Русская Православная церковь в период русского централизованного государства (конец XV-XVII вв.)

Слайд 2

Задачи:

- раскрыть процесс утверждения автокефалии;
- охарактеризовать политико-идеологическую доктрину «Москва – третий Рим»;
-

Задачи: - раскрыть процесс утверждения автокефалии; - охарактеризовать политико-идеологическую доктрину «Москва –
осветить положение церкви в царствование Ивана Грозного;
- раскрыть предпосылки введения патриаршества;
- описать церковный раскол, показать его влияние на изменение народного сознания.

Слайд 3

Утверждение автокефалии

Утверждение автокефалии Русской церкви привело:
1) к разделению единой Русской митрополии, продолжавшемуся

Утверждение автокефалии Утверждение автокефалии Русской церкви привело: 1) к разделению единой Русской
до 1685 г.
2) к потере контроля над многими старыми епархиями. В состав самостоятельной Киевской митрополии вошли 10 из 18 епархий Русской церкви.
Автокефалия способствовала тесной политической зависимости от крепнувшей самодержавной власти московского вели­кого князя

Слайд 4

 

Согласно новой доктрине, московские князья становились заместителями церковного положения византийских императоров —

Согласно новой доктрине, московские князья становились заместителями церковного положения византийских императоров —
«епископов внешних дел Церкви», ее охранителей и попечителей. Однако, согласно средневековым представлениям, царство не может возникнуть само по себе, оно должно быть «сообщено» кем-то, царский сан должен быть передан другим царским политическим центром.

Слайд 5

Царствование Ивана Грозного

В 1547 г. московский митрополит Макарий впервые в истории России

Царствование Ивана Грозного В 1547 г. московский митрополит Макарий впервые в истории
совершает церемонию «венчания на царство» над молодым Иваном IV, который принимает титул «боговенчанного царя», непосредственно участвующего в церковной жизни.

Важную роль в упорядочении церковной жизни сыграл Стоглавый собор 1551 г. Проходивший под председательством государя и созванный митрополитом Макарием собор получил название Стоглавого, поскольку принятое на нем Соборное Уложение насчитывало 100 глав.

Слайд 6

Предпосылки введения патриаршества
Константинопольские соборы 1590 и 1593 гг. признали патриаршество автокефальной Русской

Предпосылки введения патриаршества Константинопольские соборы 1590 и 1593 гг. признали патриаршество автокефальной
церкви, утвердив за патриархом Московским пятое место в иерархии предстоятелей автокефальных православных церквей после Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. В соборных грамотах о правах русского патриарха было записано, что он будет иметь «патриаршие достоинство и честь, и сочетается и мерится с прочими патриархи на вся веки» и именуется «патриарх Московский и всея России и северных стран».
Наиболее важные вопросы церковной жизни решались на церковных соборах, в работе которых участвовали патриарх, архиереи, архимандриты наиболее крупных монастырей, священники отдельных соборных церквей. По некоторым подсчетам к концу XVII в. на Руси на­считывалось 24 епархии, свыше 600 монастырей, до 15 тысяч церквей.
Имя файла: Русская-Православная-церковь-в-период-русского-централизованного-государства-(конец-XV-XVII-вв.).pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0