Схема четырехстолпного православного храма

Содержание

Слайд 4

Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси (макет) -Сооружена древнерусскими и

Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси (макет) -Сооружена древнерусскими и
византийскими мастерами в 989-996 гг. Владимир Святославович, выделил на строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили церковь

Слайд 5

Плинфа – тонкий обожженный кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры (до 300х350х25 мм).  Строили  с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой».

Плинфа – тонкий обожженный кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Плинфа имела

Слайд 6

Золотые ворота - один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси, периода правления

Золотые ворота - один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси, периода
Ярослава Мудрого
Строительство: 1019-1026
Первое упоминание – 1037 (по ПВЛ)

Слайд 7

Софийский собор в Киеве . Построен в первой половине XI века, согласно летописи,

Софийский собор в Киеве . Построен в первой половине XI века, согласно
князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами константинопольскими зодчими

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм  с 13 главами

Слайд 8

Новгородский Софийский собор — это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроен

Новгородский Софийский собор — это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на
князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах

Пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Слайд 9

Софийский собор в Полоцке (третья София) построен между 1044-1066 годами князем Всеславом

Софийский собор в Полоцке (третья София) построен между 1044-1066 годами князем Всеславом Чародеем
Чародеем

Слайд 10

Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор). Главный купол Софийского собора

Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор). Главный купол Софийского собора

Слайд 11

Мозаика Архангели. Фрагменты. Главный купол Софии Киевской. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела,

Мозаика Архангели. Фрагменты. Главный купол Софии Киевской. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела,
из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.

Слайд 12

Мозаика "Оранта"(Оранта - богоматерь, которая молится, с поднятыми руками). Главный алтарь Софии

Мозаика "Оранта"(Оранта - богоматерь, которая молится, с поднятыми руками). Главный алтарь Софии Киевской
Киевской

Слайд 13

Фреска. Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф Софийского собора

Фреска. Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф Софийского собора

Слайд 14

Фрески южной башни Софийского собора. Многоплановая композиция "Ипподром", рассказывающая о второй встрече

Фрески южной башни Софийского собора. Многоплановая композиция "Ипподром", рассказывающая о второй встрече
княгини Ольги с императором Константином Багрянородным

Слайд 15

Фреска "Скоморохи", размещенная в верхней части южной башни Софийского собора

Фреска "Скоморохи", размещенная в верхней части южной башни Софийского собора

Слайд 16

На стенах Софийского собора в разных местах сохранились средневековые надписи и рисунки

На стенах Софийского собора в разных местах сохранились средневековые надписи и рисунки
— граффити (сохранилось более 300), оставленные священниками и посетителями Софийского собора.

Сообщение о смерти Великого Киевского князя Ярослава Мудрого

Автограф Владимира Мономаха

Слайд 17

Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных

Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных
или платиновых зернышек.

Техника чернения — ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор

Слайд 18

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из
тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов.

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать»