Шатровое строительство на Руси 16 века

Содержание

Слайд 3

Русская церковная деревянная архитектура обрела особый стиль. Свойства дерева как строительного материала

Русская церковная деревянная архитектура обрела особый стиль. Свойства дерева как строительного материала
обусловили своеобразие и особенности этого стиля. Создать купол, имеющий плавные формы, из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него появляется шатер остроконечной формы. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом

Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи). Такие храмы получили название шатровых

Слайд 4

Наверное, главной причиной строительства на Руси деревянных шатровых церквей в том, что

Наверное, главной причиной строительства на Руси деревянных шатровых церквей в том, что
в дереве трудно передать необходимый элемент православного храма византийского типа - купол. А конструкция деревянного шатра намного проще.
Впрочем, в среде искусствоведов существует гипотеза, что строительство шатровых храмов может быть связано с тенденцией вертикализации культовых сооружений, что характерно для западноевропейской готики.
Хотя этот вопрос и остается спорным, запрет патриарха Никона строить в России шатровые церкви, вполне может служить некоторым аргументом в пользу этой гипотезы.
Вероятно, самым известным шедевром шатровой архитектуры является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1528 - 1532 годах Петром Франческо Анибале (Петром Фрязиным, или Петроком Малым) - автором крепостной стены Китай-города.

Слайд 5

Однако, примером шатровой архитектуры вполне можно считать и намного более известный, причем

Однако, примером шатровой архитектуры вполне можно считать и намного более известный, причем
во всем мире, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, он же - храм Василия Блаженного (1555 - 1561):
Он сочетает в себе как традиции русского зодчества, так и европейского искусства эпохи Возрождения. Думается, что именно этим объясняется его совершенно неповторимый стиль, сделавший этот собор одним из главных символов как Москвы, так и России.   Несколько отступая от темы, не могу хотя бы кратко не остановиться на запутанной истории, касающейся авторов этого архитектурного шедевра, чтобы внести в нее хотя бы какую-то ясность.   Из-за широкой известности Покровского собора многие люди даже далекие от истории вообще и истории архитектуры в частности при вопросе о том, кто построил этот храм, чаще всего называют имена Ивана Грозного (заказчика строительства) и неких русских зодчих - Барму и Постника. Также часто упоминается легенда, что после окончания строительства собора, пораженный его великолепием царь приказал ослепить русских зодчих, чтобы они никогда больше не смогли построить ничего подобного ни в одной другом месте.   Знакомо? Ну еще бы!   Эта история на протяжении долгого времени кочует из одной научно-популярной книги в другую, ее можно прочитать даже в школьных учебниках истории.   Но она не выдерживает никакой критики по нескольким причинам.     Во-первых, легенда об ослеплении мастера (или мастеров), создавшего выдающийся памятник, вовсе не является уникальной. К примеру, те, кто бывали в Праге, наверняка слышали от гидов-экскурсоводов (терпеть не могу этих халтурщиков!) легенду об ослеплении мастера, сконструировавшего один из символов столицы Чехии - Пражские куранты - "Орлой":

Слайд 6

Во-вторых, в отличие от явно вымышленного Бармы, зодчий по имени Постник действительно

Во-вторых, в отличие от явно вымышленного Бармы, зодчий по имени Постник действительно
существовал. Известный псковский мастер Постник Яковлев, который, что наиболее вероятно, был настоящим автором Покровского собора имел прозвище - Барма. Так что Барма и Постник, оказываются одним и тем же лицом - Бармой Постником Яковлевым.
Все это напоминает историю с никогда не существовавшими братьями Рюрика Синеусом и Трувором, якобы пришедшими вместе с ним в Новгород в 862 году.
Ну и, в-третьих, никто Барму Постника Яковлева не ослеплял (Ивану Грозному приписывают и без того множество зверств, так давайте хотя бы в этом грехе перестанем его обвинять). Прямым доказательством зрячести псковского архитектора является хотя бы то, что после завершения строительства Покровского собора он в течение нескольких лет участвовал в возведении Казанского кремля.

Троицкая (Покровская) церковь Александровой слободы (1510 г.),
считающаяся первым каменным шатровым храмом

Слайд 7

Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском
(1584 - 1585 гг.)

Всего за два десятилетия, прошедших

Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском (1584 - 1585 гг.) Всего за два
после появления первого каменного шатрового храма в Коломенском, этот новый вид архитектуры получил признание у русских зодчих, которые стали возводить шатровые храмы во многих городах и селах наравне с более привычными – с перекрытыми сводом. Почти все шатровые храмы XVI в. имели одну и ту же композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный столб (восьмерик), который венчал шатер. Однако зодчие, принимая эту общую схему, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

Слайд 8

Строительство шатровых храмов продолжалось и в первой половине XVII века.
Покровская церковь в

Строительство шатровых храмов продолжалось и в первой половине XVII века. Покровская церковь
Медведково, построенная в 1640 году князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (да-да, тем самым!) в своей вотчине.
Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Слайд 9

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на реке Сетунь (1644 - 1645 гг.):

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на реке Сетунь (1644 - 1645 гг.):

Слайд 10

В 1652 (1653?) году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, предписав впредь

В 1652 (1653?) году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, предписав впредь
церкви "строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить".
Возможно, что для Никона шатровая архитектура олицетворяла все то "старое" русское, от которого он хотел отказаться, вершувшись к другому еще более "старому" - византийской традиции. Впрочем, реформа Никона была продиктована не только (и не столько, по моему мнению) религиозными причинами, но и геополитическими (а это очевидно, если учитывать, что внешняя политика России с XVII века развернулась с Востока на Запад).
Но сам же Никон первым нарушил собственный запрет, задумав построить храм, по его представлениям (сам патриарх никогда не был в Святой земле) повторяющий формы главной христианской святыни - храма Воскресения в Иерусалиме.
Невиданный до сих пор каменный шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном Никоном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, является лучшим подтверждением этому.

Слайд 11

Шатровая архитектура, запрещенная патриархом Никоном в середине XVII века, стала вновь востребованной

Шатровая архитектура, запрещенная патриархом Никоном в середине XVII века, стала вновь востребованной
в России в XIX - начале ХХ века, в эпоху историзма и модерна.
Собор Петра и Павла в Петергофе,
построенный архитектором В. А. Косяковым по проекту Н. В. Султанова
в 1895 - 1904 гг. (историзм):
Имя файла: Шатровое-строительство-на-Руси-16-века.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0