества передвижников

Слайд 41

ВЕРЕЩАГИН В.В. (1842-1904)

русский живописец
крупнейший мастер батального жанра в русской

ВЕРЕЩАГИН В.В. (1842-1904) русский живописец крупнейший мастер батального жанра в русской живописи
живописи ХIХ в.

«Апофеоз войны»

«Мавзолей Тадж-Махал в Агре»

«Двери Тамерлана»

«Представляют трофеи»

Слайд 42

русский живописец-маринист

АЙВАЗОВСКИЙ И.К. (1817-1900)

«Радуга»

«Девятый вал»

«Синопский бой»

русский живописец-маринист АЙВАЗОВСКИЙ И.К. (1817-1900) «Радуга» «Девятый вал» «Синопский бой»

Слайд 43

Литература, театр, музыка

Литература, театр, музыка

Слайд 44

«МОГУЧАЯ КУЧКА»

творческое содружество российских композиторов (1862)

ЦЕЛЬ создания: утверждение русских национальных начал в

«МОГУЧАЯ КУЧКА» творческое содружество российских композиторов (1862) ЦЕЛЬ создания: утверждение русских национальных
музыке

М.А. Балакирев

А. П. Бородин

Ц. А. Кюи

М. П. Мусоргский

Н. А. Римский-Корсаков

Слайд 45

ЧАЙКОВСКИЙ П. И. (1840-1893)

русский композитор
автор:
6 симфоний
3 балетов («Лебединое озеро», «Спящая

ЧАЙКОВСКИЙ П. И. (1840-1893) русский композитор автор: 6 симфоний 3 балетов («Лебединое
красавица», «Щелкунчик»)
10 опер
104 романсов
2 концертов для
фортепиано с оркестром

Слайд 46

Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских народных глиняных

Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских народных глиняных
художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Слайд 47

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Вторая четверть ХIХ века —

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Вторая четверть ХIХ
период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.

Слайд 48

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в ХVII веке в округе Нижнего

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в ХVII веке в округе
Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону.

Слайд 49

Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени Матрёна, что означало «статная дама») — русская деревянная игрушка

Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени Матрёна, что означало «статная дама») — русская
в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Слайд 50

Соотнесите имена композиторов и название их произведений

КОМПОЗИТОРЫ
1) МП. Мусорский
2) П.И. Чайковский
3)

Соотнесите имена композиторов и название их произведений КОМПОЗИТОРЫ 1) МП. Мусорский 2)
А.П. Бородин
4) Н.А. Римский-Корсаков

ПРОИЗВЕДЕНИЯ
А) Балет «Лебединое озеро»
Б) Опера «Князь Игорь»
В) Опера «Снегурочка»
Г) Опера «Хованщина»
Д) Опера «Жизнь за царя»

Слайд 51

Соотнесите имена ученых и сферы их деятельности

УЧЕНЫЕ
1) Д.И. Менделеев
2) П.Л. Чебышев
3)

Соотнесите имена ученых и сферы их деятельности УЧЕНЫЕ 1) Д.И. Менделеев 2)
В.В. Докучаев
4) И.П. Павлов

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) химия
Б) почвоведение
В) физиология
Г) история
Д) математика

Слайд 52

Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их творчества.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
1) Микешин

Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их творчества. ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
М.О., Опекушин А.М.
2) М.А. Балакирев, Кюи Ц.А.
3) А.И.Куинджи, А.К.Саврасов
4) П.А. Садовский, П.А. Стрепетова

СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА
А) живопись
Б) драматический театр
В) архитектура
Г) музыкальное искусство
Д) скульптура

Слайд 53

Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
1) И.Е. Репин
2)А.П.

Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями. ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ 1)
Чехов
3) Серов В.А.
4) Микешин М.О.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ
А) «Девочка с персиками»
Б) памятник «Тысячелетие России»
В) «Утро стрелецкой казни»
Г) «Бурлаки на Волге»
Д) «Вишневый сад»

Имя файла: Русская-культура-во-второй-половине-XIX-века.pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0