Русская культура второй половины XIV – XV вв

Содержание

Слайд 3

Литература второй половины XIV – XV вв.

Литература второй половины XIV – XV вв.

Слайд 4

Религия второй половины XIV – XV вв.

В XV распространились ереси и ожесточились

Религия второй половины XIV – XV вв. В XV распространились ереси и
религиозные споры.
Идейное противостояние

Иосифляне
(Иосиф Волоцкий)
монастыри и церкви должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян

Нестяжатели
(Нил Сорский)
монахи должны жить своим трудом, главная их задача –духовное самосовершенствование

Слайд 5

Архитектура второй половины XIV – XV вв.

Успенский собор в Москве (Фированти)

Все началось

Архитектура второй половины XIV – XV вв. Успенский собор в Москве (Фированти)
в 1326 г., когда великий князь Иван Калита заложил на этом месте первый каменный собор в Москве. Но вскоре храм обветшал, а первая попытка перестроить его закончилась неудачей — обвалился купол. Осуществил замысел итальянский архитектор Аристотель Фиораванти в 1475-1479 гг., ход работ был с большой точностью отражен в летописях. За образец зодчий взял Успенский собор во Владимире, возведенный на три века раньше. Фиораванти повторил наиболее существенные его черты, но соединил их с элементами ренессансного архитектурного пространства. Здание отличается строгостью и лаконизмом, в тоже время не оставляя без внимания особенности древнерусского зодчества.

Слайд 6

Архитектура второй половины XIV – XV вв.

Благовещенский собор в Москве

Построенный при великом

Архитектура второй половины XIV – XV вв. Благовещенский собор в Москве Построенный
князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. семьи. По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля), установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии.
В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора.  

Слайд 7

Архитектура второй половины XIV – XV вв.

Архангельский собор в Москве (Алевиз Новый)

Считается,

Архитектура второй половины XIV – XV вв. Архангельский собор в Москве (Алевиз
что каменный Архангельский собор построили в 1333 г., разобрав старую деревянную церковь. Якобы Иван Калита сделал это в память о миновавшем Русь бедствии, то ли чуме, то ли голоде от неурожая. В только что освященном храме его и положили, а следом и двоих сыновей. Так утвердилась традиция захоронения тут великих князей, самодержцев и членов их семей. Уже на склоне лет, в 1505 г. царь Иван III решил завершить грандиозную перестройку Московского кремля возведением достойной усыпальницы. Он поручил эту работу итальянцу Алевизу, прозванному Новым. 

Слайд 8

Архитектура второй половины XIV – XV вв.

Колокольня Ивана Великого/Иоанна Лествичника (Бон Фрязин)

Первоначально

Архитектура второй половины XIV – XV вв. Колокольня Ивана Великого/Иоанна Лествичника (Бон
на месте колокольни стояла церковь Иоанна Лествичника, построенная при Иване Калите в конце первой трети XIV в. Это был храм архитектурного типа «иже под колоколы». В 1505 г.  старая церковь была разобрана, и к востоку от нее приглашенным итальянским зодчим Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 г.
При царе Борисе Годунове предположительно государевым мастером Федором Савельевичем Конем к двум ярусам колокольни был пристроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид и стала самым высоким зданием Москвы того времени.

Слайд 9

Архитектура второй половины XIV – XV вв.

Грановитая палата (Марк Руффо, П. Солари)

Грановитая

Архитектура второй половины XIV – XV вв. Грановитая палата (Марк Руффо, П.
палата была заложена в 1487 г. итальянским мастером Марко Фрязиным как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491 г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.

Слайд 10

Иконопись второй половины XIV – XV вв.

Спас Вседержитель –
роспись купола церкви

Иконопись второй половины XIV – XV вв. Спас Вседержитель – роспись купола
Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
(Феофан Грек)

Троица
(Андрей Рублёв)

Покров Богородицы
– роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
(Дионисий)

Слайд 11

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский

Слайд 12

Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже (скульптор В.М.Клыков, 1988 г.)

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392)

Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже (скульптор В.М.Клыков, 1988 г.) Сергий Радонежский (ок.
почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. 

Слайд 13

Памятник Андею Рублеву в Спасо-Андрониковом монастыре (скульптор О.Ккомов. 1985г)

Адрей Рублев — первый русский

Памятник Андею Рублеву в Спасо-Андрониковом монастыре (скульптор О.Ккомов. 1985г) Адрей Рублев —
художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.
Имя файла: Русская-культура-второй-половины-XIV-–-XV-вв.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0